Элективный курс "Спортивное и прикладное плавание" для учащихся 10—11-х классов физкультурно-педагогического профиля : Спорт в школе и здоровье детей

Пояснительная записка

Плавание – жизненно важный навык, связанный с освоением в водной среде и умением передвигаться в ней. Полученные знания и умения являются базой для специализации в спортивной и профессионально-прикладной деятельности. Умение плавать необходимо для овладения профессиями, связанными с водной средой.

Программой элективного курса «Спортивное и прикладное плавание» предусмотрено изучение теоретических вопросов, общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка пловцов на суше, а так же освоение, закрепление и совершенствование умений и навыков в воде: совершенствование способов спортивного плавания и изучение прикладного.

Теоретические знания: влияния плавания на организм человека; правила поведения в бассейнах и на открытых водоемах, меры предупреждения несчастных случаев и травм на воде; техника плавания спортивными способами, техника поворотов и стартового прыжка; освобождение от захватов и транспортировка пострадавшего; оказание первой медицинской помощи пострадавшему на воде.

Умения и навыки: плавание спортивными способами, выполнение поворотов и стартового прыжка; использование комбинированных способов плавания для достижения поставленной цели; способы освобождения от захватов и транспортировка пострадавшего; ныряние в длину и глубину.

Завершается курс защитой исследовательских проектов и выполнением итогового тестирования (контрольные соревнования).

Цель курса:повышение компетентностейучащихся в области знаний о технике спортивного и прикладного плавания; о тренировочном процессе; о роли плавания в жизни человека.  Создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора дальнейшей профессии. Формирование интереса  учащихся к профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту.

Задачи курса (планируемый результат):

  • знать технику спортивного плавания  и уметь преодолевать дистанции спортивными способами плавания;
  • знать теоретический материал по прикладному плаванию и уметь выполнять контрольные задания, связанные с использованием прикладного плавания;
  • способствовать развитию основных физических качеств, регулярно выполнять тестовые задания по общей физической подготовке;
  • формировать познавательный интерес к плаванию и возможностям человеческого организма, выделить плавание как жизненно необходимый навык.

Учебно-тематический план изучения курса

Разделы программы и название тем

Количество часов

Всего

Лекции

Практические
занятия

Введение

1. История развития плавания.
2. Техника безопасности на уроках плавания.

 

1
1

 

1
1

 


Спортивное плавание

1. Основы техники спортивного плавания.
2. Закрепление и совершенствование техники плавания способом кроль на спине.
3. Закрепление и совершенствование техники плавания способом кроль на груди.
4. Закрепление и совершенствование техники плавания способом баттерфляй.
5. Закрепление и совершенствование техники плавания способом брасс.
6. Закрепление и совершенствование техники комплексного плавания.
7. Закрепление и совершенствование техники поворотов (в процессе совершенствования спортивных способов плавания).
8. Закрепление и совершенствование техники стартового прыжка (в процессе совершенствования спортивных способов плавания).

 

1
5
5
5
5
5

 

1
1
1
1
1
1

 


4
4
4
4
4

Прикладное плавание

1. Освоение, закрепление и совершенствование техники комбинированного плавания.
2. Ныряние (передвижение под водой).
3. Прыжки в воду.
4. Плавание в экстремальных условиях.
5. Преодоление водных преград.
6. Спасательные средства и их применение.
7. Освоение техники приемов освобождения от захватов утопающего.
8. Освоение техники приемов транспортировки утопающего.
9. Оказание первой помощи при утоплении.

 

3
3
2
3
1
2
5
5
5

 


1

1

1
1
1
2

 

3
2
2
2
1
1
4
4
3

Общая физическая подготовка и специальная подготовка пловцов на суше

1. Как правильно организовать тренировку.
2. Метод круговой тренировки на суше.
3. Занятия в тренажерном зале.
4. Тренировка с использованием специального инвентаря для проведения занятий на суше.

 

2
3
3
3

 

2


 


3
3
3

Итого часов

68

17

51

Содержание программы

Введение

Тема 1. История развития плавания. Огромное значение воды в жизни человека требовало приспособления к необычной среде. Впервые попав в воду, человек тонет. Поэтому плавание – жизненно необходимый навык, связанный с освоением водной среды и умением передвигаться в ней. О том, какое значение несло в себе плавание в древности, о том, как плавание приобрело современный вид, раскрывает данная тема.

Тема 2. Техника безопасности на уроках плавания. Лекционное занятие призвано обсудить правила поведения во время подготовки к уроку: в раздевалках, душевых, на бортике. А также принять к сведению правила поведения и соблюдения техники безопасности  на уроках в воде. Обратить внимание на методы самоконтроля и первые признаки утомления.

Спортивное плавание

Тема 1. Основы техники спортивного плавания. Биомеханические основы плавания, понятие о технике, общие требования к рациональной технике плавания, согласование движений – лежат в основе техники спортивного плавания. Гидростатическое равновесие тела, силы реакции воды при движении тела, а также анализ сил, тормозящих продвижение тела пловца вперед – темы обсуждения данного лекционного занятия.

Тема 2. Закрепление и совершенствование техники плавания способом кроль на спине. Общеразвивающие, специальные, имитационные упражнения для изучения гребковых движений руками и ногами, а также согласование движений спортивным способом кроль на спине. Специальные упражнения с плавательной доской, колобашкой, лопатками для закрепления и совершенствования гребковых движений руками и ногами. Плавание в полной координации способом кроль на спине. Выполнение старта и поворотов  на дистанции кролем на спине. Выполнение контрольного норматива на дистанции кролем на спине (дистанции определяются по стандартным (25м и 50м) или нестандартным (18м, 20м, 23м и тд.) размерам бассейна).

Тема 3. Закрепление и совершенствование техники плавания способом кроль на груди. Общеразвивающие, специальные, имитационные упражнения для изучения гребковых движений ногами, движений руками и дыхания, а также согласование движений ног, рук и дыхания спортивным способом кроль на груди. Специальные упражнения с плавательной доской, колобашкой, лопатками для закрепления и совершенствования гребковых движений ногами, руками и дыхания. Плавание в полной координации способом кроль на груди. Выполнение стартового прыжка и поворотов  на дистанции кролем на груди. Выполнение контрольного норматива на дистанции кролем на груди (дистанции определяются по стандартным (25м и 50м) или нестандартным (18м, 20м, 23м и тд.) размерам бассейна).

Тема 4. Закрепление и совершенствование техники плавания способом баттерфляй. Общеразвивающие, специальные, имитационные упражнения для изучения гребковых движений ногами, движений руками и дыхания, а также согласование движений ног, рук и дыхания спортивным способом баттерфляй. Специальные упражнения с плавательной доской, колобашкой, лопатками для закрепления и совершенствования гребковых движений ногами, руками и дыхания. Плавание в полной координации способом баттерфляй. Выполнение стартового прыжка и поворотов  на дистанции баттерфляем. Выполнение контрольного норматива на дистанции баттерфляем (дистанции определяются по стандартным (25м и 50м) или нестандартным (18м, 20м, 23м и тд.) размерам бассейна).

Тема 5. Закрепление и совершенствование техники плавания способом брасс. Общеразвивающие, специальные, имитационные упражнения для изучения гребковых движений ногами, движений руками и дыхания, а также согласование движений ног, рук и дыхания спортивным способом брасс. Специальные упражнения с плавательной доской, колобашкой, лопатками для закрепления и совершенствования гребковых движений ногами, руками и дыхания. Плавание в полной координации способом брасс. Выполнение стартового прыжка и поворотов  на дистанции брассом. Выполнение контрольного норматива на дистанции брассом (дистанции определяются по стандартным (25м и 50м) или нестандартным (18м, 20м, 23м и тд.) размерам бассейна).

Тема 6. Закрепление и совершенствование техники комплексного плавания. Пловец преодолевает дистанцию четырьмя способами, меняя их после прохождения каждой четверти дистанции в следующей очередности: баттерфляй, кроль на спине, брасс, кроль на груди. Завершение каждой четверти дистанции должно производиться по правилам финиша данного способа плавания. Выполнение стартового прыжка и поворотов  на дистанции комплексом. Выполнение контрольного норматива на дистанции комплексом (дистанции определяются по стандартным (25м и 50м) или нестандартным (18м, 20м, 23м и тд.) размерам бассейна).

Тема 7. Закрепление и совершенствование техники поворотов  (в процессе совершенствования спортивных способов плавания). Техника выполнения простого поворота  типа «маятник». Выполнение поворота «маятник» на дистанциях кролем на спине, кролем на груди, брассом и баттерфляем. Техника выполнения скоростного поворота. Выполнение скоростного поворота на дистанциях кролем на спине, кролем на груди, брассом и баттерфляем.

Тема 8. Закрепление и совершенствование техники стартового прыжка (в процессе совершенствования спортивных способов плавания). Техника выполнения стартового прыжка. Выполнение стартового прыжка на дистанциях кролем на груди, брассом и баттерфляем. Техника выполнения старта при плавании на дистанции кролем на спине.

Прикладное плавание

Тема 1. Освоение, закрепление и совершенствование техники комбинированного плавания. Общая характеристика техники плавания способом брасс на спине и способа на боку. Специальные упражнения для освоения гребковых движений способом брасс на спине. Согласование гребковых движений ногами и руками при плавании способом брасс на спине. Специальные упражнения для освоения гребковых движений способом на боку. Согласование гребковых движений ногами, руками и дыхания при плавании способом на боку.

Тема 2. Ныряние (передвижение под водой). Выполнение подготовительных упражнений в воде, специальных упражнений для изучения задержки дыхания, упражнений для изучения погружений в воду. Выполнение простых прыжков в воду, выполнение стартового прыжка и погружение под воду из безопорного положения. Плавание под водой на задержке дыхания.

Тема 3. Прыжки в воду. Освоение прыжка ногами вперед, обсуждение вариантов данного прыжка и в каких случаях применяются прыжки ногами вперед. Освоение прыжка головой вперед, способы выполнения данного прыжка и в каких случаях используется прыжок головой вперед.

Тема 4. Плавание в экстремальных условиях. Данная тема призвана обсудить действия в экстремальных условиях. Неожиданные или сложные ситуации на воде могут вызвать у неопытного пловца растерянность и страх, которые являются одной из основных причин неправильных действий в воде. Поэтому очень важно знать, как действовать в воде в тех или иных сложных ситуациях. Продолжительность безопасного пребывания в воде, способы отдыха во время пребывания в воде, судороги при плавании, плавание в ночное время, плавание в одежде, плавание при сильной волне, при попадании в водоросли, при сильном течении и водоворотах, действия человека, провалившегося под лед – темы лекционного и практического занятий.

Тема 5. Преодоление водных преград. Переплавляться вплавь можно с помощью подручных средств, а можно не использовать их, поэтому критерию различают переправы. Переправы вплавь, переправы с помощью подсобных средств повышающих плавучесть, переправы с помощью жердей, веревки, каната или провода – практическое занятие.

Тема 6. Спасательные средства и их применение. Что такое спасательные средства, какие они бывают и умение использовать их, для оказания срочной помощи утопающему – обсуждаем и пробуем на практике.

Тема 7. Освоение техники приемов освобождения от захватов утопающего. Освобождение от захватов спереди: захват за одну или обе руки, захват за туловище двумя руками, захват за шею или голову, захват за ногу. Освобождение от захватов сзади: за обе руки, за туловище под руками, захват за шею. Лекционное занятие и практические занятия на суше и в воде.

Тема 8. Освоение техники приемов транспортировки утопающего. Применение техники комбинированного плавания для транспортировки утопающего. Освоение двигательных действий при транспортировке на суше, закрепление и совершенствование приобретенного навыка в воде.

Тема 9. Оказание первой помощи при утоплении. Виды утопления, причины и признаки. Оказание первой помощи при различных видах утопления. Как правильно провести искусственное дыхание, когда требуется наружный массаж сердца и что важно знать, для того чтобы помочь человеку.

Общая физическая подготовка и специальная подготовка пловцов на суше

Тема 1. Как правильно организовать тренировку. Постановка цели и выделение обучающего, развивающего и воспитательного аспектов. Подбор содержания учебного материала и определение структуры урока. Наличие межэтапных связей и применение форм организации тренировочного процесса.

Тема 2. Метод круговой тренировки на суше. Одна из форм организации тренировочного процесса. Как правильно подобрать упражнения, дозировку и хронометраж круговой тренировки в зависимости от поставленной цели.

Тема 3. Занятия в тренажерном зале. Одна из форм организации тренировочного процесса. Как правильно подобрать упражнения и дозировать нагрузку в зависимости от поставленной цели.

Тема 4. Тренировка с использованием специального инвентаря для проведения занятий на суше. В процессе тренировки пловца успешно применяются специальные гимнастические комплексы, упражнения, имитирующие элементы движений пловца. Комплекс специальной гимнастики пловца обычно состоит из двух частей: общеразвивающие упражнения и упражнений, отражающих специфику избранного для совершенствования способа плавания – практические занятия.

Список литературы:

1. И.К. Латыпов. «Физическая культура в профильном обучении» – Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
2. А.А. Кашкин, О.И. Попов, В.В. Смирнов. «Плавание» – Москва, ОАО «Издательство  «Советский спорт», 2006.
3. Н.Ж. Булгакова. «Познакомьтесь – плавание» – Москва,  ООО «Издательство Астрель», 2002.
4. Н.Ж. Булгакова.  «Азбука спорта: плавание» – Москва,  «Физкультура и спорт», 1999.
5. Государственный комитет СССР по физической культуре и спорту, Управление плавания, Всесоюзный научно-исследовательский институт физической культуры. «Методика многолетней подготовки юных пловцов» – Москва, типография ВНИИЦЛЕСРЕСУРС, 1990.
6. Л.П. Макаренко.  «Плавайте на здоровье» – Москва, «Физкультура и спорт», 1988.
7. Л.П. Макаренко.  «Подготовка юных пловцов» – Москва, «Физкультура и спорт», 1974.
8. Д. Харре.  «Учение о тренировке» – Москва, «Физкультура и спорт», 1971.
9. А.А. Пименов, Е.Г. Борисов, О.А. Горлов. «Плавание. Правила соревнований» – Москва, АОЗТ «Рубеж», 1999.
10. Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов.  «Обучение плаванию дошкольников и младших школьников» – Москва,  «Айрис пресс», 2003.
11. Сайт о плавании: Прикладное плавание.  http://plavaem.info/prikladnoe_plavanie.php
12. Чернов Н.В. Плавание. http://sport.sfedu.ru/smiming_book_online/modul_5.html
13. ФГОС. Примерная программа по физической культуре.

Читать еще:


Новые материалы:

Викторина для недели истории в 5–11-х классах :: Практическая работа по теме «Древний Китай». 5-й класс :: Классный час на тему «История моего города. Мамай-Маджарский монастырь». 9-й класс :: Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме: "Весенняя звуковая полянка" :: Расцвет Руси при Ярославе Мудром. 6-й класс :: Мой любимый динозавр ( My Pet Dinosaur ), 2017 :: Кровати без ПМ / MOON TRADE / Кровать двуспальная Биг Бен Модель 586 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD