Причины избыточного веса у школьников. Профилактика и коррекция избыточного веса : Спорт в школе и здоровье детей

Причины избыточного веса у школьников. Профилактика и коррекция избыточного веса : Спорт в школе и здоровье детей

Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Все чаще вспоминают слова Сократа о том, что “здоровье - не все, но все без здоровья - ничто”. О плохом здоровье подрастающего поколения стали говорить открыто на всех уровнях, вплоть до президента страны.

Работая, в школе уже много лет могу сказать, что практически здоровых детей - единицы. Если 10–15 лет, назад освобожденных от физической культуры в каждом классе, было по одному - два ученика, то теперь их стало пять–шесть и больше. И учитель нередко может сделать для здоровья школьника больше, чем врач.

В 2015 учебном году учащимися школы была проведена исследовательская работа, цель которой состояла в определении массы тела каждого ученика. Для достижения цели взяли учащихся 5–9 классов.

Провели измерения веса и роста. И с помощью индекса массы тела (индекс Кетле)

где:

m — масса тела в килограммах

h — рост в метрах,

и измеряется в кг/м2.

Индекс массы тела Соответствие между массой человека и его ростом
16 и менее Выраженный дефицит массы тела
16—18,5 Недостаточная (дефицит) масса тела
18,5—24,99 Норма
25—30 Избыточная масса тела (предожирение)
30—35 Ожирение первой степени
35—40 Ожирение второй степени
40 и более Ожирение третьей степени (морбидное)

и таблицы индекса массы тела в зависимости от веса и роста

Рост (см) Индекс массы тела
  19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 35 42
  Масса тела (кг)
145 41 43 45 47 50 52 54 56 58 60 62 64 75 80
147 42 45 47 49 51 54 56 58 60 62 64 67 78 89
150 44 46 48 50 53 55 58 60 62 64 67 69 80 92
152 45 48 50 52 55 57 59 62 64 67 69 71 83 95
155 47 49 52 54 57 59 61 64 66 69 71 74 86 98
157 48 51 53 56 59 61 63 66 68 71 73 76 89 100
160 49 52 55 58 60 63 65 68 71 73 76 78 92 105
162 51 54 57 59 62 65 67 70 73 76 78 81 94 107
165 53 56 59 61 64 67 70 72 75 78 81 84 97 111
167 54 57 60 63 6 69 72 75 77 80 83 86 100 115
170 56 59 62 65 68 71 74 77 80 83 86 89 103 118
172 58 61 64 67 70 73 76 79 82 85 88 91 106 121
175 59 63 66 69 72 75 78 81 85 88 91 93 109 125
177 61 64 67 71 74 77 81 84 87 89 90 94 97 129
180 63 66 69 73 76 80 83 86 90 93 96 99 106 132
182 65 68 72 75 78 82 85 89 92 95 99 102 119 136
185 67 70 73 77 81 84 87 91 94 98 101 105 122 140
187 68 72 76 79 83 86 90 94 97 101 104 108 126 144
190 70 74 77 81 85 89 92 96 99 104 107 111 129 148

ИМТ <18,5 - недостаточная масса тела

ИМТ 18,5-24,9 - нормальная масса тела

ИМТ 25-29,9 - избыточная масса тела

ИМТ > 30 - ожирение

смогли определить, является ли масса ученика избыточной или недостаточной. Из 290 учащихся, 87 учеников - это 30%, имеют избыточный вес. Причем, как показало исследование, в 8-9 классах избыточный вес имеют больше учеников - 48 (16.5%), чем в 5-7 классах - 39 учеников (13.5%)

Это свидетельствует о том, что в старшем возрасте дети ведут малоподвижный образ жизни, смотрят телевизор или сидят за компьютером более трех часов в сутки. Недостаток физической активности приводит к замедлению обмена веществ и кровообращения, тем самым уменьшается количество сжигаемых калорий, излишки которых откладываются в виде жира.

Основной причиной ожирения является несоответствие объема поступающей пищи с расходом энергии в процессе жизнедеятельности. Предпосылки для возникновения избыточной массы тела чаще всего закладываются в детстве. Реже ожирение вызывается эндокринными расстройствами и нарушением обмена веществ.

Постепенно прогрессируя, ожирение становится причиной многих сопутствующих заболеваний: вегето-сосудистой дистонии, сахарного диабета, различных нарушений опорно-двигательного аппарата. Необходимо знать, что ожирение само по себе является заболеванием, так как излишняя масса тела дает дополнительную нагрузку на все физиологические системы.

Проблема детского питания в России стоит уже настолько остро, что при клинике лечебного питания РАМН было открыто отделение педиатрической диетологии. Пока единственное в стране. По оценкам специалистов, за последние 5 лет количество российских детей, страдающих избыточным весом, увеличилось почти на 20%.

По мнению специалистов Клиники питания РАМН, у детского ожирения в России четыре основные причины.

Причина первая - рост благосостояния граждан.

Дети стали есть больше и лучше. Родители, которые еще помнят не самые лучшие времена, стараются подкормить своих детей, что называется, впрок. При этом обеспеченных семей, где родители пытаются регулировать систему питания детей и увеличивать физическую нагрузку детей, единицы.

Причина вторая – образовательный бум. Современные дети практически все свое время проводят если не за школьной партой, то за компьютером или телевизором. Как итог - из-за постоянных занятий, репетиторов, телевидения и Интернета дети ведут сидячий образ жизни и не тратят энергию, получаемую с продуктами.

Причина третья - качественный состав потребляемых продуктов.

В России, по статистике, как взрослые, так и дети очень сильно отстают от нормы по потреблению следующих продуктов: овощи и фрукты, цельные злаки, белок растительного и животного происхождения.

Причина четвертая - падение культуры питания

В широком смысле культура питания - это традиции и устои в отношении приема пищи. По наблюдениям диетологов, в России практически не проводится работа по ее воспитанию ни родителями, ни педагогами. Питание - это навык, который надо вырабатывать, воспитывать.

Борьба с ожирением должна начинаться с осознания того, что излишний вес не может быть признаком хорошего здоровья, а пышные формы - мерой физической красоты.

Время от времени в различных средствах массовой информации пропагандируются различные диеты, всевозможные приемы кодирования, препараты, якобы эффективно снижающие массу тела. В этих рекомендациях и советах трудно ориентироваться недостаточно образованному человеку, особенно подросткам и молодым людям, начинающим понимать, что чрезмерная масса тела является недостатком их физического развития и состояния здоровья. Наиболее озабоченные этой проблемой иногда прибегают к различным способам голодания, не задумываясь о том, что голодание требует соблюдения определенной методики и строгого медицинского контроля. Снижать массу тела необходимо в течение довольно длительного времени, так как резкое его уменьшение приведет к негативным последствиям.

В борьбе с ожирением необходима серьезная работа по профилактике, разъяснению правильных методов регуляции веса без нанесения вреда здоровью. Диета, кодирование и другие способы похудения могут дать временный эффект, но они не способны решить проблему в принципе и, как следствие, могут спровоцировать стрессы, вызванные глубоким разочарованием, неуверенностью в своих силах и еще большей степени ожирения.

Основным методом борьбы с ожирением является организация правильного питания в сочетании с упорядочением двигательной активности.

Объем двигательной активности включает не только выполнение специальных физических упражнений, но и различные виды физической работы. Активный образ жизни предусматривает прогулки, участие в походах.

Для примера, хорошим стимулом для повышения физической активности детей являются различные игры на свежем воздухе, езда на роликах, скейтах, самокатах, велосипедах.

Правильно подобранные упражнения при регулярных занятиях позволяют добиться снижения веса на 3-5 кг к концу 2-3-го месяца занятий. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что самыми трудными являются первые 1-2 месяца после начала занятий. Поэтому очень высокие требования предъявляются к волевым качествам человека, так как без большой настойчивости и упорства невозможно сделать эти занятия потребностью. Избавление от лишнего веса, приобретение легкой красивой походки, спортивной фигуры, хорошей осанки являются важными мотивами для регулярных занятий. Вместе с тем, существуют и другие виды мотивации: раскрыть дополнительные возможности человека, избавиться от комплекса физической неполноценности, приобрести уверенность в себе.

Приступив к регулярным занятиям физическими упражнениями, необходимо помнить о постепенном повышении физической нагрузки, ее разнообразии за счет использования одновременно различных форм занятий: утренняя гимнастика, оздоровительный бег, пешеходные прогулки, плавание, велоезда. При ожирении предпочтительнее выполнять упражнения, в положении лежа, чтобы избежать чрезмерной нагрузки на опорно-двигательный аппарат.

Преимущественное внимание уделяется упражнениям на укрепление и развитие крупных мышц брюшного пресса, улучшению осанки.

Одной из особенностей занятий является сравнительно небольшая дозировка упражнений с постепенным ее увеличением по мере нормализации показателей веса. Большое внимание уделяется самоконтролю. Частота пульса во время занятий не должна превышать 130-150 уд/мин. Важным показателем правильности занятий является отсутствие болевых ощущений в области сердца, тяжести и других дискомфортных явлений.

Некоторые люди предпочитают не утруждать себя физическими упражнениями, считая, что можно прожить и без них. Такая недальновидная точка зрения является следствием недопонимания ответственности за детей, семью, порученное дело. Мало того, человек с избыточной массой тела очень многое теряет в жизни, отказываясь от ощущения мышечной радости при занятиях плаванием, оздоровительным бегом, лыжных прогулках. Нежелание избавиться от лишнего веса можно рассматривать как следствие упадка духа, безразличие к себе, своим близким. В этом случае нужна, прежде всего, психологическая помощь.

Примерный комплекс упражнений для подростков, имеющих избыточный вес.

1. Лежа на спине, руки вперед, ноги согнуть, руки вверх, ноги выпрямить, руки в стороны, правую ногу вперед, руки вниз, левую ногу вперед, принять и. п.

2. Лежа на спине, руки в стороны, ноги врозь, руки на пояс, ноги скрестно, руки в стороны, ноги врозь, принять и.п.

3. Лежа на спине, руки вверх, перекат вправо в положение, лежа на животе; правую ногу назад, прогнуться в грудной части позвоночника, руки за голову, лечь на живот, перекат в и.п. то же - с другой ноги.

4. Лежа на правом боку, правую руку вверх, левую на пояс; левую ногу вперед, в сторону, назад; принять и.п. То же - лежа на левом боку с правой ноги.

5. Лежа на правом боку, правую руку вверх, левую на пояс; согнуть ноги вперед, выпрямить вперед (по отношению к туловищу), согнуть, принять и. п. то же на левом боку.

6. Упор, стоя на коленях, опираясь на руки, упор присев, выпрямить ноги, согнуть, принять и.п.

7. Упор, стоя на коленях, сесть на пятки, наклон вперед, грудью касаясь, пола, сесть на пятки, принять и.п.

8. Лежа на спине, согнуть ноги, касаясь пятками пола, опустить колени справа, слева. Принять и.п.

9. Лежа на спине, смена положения согнутых ног - “велосипед”.

Таким образом, правильная организация питания в сочетании с двигательной активностью поможет поддержать и укрепить здоровье. Необходимо убеждать детей, что физическая культура во всем многообразии ее средств и методов - лучший друг и помощник каждого человека в любом возрасте.

Читать еще:


Новые материалы:

Совместная деятельность семьи и школы в развитии потребности здорового образа жизни ребенка :: Формирование новых типов коммуникаций участников образовательного процесса :: Занятия физическими упражнениями с детьми 2-го года жизни в условиях семьи :: Урок по физике в 10-м классе на тему "Дерзновению подобно!" (Сила трения) :: Кружковая работа с детьми с ограниченными возможностями :: Война токов ( The Current War ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list12.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list12.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list12.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Притяжение 2 (), 2019 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD