Народная игра «Русская лапта» на уроках физкультуры с национально-региональным компонентом. 8-й класс : Спорт в школе и здоровье детей

Народная игра «Русская лапта» на уроках физкультуры с национально-региональным компонентом. 8-й класс : Спорт в школе и здоровье детей

Оглавление

  1. Введение
  2. Анализ исходного состояния (проблемная ситуация)
  3. Идея, авторская позиция педагога
  4. Основные требования к уровню физической подготовленности учащихся в “Русской лапте”
  5. Методические рекомендации по проведению уроков физкультуры в 8-ых классах с включением регионального компонента игры “Русская лапта”
  6. Тематическое планирование уроков физкультуры в 8-ых классах с включением регионального компонента игры “Русская лапта”
  7. Заключение
  8. Библиографический список
  9. Приложение №1
  10. Приложение №2
  11. Приложение №3

1. Введение

Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания физического развития подрастающего поколения. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь, но отказаться от игры не возможно, потому что нельзя уничтожить живую потребность в игре.

Игровая деятельность относится к числу потребностей, обусловленной самой природой человека – это потребность в тренировке мышц и внутренних органов, потребность общения, получения внешней информации.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Огромный потенциал народных игр оставили нам наши предки, но современные дети их мало знают и редко обращаются к этим играм.

Народные игры являются неотъемлемой частью национального, художественного и физического воспитания школьника.

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре региона и страны.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой степени развлечения.

Народные игры являются основой, на которых построены современные подвижные игры, используемые в настоящее время на уроках физкультуры.

2..Анализ исходного состояния (проблемная ситуация)

Социальные изменения, произошедшие в нашей стране, условия жизни человека (аудио- и видеотехника, компьютеры), интерфикация его деятельности, слабая физическая подготовка детей и подростков, понижение двигательной активности учащихся, все возрастающее воздействие на их организм неблагоприятных внешних факторов прямо или косвенно приводят к негативным нравственным и функциональным изменениям состояния здоровья детей.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности.

Социальная среда и реальная практика свидетельствует об ухудшении здоровья населения нашей страны. Озабоченность вызывает то обстоятельство, что болезни стали широко распространяться среди школьников. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число “физиологически незрелых детей” новорождённых утроилось. Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают” двигательный дефицит”, то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в школе и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, за компьютером и т.д.). Это увеличивает статическую нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы, то есть усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии.

Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеваниям детей ожирением.

Так, по данным большинства исследователей, 30-40% наших детей имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ. Общепринятая система физического воспитания не всегда может решить данные проблемы так как:

- не учитывает дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными способностями и здоровьем;

- недостаточно реализует потребности детей в движении и др.

В связи с этим в наше время особенно остро встаёт вопрос о том, как помочь ученикам в их оздоровление, какой наиболее доступный и экономически выгодный путь избрать.

Для решения этой проблемы целесообразным способствовать развитию незаслуженно забытой народной игры “Русская лапта”.

Эта игра на Руси пользовалась особой популярностью. В нее играли взрослые и дети. Она приносила людям веселье и радость, решительность, развивала быстроту и выносливость, укрепляла здоровье.

3. Идея, авторская позиция педагога.

Игра – это основной вид деятельности ребёнка, это средство общения, накопления опыта, выражений эмоций и формирования отношений.

Игровая деятельность ориентирована не только на результат, сколько на сам процесс, поэтому обучающиеся не боятся, не комплексуют из-за того, что у них что-то не получается. Они полностью отдаются игре, так как имеют одну важную особенность – двуплановость. С одной стороны, играющий осуществляет реальное действие, с другой – многие моменты этой деятельности носят условный характер, позволяют отвлечься от реальной ситуации, действовать в воображаемой обстановке.

Цель работы: рассмотреть игру “лапта” как универсальное средство для развития двигательных качеств, оздоровления и социальной адаптации учащихся.

Задачи:

- содействие гармоничному физическому развитию, выработка умений использовать физические упражнения, в условиях внешней среды для укрепления здоровья

- формирование разносторонней физической подготовленности

- расширение двигательного опыта и умений применять их в различных условиях

- дальнейшее развитие координационных способностей

- формирование самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения

Игра доступна всем, так как включает в себя естественные двигательные действия и не требует от игроков специальной подготовки.

Игра “лапта” выступает как средство совершенствования навыка, выполняемого в изменяющихся ситуациях игровые поединки безопасных и достаточно простые в организации, не требуют от занимающихся специальной подготовки и могут проводиться в условиях спортивного зала или открытой спортивной площадки.

“Лапта” может носить как чисто оздоровительный, так и спортивный характер, предусматривал спортивное совершенствование молодёжи.

Использование “лапты” как средство физической культуры в оздоровительных целях, несомненно, будет способствовать формированию и совершенствованию функциональных возможностей всех систем и органов организма занимающихся, формированию потребности в общении со всеми сверстниками ориентации играющих на здоровый образ жизни, формированию личностных качеств и позитивных черт характера. Кроме того, надо полагать, что лапта должна повышать анаэробные возможности человека, от которых зависят качества, необходимые для его выживания в экстремальной ситуациях.

Игра на свежем воздухе , особенно весенне-осенние периоды, без сомнения, должна последовательно повышать устойчивость организма к простудным к инфекционным заболеваниям, а также вредным влияниям неблагоприятной внешней среды нашего региона.

“Лапта” по своему игровому содержанию, беговым и метательным действиям хорошо вписывается в уроки физической культуры, особенно в тех школах, где нет спортивных залов, и большинство уроков проводится на открытых площадках. “Лапта” - подвижная игра, с её элементами, упражнениями на основе игровой техники являются средствами подготовки к метанию и бегу.

Метание выполняется на дальность и в цель – вертикальную, горизонтальную, движущуюся. При этом в игровых условиях, метание имеет эмоциональную окраску в сравнении с обычным программным метанием, что очень важно для детей. Упражнения, используемые при обучении “лапте”, позволяют выполнять большое количество бросков, ловли и подбора мяча с площадки, всё это развивает координационные способности метателя, чувство мяча.

Перебежки в “лапте” аналогичны повторному методу тренировки в беге. На средней дистанции школьники выполняют значительно больший объём работы в игре, при этом перебежки выполняют в соответствии со своими индивидуальными и физическими возможностями. Игра не требует сложно инвентаря и оборудования, достаточно иметь один мяч и “лапту”.

Весь инвентарь для “лапты” можно изготовить своими силами.

4..Основные требования к уровню физической подготовленности учащихся в “Русской лапте”

Учащийся должен знать:

- правила безопасности на занятиях по “русской лапте”;

- терминология “русской лапты”, техника бросков по мячу, техника перемещений в поле, индивидуальные, групповые и командные атакующие и защитные действия;

- правила соревнований по “русской лапте”.

Уметь:

- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на уроках “русской лапты”;

- выполнять передачу мяча на дальность и точность;

- выполнять удары снизу, сверху, сбоку;

- выполнять ловлю мяча одной и двумя руками;

- провозить подвижные игры с элементами “русской лапты”.

Демонстрировать:

Физические способности Физические упражнения Мальчики Девочки
Скоростные Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, (сек.) “5” - 8.8

“4” - 9.7

“3” - 10.5

“5” - 9.7

“4” - 10.2

“3” - 10.7

Силовые Прыжок в длину с места; (см) “5” - 198

“4” - 188

“3” - 178

“5” - 178

“4” - 168

“3” - 158

Выносливость Кроссовый бег 2000м; (мин.) “5” - 10.0

“4” - 10.4

“3” - 11.4

“5” - 11.0

“4” -12.4

“3” - 13.5

Координация движений Бросок набивного мяча на дальность; (см) “5” - 565

“4” - 435

“3” - 365

“5” - 500

“4” - 415

“3” - 360

В метание на дальность и на меткость:

- метать малый мяч и мяч 150 гр с места и с разбега (10-12 м) с использованием четырёх шагов с соблюдением ритма;

- метать малый мяч с места с трёх шагов разбега в горизонтальную и вертикальные цели с 10-15 м;

- метать малый мяч с места по медленно и быстро движущимся целям с 10-12 м.

5. Методические рекомендации по проведению уроков физкультуры в 8х классах с включением регионального компонента

Работа над совершенствованием ловкости и быстроты должна осуществляться непрерывно в течение всего периода урока. На разных этапах подготовки учащихся к игре в лапту применение предполагаемых средств имеет свои особенности. Данный материал предназначен для работы с учениками разной подготовленности. Используются следующие примерные подготовительные упражнения: 2-3 коротких ускорение с выполнением остановок, бега спиной и боком вперед, выполнение падений, приседаний, выпрыгиваний, передача и ловля прыгающего мяча, разнообразные способы ловли мяча в любых сочетаниях, удары по мячу битой на точность попадания (по мячу, затем в площадку).

Первым из рекомендуемых средств используются упражнения для развития стартовой и дистанционной скорости и для развития ловкости. Затем применяются упражнения с одновременным воздействием на развитие ловкости и быстроты.

Упражнения с выполнением игровых приемов непосредственно во время ускорений. Упражнения внутри групп избираются соответственно степени физической и технической подготовленности занимающихся, уровню развития у них быстроты, ловкости и овладения ими тактическими умениями.

Помимо этого, в зависимости от физической подготовленности учащихся, действия в избирательных упражнениях сочетаются с более простыми и наиболее сложными техническими и тактическими приемами. Устанавливаются и разные временные рамки для выполнения упражнений.

Перед упражнением на развитие быстроты и ловкости следует особое внимание уделять разминке. Помимо общего комплекса упражнений для подготовки опорно-двигательного аппарата, выполняемых в умеренном темпе, применять и специальные упражнения для коленных, голеностопных суставов, лучезапястных суставов и суставов пальцев кисти.

В процессе развития быстроты используются различные методы, применяемые к рекомендуемым упражнениям, наиболее важное значение имеют:

  • Повторный метод.
  • Соревновательный метод.

Повторный метод:

При многократном повторении можно использовать варианты выполнения упражнений с максимальными усилиями с самого начала.

Основной целью является достижение максимально возможного результата и удержание его в течение определенного времени.

Соревновательный метод:

Главная задача: превзойти свой лучший результат в последующей попытке или последующем занятии.

В связи с этим очень важен контроль времени пробега отрезков. Организация учащихся для выполнения упражнений осуществляется двумя путями:

  • Выполнение упражнений всем потоком и разделение занимающихся на подгруппы.
  • Серийное выполнение упражнений.

Первый метод наиболее приемлем в упражнениях с передвижениями в одном направлении.

Второй метод – при выполнении упражнения на месте, с передвижением на короткие расстояния и с изменением направления.

Составлять пары игроков целесообразно (в зависимости от задач) в двух вариантах:

1 вариант: соединение одинаковых по скоростной подготовке игроков.

2 вариант: соединение игроков разной подготовленности, когда один из партнеров выступает в роли “стимулятора” скорости.

При проведении эстафет и игр целесообразно, чтобы “общая скорость” команд была примерно одинаковой, но подбирать в команды нужно игроков с разной скоростью и, причем так, чтобы в каждой команде был “скоростной” лидер.

Выполнение самостоятельных и домашних заданий является одним из важных условий повышения двигательной активности учащихся, улучшения их физической подготовленности, укрепления здоровья, формирования основ здорового образа жизни и внедрения физической культуры в быту.

В домашние задания включены упражнения для совершенствования техники движения, закрепления и совершенствования отдельных двигательных навыков физических качеств (силы, гибкости, ловкости, быстроты, выносливости и др.).

В качестве домашних заданий используются различные силовые упражнения с эспандером, гантелями; прыжки через скакалку на одной, обеих ногах, упражнения на узкой опоре (на равновесие), оздоровительный бег.

6. Примерное тематическое планирование по физической культуре с включением регионального компонента игры в лапту (8 класс)

Таблица

Поурочное планирование уроков физкультуры в 8-х классах с включением регионального компонента игры “Лапта” дано в приложении 1.

7. Заключение

Оценивая всё “за” и не имея ничего против, можно сделать вывод, что “лапта” является универсальным средством для развития двигательных качеств, оздоровления и социальной адаптации учащихся.

В процессе интегрирования игры “лапта” в учебный процесс выигрывают обе стороны такой интеграции:

- учащиеся, развивая свои двигательные качества, оздоравливаются и приобретают опыт адаптации в коллективе;

- возрастает популярность игры, за счёт внедрения её на уроках физкультуры, как региональный компонент.

Педагогические воздействия дают наибольший эффект, если в основу развития ребёнка систематически и целенаправленно закладываются культурные физические традиции, применяемые его предками. “Лапта” не только прекрасно развивает физические способности, но и не имеет большое воспитательное значение. Правила народной игры определяют весь её ход, регулируют действия и поведения детей, их взаимоотношение, содействуют формированию личностных качеств.

Таким образом, игра в “лапту” является универсальным средством для развития двигательных качеств, оздоровления и социальной адаптации учащихся на уроках физкультуры.

8. Библиографический список

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя – Москва: Просвещение, 1989 г. – 144 с.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Москва: Прогресс, 1988 г. – 172 с.
  3. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок. Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. Москва: Издательство “первое сентября”, 2000 г. – 222 с.
  4. Жуковская Р.И. воспитание ребёнка в игре. Москва: АПН РСФСР, 1963 г., 166-211 с.
  5. Мудрик А.В. Деятельность, общение, игра в развитие коллектива и формировании личности школьника. Москва, 1983. – 146 с.
  6. Рогачев В.В. педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятельность. Ярославль, 1994 г. – 186 с.
  7. Фришман И.И. выигрывает тот, кто играет! Н. Новгород: педагогические технологии, 2001 г. – 106 с.
  8. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. Москва: Новая школа, 1994г. – 240 с.
Читать еще:


Новые материалы:

Интегрированный урок (математика + физкультура) по опережающему обучению школьников по теме «Математические вычисления на уроке физкультуры. Среднее значение» :: Внеурочная деятельность на тему "История одной вещи: метательная машина". 1–2-е классы :: Учет психофизиологических особенностей учащихся с асимметрией полушарий головного мозга в учебном процессе :: Информационно-педагогическая карта класса как инструмент педагогической диагностики :: Анализ воспитательной работы :: Газетчики ( The Post ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Столы и стулья / Ангстрем / Стул Kris Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD