Эстетическая гимнастика. Как повысить популярность вида спорта : Спорт в школе и здоровье детей

Эстетическая гимнастика. Как повысить популярность вида спорта : Спорт в школе и здоровье детей

Спортивная подготовка в эстетической гимнастике – многолетний, круглогодичный, специально организованный процесс всестороннего развития, обучения и воспитания занимающихся.

Главная цель подготовки гимнасток – всестороннее гармоническое развитие организма, сохранение здоровья, работоспособности и внешней привлекательности.

Особенностью эстетической гимнастики является то, что участницы соревнуются командами. Это полностью командный вид спорта, в котором оценивается техника выполнения упражнений не только отдельной гимнасткой, а всей командой.

В связи с этим, частной целью подготовки является выполнение разрядных нормативов в составе команды, участие не только в соревнованиях, но и в спортивно-массовых мероприятиях. Акценты в эстетической гимнастике смещены с индивидуальной подготовки на групповую.

На занятиях по эстетической гимнастике решается конкретный круг задач:

  • всестороннее гармоническое развитие занимающихся;
  • развитие потребности к движению и пластике у девушек;
  • выявление и развитие творческих способностей у занимающихся;
  • развитие физических качеств в соответствии с физиологическими особенностями организма девочек, девушек;
  • развитие эстетических способностей (музыкальности, танцевальности, выразительности и артистизма);
  • формирование правильной осанки;
  • воспитание чувства сплоченности и командного единства;
  • формирование специальных умений и навыков, необходимых в эстетической гимнастике;
  • формирование умений и навыков группового исполнения;
  • участие в контрольных и официальных соревнованиях, турнирах, фестивалях, спортивно-массовых мероприятиях.

Многолетняя подготовка гимнасток базируется на системе специфических средств и методов, применяемых поэтапно, с учетом возрастных особенностей занимающихся.

Таблица 1

Многолетнюю подготовку спортсменок в эстетической гимнастике по аналогии с другими видами спорта принято делить на 4 этапа:

I - этап предварительной подготовки: группы начальной подготовки, возраст занимающихся 5-6, 6-7 лет;

II - этап начальной спортивной специализации: учебно-тренировочные группы первого - четвертого годов обучения, возраст занимающихся 7-12 лет;

III - этап углубленной подготовки: группы спортивного совершенствования, возраст занимающихся 12-16- лет

IV – этап спортивного долголетия: группы высшего спортивного мастерства, возраст занимающихся 16 лет и старше. (Табл. 1)

Содержание работы по этапам подготовки

I этап – предварительной подготовки (5–7 лет)

Этап начальной подготовки охватывает дошкольный и младший школьный возраст и является первым звеном в системе многолетней подготовки.

Главная цель ранних занятий физической культурой и спортом - создать прочную основу для воспитания здорового, сильного и гармонично развитого молодого поколения.

Для девочек эстетическая гимнастика является видом спорта, который содействует гармоничному развитию организма с раннего возраста, поэтому привлечь исходный контингент в целом не представляет особого труда.

К решаемым в первые годы занятий задачам относятся:

  1. Укрепление здоровья.
  2. Гармоничное развитие всех органов и систем организма.
  3. Формирование правильной осанки.
  4. Формирование гимнастического стиля (школы) выполнения упражнений.
  5. Начальное развитие физических качеств.

Девочки этого возраста уже готовы к обучению и функциональному совершенствованию с помощью специальных средств эстетической, ритмической, танцевальной гимнастики. Нет необходимости форсировать предварительную подготовку и преждевременно вводить узкую специализацию на фоне интенсивных нагрузок. Это приводит к сокращению сроков базовой подготовки и завышенным требованиям к большинству юных занимающихся, что впоследствии сказывается на их количестве

II этап - начальной спортивной специализации (7·12 лет)

После занятий в группах массового обучения девочкам может быть предложено зачисление на отделение художественной гимнастики, либо на отделение эстетической гимнастики. При комплектовании групп для занятий эстетической гимнастикой на этапе ранней специализации необходимо руководствоваться уровнем подготовленности детей. В первую группу могут входить дети, не имеющие предварительной подготовки, во вторую – занимавшиеся ранее различными видами гимнастики или танцами. При необходимости группы можно объединить, форсировав некоторые виды подготовки на начальном этапе.

Главной целью на этапе начальной специализации в эстетической гимнастике является подготовка команды для участия в соревнованиях, спортивно-массовых мероприятиях, турнирах, фестивалях и т.д.

С учетом классификационных требований по эстетической гимнастике можно определить конкретные задачи для подготовки гимнасток младшего и среднего школьного возраста, выступающих в возрастной категории 8-10 лет и 10-12 лет:

  1. Разучивание и закрепление базовых технических элементов.
  2. Разучивание и закрепление специальных средств.
  3. Развитие физических качеств.
  4. Разучивание и закрепление согласованных действий гимнасток при групповом исполнении композиции.
  5. Участие в контрольных, внутренних и официальных соревнованиях, спортивно-массовых мероприятиях, фестивалях и т.д.

Гимнастки 8-12 лет, занимающиеся на II этапе подготовки, отличаются высокой пластичностью организма, повышенными способностями к обучению и сенситивным периодом для развития координации и ловкости, быстроты и пассивной гибкости.

III этап - углубленной подготовки гимнасток 12·16 лет

Целью III-гo этапа углубленной подготовки гимнасток является плавный переход от спокойно текущей учебной работы к интенсивным тренировочным занятиям.

Основные задачи этапа углубленной подготовки:

1. Совершенствование специально-физической подготовленности гимнасток, особенно активной гибкости и скоростно-силовых качеств.

2. Постепенное повышение функциональной подготовленности: планомерное освоение новых тренировочных нагрузок.

3. Повышение надежности (стабильности) выполнения базовых элементов.

5. Повышение качества исполнения всех хореографических форм – классических, народных, современных в усложненных соединениях.

7. Приобретение опыта формирования предстартовой “боевой готовности”, саморегуляции, сосредоточения и мобилизации.

8. Углубленная тактическая и теоретическая подготовка.

9. Активная соревновательная практика

Основными средствами углубленной подготовки гимнасток 12-16 лет являются:

1. Тренировочные занятия повышающегося объема и интенсивности.

2. Специфические упражнения эстетической гимнастики (равновесия, повороты, наклоны, прыжки, волны, взмахи, изгибы, расслабления, сжатия, скручивания, выпады, махи и др.)

3. Специальные разминки разного характера: партерные, гимнастические, хореографические, народно-характерные, современно-танцевальные и комплексные, общие и индивидуальные.

4. Отработка соревновательных элементов и комбинаций.

5. Комплексы СФП на активную гибкость и скоростно-силовые качества.

6. Музыкально-двигательные занятия

7. Теоретические занятия по видам подготовки.

8. Комплексы на развитие пластики, вестибулярной устойчивости, выразительности

Для III-го этапа специализированной подготовки характерно увеличение объема и интенсивности тренировочных нагрузок занятия проводятся 4-5 раз в неделю по 2,5-3 часа. Необходимо существенное увеличение соревновательной практики до 4-6 соревнований в год.

Данный этап подготовки может быть также адресован девушкам, по разным причинам завершившим карьеру в художественной гимнастике, спортивной акробатике, а так же в других видах гимнастики, и решившим применить достигнутое мастерство в групповой гимнастике.

IV этап - спортивного долголетия 16 лет и старше

Целью IV этапа - спортивного долголетия гимнасток является переход на программу мастера спорта, а также участие в соревнованиях различного ранга.

Основные задачи этапа спортивного долголетия:

1. Дальнейшее совершенствование специальной физической подготовленности во всех аспектах.

2. Достижение оптимального уровня тренированности.

3. Достижение высокого уровня надежности (стабильности) исполнения элементов и соединений.

4. Постоянный поиск и освоение новых оригинальных движений.

5. Углубление психологических и тактических знаний и умений, достижение максимального уровня психологической и тактической готовности к соревнованиям.

6. Совершенствование музыкальности и художественности исполнения композиции.

Основные средства этапа спортивного совершенствования:

1. Специальные разминки разного характера: партерные, гимнастические, хореографические, народно-характерные, современно-танцевальные и комплексные, общие и индивидуальные.

2. Специфические упражнения эстетической гимнастики (равновесия, повороты, наклоны, прыжки, волны, взмахи, изгибы, расслабления, сжатия, скручивания, выпады, махи и др.)

3. Отработка соревновательных элементов и комбинаций.

4. Индивидуальная теоретическая, психологическая и тактическая подготовка.

Для данного возраста характерна высокая степень функционального совершенства, поэтому именно в этом возрасте можно ожидать интеллектуальную и эмоциональную зрелость, пластичность, музыкальность, более сложное в образном отношении исполнение.

Необходимость массового привлечения в гимнастику детей с раннего возраста вносит новые установки в сложившуюся систему подготовки.

В таких видах спорта, как волейбол, баскетбол, легкая атлетика, плавание и др., для всех категорий занимающихся соревнования проводятся по единым правилам, и при этом диапазон разброса демонстрируемых результатов довольно большой. В гимнастике строго очерченные программы и требования, ориентированные на подготовку топ-спортсменок, в полной мере не соотнесены с решением ключевой задачи привлечения широких масс к регулярным занятиям.

Речь идет не о разделении гимнастики на спортивную и оздоровительную, а о решение задач оздоровления с привлечением спортивных установок – ориентации на участие в соревнованиях и устремленность к высоким результатам. Взаимное проникновение спортивного и оздоровительного направления нашло свое воплощение в эстетической гимнастике. Очевидно, чтобы повысить популярность данного вида спорта требуются особые формы организации, методы и содержание занятий, необходимые для должной мотивации спортсменок.

Считается, что основоположниками этого направления в гимнастике являются финны и эстонцы. Угадав желание женщин, разработав более облегченные правила и требования, они способствовали перерождению простых гимнастических зрелищ в соревнования.

Однако вся система соревнований на всех, начиная со школьного, уровнях направлена на выявление потенциальных чемпионов и рекордсменов.

Успех международных соревнований по эстетической гимнастике в последующие годы привел к идее проведения чемпионатов мира. Россия не просто принимает участие в международных турнирах, но является признанным лидером.

Ориентация на высокие спортивные результаты, дальнейшее усложнение техники, и как следствие увеличение объема и интенсивности нагрузок, в дальнейшем может перевести эстетическую гимнастику из разряда доступных видов спорта в разряд элитарных, потеряв свое первоначальное предназначение - вид спорта для гармоничного развития женщин.

Между тем преимущество эстетической гимнастики состоит именно в том, что она располагает богатейшим арсеналом упражнений от элементарных, доступных практически любому по возрасту и даже по состоянию здоровья континенту занимающихся, до самых сложных.

Ее технику можно считать идеальной, она свободно познаваема, сами движения полны оттенков, с их помощью можно свободно передавать глубокие человеческие, культурные, эстетические ощущения.

На наш взгляд нужны новые приоритеты, иная структура и программа соревнований, а не старые шаблоны – “озолочение”, победа любой ценой.

Задача тренера вводить в мир гимнастики сотни детей, а не заботится о выявлении талантов, способных победить даже на непристижных соревнованиях.

Необходимо вернуться к старым моделям, которые уже были в гимнастике. В 1984 г. на всесоюзной конференции предлагалось разделение гимнастики на программу категории “А” – олимпийское направление, и категорию “Б” – массовую гимнастику, приемлемую для всех желающих заниматься “от мала до велика” и использующую разнообразные доступные средства воздействия на организм, а также различные формы проведения занятий. Программа категории “Б” была составлена таким образом, чтобы создать максимум возможностей для занятий, исключить ненужные условности в организации и проведении соревнований, сделать более достижимым выполнение разрядных нормативов. Она подразделялась на программу для детей и программу для взрослых. Для детей предлагалась программа, состоящая из III, II, I разрядов с индивидуальными обязательными и произвольными (в I разряде) упражнениями повышенной сложности, построенными на базовых и профилирующих элементах и соединениях (6 видов упражнений в каждом разряде). Для взрослых девушек вводились III, II, I разряды по групповым упражнениям (III разряд – 4 вида, II – 5 видов, I – 6 видов). Программа для кандидатов и мастеров спорта предполагалась единой для юных и взрослых спортсменок. Считалось, что такая классификационная программа более доступна для большинства занимающихся.

В эстетической гимнастике для разделения на “жесткую” и “мягкую” модель есть все основания.

Во-первых, эстетическая гимнастика адресована девушкам, по разным причинам, завершившим карьеру в художественной гимнастике, спортивной акробатике, а также в других видах гимнастики, и решившим применить достигнутое мастерство в групповой гимнастике.

Во-вторых, как показали результаты исследований, большинство релевантных с позиции качественного спортивного отбора индивидуальных показателей испытуемых, а именно – около 40%, могут быть отнесены к низкому уровню развития, неперспективному для последующего достижения высоких спортивных результатов, около 38% – к среднему уровню, и лишь около 22% – к высокому.

Такую неоднородность контингента следует учитывать при комплектовании групп. Заведомо понятно, что результаты будут несопоставимы.

Конечно, эволюция в гимнастике – объективный и неизбежный процесс, ведущий к усложнению спортивной техники, но, с другой стороны, благодаря мощной общественной потребности она должна развиваться и по принципу “доступно-эффективно-эмоционально”.

Нами сделана попытка разработать два уровня сложности программ по эстетической гимнастике, которая представлена в таблице 2. Это только один из вариантов, ни в коем случае не истина в последней инстанции, скорее информация к размышлению, способ найти единомышленников.

Таблица 2

Жесткую модель или категорию “А” с выявлением победителей могут реализовывать команды двигательно более одаренных детей, а также команды, состоящие из эмигрантов из других видов гимнастики.

До 12 лет они выступают по программе РФЭГ (Российская федерация эстетической гимнастики), с 12 лет – по программе ИФАГ (международная федерация эстетической гимнастики).

Мягкая модель или категория “Б” оппозиционна. Ведущими факторами, на которые тренеру следует опираться, являются: увлеченность детей, интерес и желание заниматься, стремление к подражанию. Стремление победить любой ценой исключается. С этой целью введена более мягкая система оценок и выявление победителей и призеров, которых может быть несколько. Упрощена программа РФЭГ и ИФАГ.

В зависимости от организационных возможностей они могут проводиться в один или несколько дней. Например, в первый день проводятся спортивные состязания, а во второй – конкурс номеров в свободном стиле. Такие соревнования скорее можно отнести к фестивальному типу.

На наш взгляд, сохраняя соревновательные принципы, учитывая их плюсы, можно смягчить соревнования, придав соперничеству более гуманную форму, не доводя до его крайностей, позволяющую отказаться от жестких, а порой и жестоких проявлений.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок "Любовная лирика А.С. Пушкина" :: Интегрированный урок (литература + русский язык). Тема урока: "Подвиг любви и долга" :: Урок литературы в 7-м классе по теме "Ты в ответе за тех, кого приручил" (по произведению Л.Н. Андреева "Кусака") :: Н.С. Лесков "В путь с левшой" (разработка урока) (6-й класс) :: Урок-конспект по творчеству Ф.И. Тютчева :: Амадей ( National Theatre Live: Amadeus ), 2017 :: Детские / MOON TRADE / Детская цвета дуб кремона Мика 3 Модель 349 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок окружающего мира на тему Когда придет суббота и когда наступит лето?

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тест по экономике для 10–11-х классов общеобразовательного учреждения с социально-экономическим профилем

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD