Физическая реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта : Спорт в школе и здоровье детей

Сегодня в мире важнейшими в системе мер социальной защиты людей с ограниченными возможностями становятся её активные формы. Наиболее эффективными из них являются физическая реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта.

Россия относится к странам с самыми высокими темпами роста численности инвалидов. Поэтому перед нашим государством крайне остро стоит проблема адаптации данной группы населения, создания условий для достойной жизни людей с физическими недостатками.

Концепция равного гражданства расценивает людей с ограниченными возможностями не как лиц с “остаточной трудоспособностью”, а как достойных граждан, как потребителей специальных, специфических услуг и товаров. Такое смещение акцентов способствует формированию отношения к инвалидам как к людям с особыми, дополнительными потребностями.

Политика социальной поддержки людей с ограниченными возможностями строится на платформе создания условий для равного участия данной группы населения в жизни общества. Организация доступности окружающей среды для инвалидов предполагает вслед за признанием равных прав на участие в жизни общества организацию эффективного рынка услуг, где такие люди все более и более представляются как потребители, имеющие специфические требования, спрос на определенные товары, услуги и доступные здания.

Основные принципы формирования данной политики в отношении людей с ограниченными возможностями:

- государство отвечает за устранение условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности;

- государство обеспечивает инвалидам возможность достигнуть одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни;

- инвалиды имеют право жить в социуме, общество порицает изоляцию инвалидов, для этого общество стремится сформировать условия независимой жизни инвалидов (самообеспечение, самодостаточность, безбарьерная среда);

- за инвалидами признаются права и обязанности граждан данного общества; в компетенции государства находятся способы признания, обеспечения и реализации прав и обязанностей инвалидов, как членов общества.

В настоящее время в развитии спорта среди инвалидов в России отмечается возрастание роли государства. Это проявляется, прежде всего, в государственной поддержке спорта среди людей с ограниченными возможностями, финансировании системы подготовки спортсменов-инвалидов, формировании социальной политики в области спорта инвалидов, в частности, социальной защищенности спортсменов, тренеров, специалистов.

Приоритетным для Госкомспорта России является решение вопроса о приравнивании статуса инвалидов-спортсменов к статусу здоровых спортсменов, статуса паралимпийцев - к статусу олимпийцев.

Физическая культура и спорт являются важным фактором для реабилитации и социально-бытовой адаптации человека с ограниченными возможностями. Ведь физический недуг в большей или меньшей степени приводит к нарушению функций организма в целом, значительно ухудшает координацию движений, затрудняет возможность социального контакта с окружающим миром. В этих условиях появляется чувство тревоги, теряется уверенность в себе и даже чувство собственного достоинства. С другой стороны, активные физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия позволяют лучше владеть своим телом, восстанавливают психическое равновесие, возвращают чувство уверенности в себе, дают новые возможности самообслуживания и, в итоге, возврата к активной жизни.

Привлечь лица с физическими ограничениями к занятиям спортом - значит во многом восстановить у них утраченный контакт с окружающим миром. Использование средств физической культуры и спорта является эффективным и в ряде случаев единственным средством физической реабилитации и социальной адаптации этих лиц.

Физическая культура и спорт противодействуют ненормальному психологическому и антисоциальному поведению, которое часто возникает на почве тяжелой инвалидности.

Цель физкультуры и спорта - развитие самодисциплины, самоуважения, духа соревнования и дружбы, т.е. тех характерных качеств, которые имеют существенное значение для адаптации инвалида в обществе.

Значение физической культуры и спорта в жизни инвалида:

  • терапевтическое значение: занятия оздоровительной физкультурой и спортом - естественная форма лечебных упражнений, которую можно использовать в качестве дополнения к обычным методам физической реабилитации. Трудно переоценить их значение для восстановления сил инвалида, способности координировать свои действия, развития скорости и выносливости;
  • психологическое значение спорта как отдыха: инвалид должен рассматривать каждую тренировку не только как победу, мышечную борьбу за восстановление силы, но и как источник радости. У спорта есть значительное преимущество перед формальными физическими упражнениями - это фактор отдыха. Спорт как образец игровой деятельности восполняет потребность выражать жизненную радость и удовлетворение, заложенные в каждом человеке;
  • социальное значение физкультуры и спорта: это средство социальной интеграции инвалидов в общество, мощный стимул восстановления или установления контакта с окружающим миром, признания их как равноправных граждан.

Локомоторный аппарат инвалида, занимающегося спортом, претерпевает изменения - отмечается ряд положительных сдвигов в костно-суставной и мышечной системах. Основа развития тренированности - совершенствования нервного управления всеми органами, в том числе и сердцем. В результате тренировки увеличиваются сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, что ведет к улучшению регуляции функций организма. Одновременно совершенствуется и координируется взаимодействие моторных и вегетативных функций. Физические упражнения в той или иной форме показаны практически всем инвалидам молодого и среднего возраста с двигательными нарушениями.

Физкультура и спорт становятся толчком, который может помочь восстановлению или установлению контакта инвалидов с окружающим миром, тем самым облегчая и ускоряя их возвращение в общество, признание в качестве равноправных граждан. Действительно, существуют такие виды спорта, в которых инвалиды могут принять участие: стрельба из лука, настольный теннис, баскетбол, некоторые виды легкой атлетики, плавание, тяжелая атлетика, лыжные гонки, слалом и слалом-гигант, футбол и другие.

Многие выдающиеся спортсмены-инвалиды успешно преодолели свои физические недостатки благодаря интенсивной и регулярной тренировке, достигнув при этом своих прежних спортивных и артистических результатов.

В настоящее время с данной социальной группой населения работают три международные спортивные организации:

  • Международная спортивная организация для лиц с физическими недостатками (ISOD) объединяет инвалидов после ампутации конечностей;
  • Международная спортивная организация для лиц с травмами позвоночника и спинного мозга (ISMWSF);
  • Международная спортивная организация для спортсменов с нарушением мозговой двигательной деятельности (СР-ICRA).[10]

Среди наиболее часто встречающихся ограничений жизнедеятельности у инвалидов присутствуют ограничения способности к передвижению. В связи с патологией костно-мышечной системы и других органов и систем возникает дефицит двигательной активности, что в результате приводит к так называемой гипокинетической болезни. В основе ее лежат гипокинезия и гиподинамия, их кумулятивное воздействие.

Гиподинамия означает абсолютное и относительное снижение объема и интенсивности двигательной активности человека, которая сопровождается малыми мышечными усилиями. Гипокинезия характеризуется низким уровнем затрат энергии на мышечную работу, длительной фиксированностью вынужденной позы, обеднением координационной деятельности.

Кумулятивное влияние гиподинамии и гипокинезии приводит к следующим негативным последствиям:

- трофические и дегенеративные изменения опорно-двигательного аппарата, его нервно-мышечного и костного компонентов;

- снижение тонуса мышц, нарушение координации двигательных актов;

- аномальное взаиморасположение костей скелета;

- нарушение обменных процессов и увеличение объема жировых тканей;

- детренированность мышц живота, что приводит к нарушению функции пищеварения (атония кишечника);

- нарушение сердечной деятельности и силы сокращения сердечной мышцы;

- изменение дыхания, уменьшение жизненной емкости легких и легочной вентиляции;

- уменьшение объема циркулирующей крови, что сопровождается ослаблением тонуса сосудов и ухудшением снабжения тканей кислородом.

Гиподинамия и гипокинезия является причиной не только снижение функциональных возможностей организма и сокращения сроков профпригодности, но и влияют на продолжительность жизни.

С учетом описанных обстоятельств особую значимость приобретает профилактика гиподинамической болезни. Среди ряда факторов одно из главных мест занимает адаптивная физическая культура в связи с влиянием физических упражнений не только на костно-мышечную, дыхательную системы, но и на психологическое состояние человека.

Адаптивная физическая культура - это комплекс мероприятий спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоления психологических барьеров, которые препятствуют ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного взноса в социальное развитие общества.

Ставится цель - превращение личности из пассивного наблюдателя и ожидателя лучших условий в активного участника спортивного движения, разработки стратегии спортивной медицины, социальной, психологической и физической реабилитации. Социальная и физическая реабилитация, возникшая на пересечении и взаимодействии медицины, биологии, физической культуры, педагогики, психологии и социологии все больше утверждается как интегральный способ сохранения и поддержания здоровья, восстановление утраченных функций организма при различных патологических состояниях.

Систематические тренировочные занятия, участие в соревнованиях не только повышают адаптацию инвалидов к условиям жизни, расширяют их функциональные возможности, помогают оздоровлению организма, но и способствуют выработке координации в деятельности опорно-двигательного аппарата, улучшают кардиореспираторную, пищеварительную системы, систему выделения, благоприятно действуют на психику инвалидов, мобилизуют их волю на борьбу с болезнью, возвращают людям чувство социальной полноценности.

Применение систематических нагрузок способствует развитию компенсаторных механизмов, восстановлению способности к манипулятивным действиям, включает бытовое и профессиональное обучение и переобучение, необходимость и возможности социально полезной трудовой деятельности и сохранение семьи при наличии стойкого ограничения способности самостоятельно передвигаться. Профессиональная деятельность и социальная активность инвалидов в значительной степени определяется физическим состоянием и функциональными возможностями организма. Поэтому меры по физической реабилитации очень важны как для самого инвалида и его семьи, так и для общества в целом из-за того, что эффективная спортивно-оздоровительная работа непосредственно связана с экономической рентабельностью, повышением работоспособности, уменьшением заболеваний, активизацией общественной и профессиональной деятельности инвалидов.

Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом - восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.

Все большее признание получает важность спорта для таких людей. Поэтому государство должно поощрять все виды спортивной деятельности людей с ограниченными возможностями путем предоставления надлежащих средств и правильной организации этой деятельности.

Надо отметить, что процесс социальной реабилитации является двухсторонним и встречным. Общество должно идти навстречу инвалидам, адаптируя среду обитания и мотивируя их к интеграции в общество. С другой стороны, люди с ограниченными физическими возможностями должны сами стремиться стать равноправными членами общества. В большинстве своем эти люди воспитаны жизнью в мужестве, терпении, тяге к знаниям. Многие из них могут успешно работать, и потенциально заряжены на творческие взлеты.

Среди приоритетных направлений деятельности по развитию адаптивной физической культуры справедливо называют следующие:

  • вовлечение как можно большего числа людей с ограниченными возможностями в занятия физической культурой и спортом;
  • обеспечение доступности для инвалидов существующих физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов;
  • физкультурное просвещение и информационно-пропагандистское обеспечение развития физической культуры и массового спорта среди населения данной категории;
  • подготовка, повышение квалификации и переподготовка специалистов для физкультурно-реабилитационной и спортивной работы с инвалидами;
  • разработка и производство специализированного инвентаря и оборудования;
  • открытие спортивных школ для детей-инвалидов;
  • разработка и издание специализированных методик и программ;
  • подготовка спортсменов-инвалидов к международным соревнованиям, в том числе Паралимпийским играм;
  • дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы развития физической культуры и спорта инвалидов.

Как мы относимся к людям с ограниченными возможностями - это своего рода тест на человечность, на цивилизованность, на нравственную состоятельность. Это показатель нравственного здоровья или нездоровья общества. Если мы добьемся, что люди с ограниченными возможностями в массовом порядке начнут появляться в общественной и трудовой сферах, в политике, науке, культуре, это изменит страну и всех нас.

Активизация деятельности в области адаптивной физической культуры и спорта, несомненно, будет способствовать гуманизации нашего общества, изменению его отношения к этой социальной группе населения, и поэтому имеет большое социальное значение.

Список литературы.

  1. Антикризисная политика: инвалиды. Уровень жизни населения регионов России. – 2009. - № 7. – С. 3-11.
  2. Башкирова М. М.. Физическая активность и спорт среди инвалидов: реальность и перспективы. Спорт для всех. 2009. № 1-2.
  3. Волкова Г.Н. Конвенция ООН "О правах инвалидов" и эволюция российского законодательства. Г.Н. Волкова. Народонаселение. - 2014. - № 1. - С. 19-30.
  4. Волчок Н. Будем жить без барьеров. Нина Волчок. Социальная защита. - 2012. - № 5. - Социономия. (Социальная работа - С. 6-9).
  5. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура, ее философия, содержание и задачи. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов. - СПб.: Питер, 2009. - 208 с.
  6. Юшкина Т. "Я никогда не буду инвалидом". Социальное обеспечение. 1999. № 3.

Читать еще:


Новые материалы:

Программа развития познавательных способностей младших школьников "Страна Сообразилия" :: Виды самостоятельных и творческих работ на уроках русского языка. Организация и подготовка к проведению обучающих изложений и сочинений :: Комбинированный урок по теме "Геометрические фигуры". 2-й класс :: Интегрированный урок (окружающий мир + труд) во 2-м классе по теме "Горные экосистемы. Конструирование и моделирование на плоскости. Мозаика из геометрических форм" ("Школа–2100") :: Повторение. Нумерация двухзначных чисел :: Плохие парни 3 ( Bad Boys for Life) (боевик, триллер, комедия :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Прихожие/Вешалки/Напольные / Мебелик / Вешалка гардеробная Пико 26 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD