Методы повышения защитных сил организма. Значение санитарного состояния учебно-воспитательных учреждений в профилактике инфекционных заболеваний среди детей и подростков : Спорт в школе и здоровье детей

1. Иммунитет и методы повышения защитных сил организма

Иммунитет — это защитно-приспособительная реакция организма против различных болезнетворных агентов. Ослабление иммунитета влечет за собой повышенный риск возникновения инфекционных, вирусных и онкологических заболеваний, а также обострения хронических болезней. Существуют различные причины снижения иммунитета:

Зашлакованность организма: накопление в организме шлаков, ядов и токсинов повышает расход энергии на любую деятельность, снижает сопротивляемость, ухудшает обмен веществ и приводит к значительному ухудшению самочувствия.

Переедание: также увеличивает потребность в витаминах, повышает энергозатраты, нарушает сон, вызывает образование продуктов избыточного обмена веществ и загрязнение ими органов и тканей. В результате организм направляет жизненные силы на переработку пищи в жир и на вывод отходов этой переработки.

Недостаток витаминов, макро – и микроэлементов: приводит к снижению сопротивляемости различным болезням, способствует нарушениям сна, ухудшает способность организма к самоочищению и саморегулировке. Например, при нехватке хрома или ванадия нарушается работа поджелудочной железы. Она вырабатывает инсулин не вовремя или не столько, сколько нужно. Уровень глюкозы в крови понижается, а для энергетической системы человека это то же самое, что для электрических приборов - снижение напряжения. В результате нарушается работа органов и систем человека, а одной из первых расстраивается работа иммунной системы.

Хронический стресс: способствует истощению организма. Общее ослабление организма - хорошая почва для бактериальных и вирусных заболеваний. Более подробно о стрессе и о мерах борьбы с ним.

В связи с этим методы повышения иммунитета условно можно разделить на две основные группы: медикаментозные и немедикаментозные.

Не медикаментозные методы повышения иммунитета

Питание. Кушать необходимо не менее трех раз в день, причем как минимум один раз в день необходимо есть "первое блюдо" - суп, щи, борщ и т.п. Пища должна быть разнообразной: мясо, молочные продукты, рыба, фрукты, овощи, зелень. Чем разнообразнее ваше меню, тем больший спектр микроэлементов и витаминов получает ваш организм. Уникальным, с точки зрения повышения иммунитета, продуктом является МЕД. Исключить из рациона некоторые продукты возможно только по причине аллергической реакции или при необходимости соблюдать какую-либо диету.

Сон. Здоровый, полноценный сон является залогом хорошего самочувствия. Спать необходимо 7–9 часов в сутки, в зависимости от потребности организма. При постоянном недосыпании может развиться "синдром хронической усталости" - слабость, сонливость, быстрая утомляемость, раздражительность, депрессия. Данное состояние чревато обострением хронических заболеваний и резким ослаблением иммунитета. И, если недостаток в рационе некоторых продуктов питания можно скомпенсировать приемом витаминных комплексов и прочими медикаментозными способами, то восполнить недостаток сна нельзя ничем!

Движение. Людям, занятым малоподвижными видами деятельности, в качестве борьбы с гиподинамией можно посоветовать пешие прогулки. В день необходимо проходить быстрым шагом не менее 3 км, или 30 мин непрерывной ходьбы. Стресс является одним из основных факторов, отрицательно влияющих на защитные силы организма. Сильный психологический стресс может стать причиной возникновения сахарного диабета (особенно при наличии наследственной предрасположенности), а также гипертонического криза и прочих сердечно-сосудистых заболеваний.

Медикаментозные методы повышения иммунитета

  1. 2–3 раза в год принимать поливитаминные комплексы (веторон, олиговит, пиктовит, декамивит, ундевит, ревит и прочие). Курс приема 15–20 дней.
  2. Фитосплат, пищевые добавки со спирулиной и эхиноцеей, сухие пивные дрожжи. Можно принимать постоянно или с небольшими перерывами.
  3. Апилак – сухое маточное молочко, и прочие продукты пчеловодства. Принимать в случае ослабления организма, в период восстановительного лечения после перенесенной вирусной инфекции.
  4. Дибазол – принимать 1–2 таблетки в день курсом 10 дней. Рекомендуется в период эпидемий и повышенной заболеваемости гриппом, ОРЗ и т.п.
  5. Циклоферон – рекомендуется при гриппе, ОРЗ, герпетической инфекции. Правильно подобрать дозу и разработать схему лечения вам поможет ваш лечащий врач.

Также иммунитет обеспечивается защитными свойствами кожи и слизистых оболочек, клетками иммунной системы и поэтому различают врожденный и приобретенный иммунитеты. Врождённый (неспецифический) иммунитет обусловлен способностью идентифицировать и обезвреживать разнообразные патогены по наиболее консервативным, общим для них признакам, дальности эволюционного родства, до первой встречи с ними. Адаптивный (устар. приобретенный, специфический) иммунитет имеет способность распознавать и реагировать на индивидуальные антигены, характеризуется клональным ответом, в реакцию вовлекаются лимфоидные клетки, имеется иммунологическая память, возможна аутоагрессия.

Сегодня иммунитет разделяют еще на две категории – активный и пассивный. Активный иммунитет представляет собой совокупность внутренних сил и возможностей организма. Пассивный иммунитет человечество пытается привить с помощью различных вакцин, лекарственных препаратов и средств народной медицины.

Методы повышения иммунитета

Закаливание воздушными ваннами повышает иммунитет, тренирует механизмы теплоотдачи, кровообращения, кожного дыхания. Воздушные ванны бывают холодные (0-8 градусов), умеренно холодные (9-16 градусов), прохладные (17-20 градусов), и индифферентные (21-23 градуса). Рекомендуется начинать закаливание с воздушных полуванн, а затем принимать полные ванны при комнатной температуре по 10 минут. Запомните одно правило: в вашей комнате всегда должен быть свежий воздух. Для этого необходимо держать открытой форточку в любое время года. Начинать лучше с лета. Можно закаливаться ночным сном на веранде или в саду в любую погоду. Но излишне бравировать здесь не нужно. Лучше в прохладную погоду начинать с 1-3 часов сна, в мороз сократить это время в два раза. Чтобы разумнее укрыться, рекомендуется следующая схема: При 20 градусах накройтесь пикейным одеялом, при 19-15 градусах - байковым или шерстяным, при 14-10 градусах - двумя шерстяными одеялами, ниже 4 градусов - необходимы спальный мешок и два шерстяных одеяла. При морозе обязательно наденьте шерстяную шапочку, теплое белье, носки. 

Водные процедуры. Не случайно древняя медицина очень широко использовала для повышения иммунитета водные процедуры в виде бань, ванн, омовений и купаний. Суть повышения иммунитета водными процедурами состоит в кратковременном воздействии холодом на тело человека на регулярной основе с целью тренировки терморегуляции организма, активизации обмена веществ. Холодная вода не только дает толчок вашему кровообращению, но и быстрее “транспортирует” гормон кортизол в кровь. Это активизирует защитные силы организма и повышает иммунитет.

Водолечебные процедуры показаны в целях повышения иммунитета, а также при болезнях сердечно-сосудистой системы, атеросклерозе сосудов головного мозга, болезнях органов пищеварения, органов движения, болезнях обмена веществ и эндокринных желез, болезнях кожи и др.

Контрастные обтирания: эти закаливающие процедуры проводятся водой с температурным контрастом - холодной и горячей. Общая продолжительность процедуры - 5 минут. Такие обтирания прекрасно повышают иммунитет, тонизируют нервную систему, уменьшают утомляемость, потливость, метеозависимость, особенно полезны в пожилом возрасте. 

Посещение бани. Большинство людей приходят в баню не только чтобы помыться. В баню приходят, прежде всего, погреться: “Где тепло, там и добро”. Вековая вера народа в целительные свойства бани подтверждается современной медициной. При правильном использовании бани повышается иммунитет, нормализуется работа всех систем организма. А при различных заболеваниях ревматического характера лучшего эффекта при лечении не достичь другими способами. По своему воздействию баня заменит многие косметические средства – поможет избежать морщин, сохранить упругость кожи, сбросить лишний вес. Горячая баня - великолепный тренажер кожи. Оказывается, повысить иммунитет можно, получая при этом еще и удовольствие. Люди издавна ценили баню за ее восхитительную способность снимать усталость. Механизм этого благотворного воздействия заключен в том, что банная процедура значительно снижает в организме уровень молочной кислоты – основного фактора усталости.

Загорайте на солнце. Давно установлено, что солнце повышает иммунитет и сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам внешней среды; оно укрепляет нервную систему, способствует образованию в коже пигмента меланина и витамина Д, стимулирует обмен веществ и кроветворение. Лучшее время для приема солнечных ванн – с 9 до 11 часов. Детям до 11 лет начинать пребывание на солнце желательно в "кружевной" тени деревьев по 2-3 минуты. Лучше всего это получается во время подвижных игр. За 5-7 дней нежная детская кожа адаптируется и процедура доводится до получаса. Детям 11-16 лет и взрослым можно начинать загорать уже с 5 минут в день, доводя продолжительность приема солнечных ванн до 2 часов в день. Не рекомендуется быть на солнце более 2 часов в день. 

Также для повышения иммунитета плавайте в море. Плавание в море по своему физическому воздействию на организм человека является оздоровительной и лечебной процедурой, способствующей повышению иммунитета. Закаляя организм в целом, плавание приспосабливает его к резким изменениям окружающей среды. При плавании окружающая масса воды оказывает на организм сильное механическое воздействие. Во время движения в воде в горизонтальном положении создаются благоприятные условия для дыхания и кровообращения. При этом вода производит массирующее действие на всю мышечную систему, укрепляется здоровье, улучшается действие сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной и нервной систем. При этом улучшается состав крови и деятельность органов кровообращения (облегчается отток крови и лимфы от периферии к сердцу, улучшается циркуляция этих жидкостей), усиливается обмен веществ, улучшается пищеварение.  Пребывание в воде в сочетании с мышечной активностью повышает адаптацию организма к физическим нагрузкам и температурным раздражителям. 

Подвижный образ жизни крайне важен для повышения иммунитета. Он снижает риск развития легочных заболеваний, сердечных заболеваний, диабета, ожирения, высокого кровяного давления и высокого уровня холестерина в крови. Если вы уже страдаете от подобных заболеваний, подвижный образ жизни поможет вам справиться с ними. Физические упражнения также помогают нам справиться со стрессовыми ситуациями в жизни и дарят здоровый сон. Они помогают нам лучше выглядеть и чувствовать себя, а также дают заряд энергии.

Употребление продуктов содержащих витамин С (аскорбиновая кислота). Витамин С участвует в синтезе коллагена, межклеточного "цементирующего" вещества, обеспечивающего структуру мышц, сосудистых тканей, костей и хрящей. Витамин С также необходим для повышения иммунитета. Природные источники, богатые витамином: Цитрусовые, гуава, зеленый перец, земляника, капуста, картофель, манго, папайя, перец сладкий, шиповник, помидор, шпинат. Суточная потребность в витаминах: 70 мг. 

2. Значение санитарного состояния учебно-воспитательных учреждений в профилактике инфекционных заболеваний среди детей и подростков

Большое значение в профилактике инфекционных заболеваний среди детей и подростков имеет санитарное состояние учебно-воспитательных учреждений.

Надзор осуществляет отделение гигиены детей и подростков санитарно-гигиенического отдела СЭС в форме предупредительного и текущего санитарного надзора за выполнением государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами требований, а также за проведением и соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на оздоровление условий обучения и воспитания детей и подростков.

Предупредительный санитарный надзор (ПСН) осуществляет контроль за соблюдением гигиенических норм и санитарных правил при предоставлении земельных участков и привязке проектов строительства детских и подростковых учреждений, а также контроль за ходом их строительства. В процессе строительства (реконструкции) зданий проверяется соответствие проводимых работ утвержденному и согласованному с органами санитарно-эпидемиологической службы проекту. Работники СЭС входят в состав государственной комиссии по приему выстроенных (реконструированных) зданий и сооружений для детей и подростков; разрабатывают и вносят предложения о приостановлении или запрещении отдельных видов работ по строительству зданий и сооружений до проведения необходимых мероприятий по устранению нарушений санитарно-гигиенических норм. Они могут отказаться подписать акт приемки, если здание или сооружение не готово к приему детей (незакончены строительные или отделочные работы, благоустройство участка, не работает санитарно-техническое оборудование и т.п.). Сотрудники СЭС готовят заключение о соответствии вводимых в эксплуатацию зданий и сооружений для детей и подростков действующим санитарно-гигиеническим и санитарно-противоэпидемическим правилам и нормам; при необходимости приостанавливают до принятия санитарных и противоэпидемических мер эксплуатацию различных объектов. К области ПСН относится рассмотрение СЭС проектов отраслевых стандартов, другой нормативно-технической документации на детскую и подростковую. Мебель, учебно-наглядные пособия, школьные учебники, одежду, обувь, детские игрушки и другие предметы детского обихода. При этом особое внимание уделяется вопросам возможности с гигиенической точки зрения использования синтетических и полимерных материалов в производстве изделий для детей и подростков. Важным компонентом ПСН является определение профессий, работ и специальностей, к которым допускаются подростки с учетом их возраста, пола и состояния здоровья; условий производственной среды и режима, при которых могут проводиться обучение и профессиональная подготовка учащихся общеобразовательных школ и СПТУ; организация надзора за соблюдением законодательства о труде подростков. Одним из направлений ПСН является работа по организации летнего отдыха детей и подростков.

Текущий санитарный надзор (ТСН) начинается с вводом в эксплуатацию учреждений для детей и подростков. Основу ТСН должны составлять целенаправленные тематические и выборочные обследования учреждений для оценки условий и режима воспитания и обучения детей и подростков, влияния этих условий на их здоровье и физическое развитие. Особое внимание при этом необходимо обращать на профилактику, расстройств зрения, нарушений опорно-двигательного аппарата и инфекционных заболеваний. В связи с этим контролируют санитарное состояние и содержание учреждений, обеспеченность их оборудованием, соответствующим ростовозрастным особенностям детей и подростков; правильность рассаживания детей за партами и ученическими столами; достаточность естественного и искусственного освещения в помещениях для пребывания детей; наличие условий для соблюдения правил личной гигиены детьми и персоналом; своевременность и полнота проведения предварительных и периодических медицинских осмотров; работа медицинского персонала учреждений и др. При обследовании учреждений проверяют соответствие их устройства и содержания действующим санитарно-гигиеническим и санитарно-противоэпидемическим нормам и правилам, а также соблюдение режима дня, учебных и производственных занятий. Немаловажное значение имеет гигиеническая организация уроков в общеобразовательных школах (использование наглядных пособий, чередование различных видов деятельности в течение урока, проведение физкультминуток и физкультпауз и т.п.) и организация педагогического процесса в дошкольных учреждениях. В ходе проверки учреждений обращают внимание на организацию и проведение мероприятий по физическому воспитанию подрастающего поколения. При осуществлении ТСН за учебно-воспитательными и оздоровительными учреждениями ведется контроль за организацией и качеством питания детей. Особое внимание уделяют соблюдению санитарных правил приготовления пищи и хранения пищевых продуктов; сроков реализации скоропортящихся пищевых продуктов, а также выполнению мероприятий по обеспечению полноценного питания, в том числе витаминизации готовой пищи, и осуществлению мер профилактики пищевых отравлений.

Обязательно в деятельности СЭС широкое использование современных инструментальных и лабораторных исследований с целью объективной оценки гигиенических условий воспитания и обучения в детских и подростковых учреждениях. С этой целью проводится лабораторный контроль за состоянием воздушной среды и микроклимата помещений, качеством воды, санитарным состоянием почвы земельных участков, качеством питания детей и подростков, санитарно-эпидемиологическим режимом в учреждениях. Кроме того, проводят измерение уровня освещенности и спектра шума в помещениях пребывания детей, гигиеническую оценку детской мебели, выборочное исследование предметов детского обихода и др.

Работа санитарного врача по гигиене детей и подростков и его помощника строится в соответствии с планом, разработанным на основе конкретной местной санитарно-эпидемической обстановки. В плане выделяются главные вопросы и объекты первостепенной важности, а также объекты, требующие более широкого использования при осуществлении надзора лабораторных методов исследования; определяются объем и характер работы, очередность и частота санитарных обследований.

При необходимости обследование учреждений проводится комплексно с привлечением эпидемиологов, санитарных врачей по коммунальной гигиене, гигиене питания и гигиене труда. В обследовании принимает участие руководитель объекта или уполномоченное им лицо. К обследованию могут быть привлечены представители предприятий, учреждений и организаций, в ведении которых находится объект обследования.

Список использованной литературы

  1. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Родионова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003. - 240 с.
  2. Дубровский, В.И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений / В.И. Дубровский. – М.: Гуманитарный издательский центр “ВЛАДОС”, 2003. – 512 с.

Читать еще:


Новые материалы:

"Зарождение демократии в Афинах" :: Интегрированный урок (литература + история + ИЗО) по теме "Какой ценой?" :: Урок истории в 6-м классе "Феодальная раздробленность" :: Открытый урок "Нет фашизму!" :: Интегрированный урок литературы и истории в 6-м классе по теме "Илиада - поэма Гомера" :: Герой нашего времени, 2017 :: Кровати без ПМ / MOON TRADE / Кровать двуспальная Купол Тысячелетия Модель 385 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD