Олимпийские и паралимпийские ценности. 8-й класс : Спорт в школе и здоровье детей
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Олимпийские и паралимпийские ценности. 8-й класс : Спорт в школе и здоровье детей

Цели и задачи урока:

  • Актуализация информации о XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх
  • Расширение представлений школьников о XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх
  • Включение школьников в активное освоение системы олимпийских и паралимпийских ценностей
  • Сформировать устойчивые знания и понимание школьниками ценностей Олимпийского и Паралимпийского движения
  • Актуализация информации о ценностях Олимпийского и Паралимпийского движения
  • Мотивация школьников к активному освоению новой информации о спорте

Формы работы учащихся на уроке:

  • Интерактивный диалог-обсуждение
  • Проведение игры
  • Обобщение полученной информации

Оборудование урока:

  • Мультимедийный проектор, компьютер, экран
  • Дидактические материалы
  • Мультимедиа-презентация (Смотри Приложение 1)

ХОД УРОКА

I. Актуализация информации об олимпийских ценностях

Беседа по вопросам:

  1. Что вам известно об Олимпийских играх?
  2. С чем, прежде всего, связывают понятие “Олимпийские игры”?
  3. Знаете ли вы, что в Сочи будут проходить не только Олимпийские игры, но и Паралимпийские?
  4. Что вы знаете о Паралимпийских играх?
  5. Что значит “Паралимпийские”?
  6. Как выступила российская сборная в Играх 2010 в Ванкувере? Сколько медалей она получила?
  7. Можете ли назвать имена самых ярких спортсменов?

II. Изучение материала по теме урока:

1. Олимпийские игры и их история.

Вопросы к учащимся:

  1. С какой периодичностью проводятся Олимпийские и Паралимпийские игры? (Один раз в четыре года)
  2. Какая эмблема у Олимпийских игр? Что она символизирует? (Пять колец, символизирующих пять континентов. В августе 1913 года основатель современных олимпийских Игр Пьер де Кубертен отметил в “Олимпийском ревю”, что “эмблема была выбрана, чтобы проиллюстрировать и представить мировой конгресс 1914 года: пять переплетенных колец разных цветов – синего, желтого, черного, зеленого и красного – помещены на белом листе бумаги. Эти пять колец представляют пять частей света, которые сегодня завоеваны Олимпийским движением, и желают принимать соревнования здоровья)
  3. Какая эмблема у Паралимпийских игр? Что она символизирует? (Три агитоса (agitos = “я двигаюсь” на латыни), символизирующие тело, несломленный дух и разум. Агитосы раскрашены в три наиболее распространенных цвета во флагах государств мира)
  4. Какими видами спорта вы увлекаетесь? Какие из названных видов спорта относятся к олимпийским?
  5. Сколько олимпийских зимних видов спорта? (По классификации МОК существует всего 7 олимпийских зимних видов спорта: лыжный спорт, конькобежный спорт, санный спорт, бобслей, биатлон, хоккей на льду, керлинг. Это соответствует числу международных федераций. В свою очередь, лыжный спорт, конькобежный спорт и бобслей делятся на дисциплины, то есть подвиды (всего их 15).
  6. Может ли изменяться количество видов спорта, включенных в Игры? (Да, количество видов спорта постоянно растет. Так, в последние годы в олимпийский список вошли фристайл, шорт-трек, сноуборд.)
  7. Что вы знаете о фристайле? О шорт-треке? О сноуборде? (В отличие от олимпийских, паралимпийские виды спорта регулируются не международными спортивными федерациями, а непосредственно Международным паралимпийским комитетом. Исключение составляет паралимпийский керлинг на колясках, который регулирует WCF (Всемирная федерация керлинга)).
  8. Какие паралимпийские виды спорта вы знаете? Сколько их? (Всего 5 паралимпийских зимних видов спорта: биатлон, горные лыжи, лыжные гонки, следж-хоккей на льду, керлинг на колясках.)
  9. Что вы знаете о паралимпийском биатлоне?

2. Талисманы Олимпийских и Паралимрийских игр.

Каждые Олимпийские и Паралимпийские игры имеют свои талисманы. Медвежонок Миша Олимпиады-80, пекинские веселые талисманы в виде рыбки, панды, антилопы, ласточки и олимпийского огонька – это то, что видит и запоминает весь мир. Олимпийские талисманы способствуют повышению интереса и привлечению внимания к конкретным Играм, у каждых Игр они разные.

Талисманы Игр в Сочи выбирали всей страной. Сначала прошел конкурс идей Талисманов. Из работ, поданных на конкурс, жюри выбрало самые интересные и оригинальные. Эти идеи потом доработали профессиональные дизайнеры и художники-мультипликаторы. Выбор талисманов состоялся 26 февраля 2011 года в прямом эфире на Первом канале. В голосовании приняло участие более 1 млн. человек. Талисманами Олимпийских игр в Сочи стали: Зайка, Белый Мишка и Леопард. Талисманами Паралимпийских игр стали Лучик и Снежинка – они были выбраны чемпионами-паралимпийцами.

3. Диалог-диспут “Ценности Олимпийского и Паралимпийского движения”

СОВЕРШЕНСТВО.

Дидактический материал:

Если проанализировать достижения участников Олимпийских игр, обнаруживается положительная динамика в их показателях. Например, посмотрите данные в таблице рекордов по бегу на 100 метров. Каждый результат, кажется, достигнут на пределе человеческих возможностей, в стремлении достичь совершенства в выбранной деятельности. Но со временем он превосходится атлетами нового поколения.

На экране – таблица рекордов в беге на 100 м

Вопросы к дискуссии:

  1. Как вы думаете, почему человечество бежит быстрее?
  2. Можно ли достичь в чем-либо совершенства? Как вы понимаете ценность “Совершенство”?

(Международным олимпийским комитетом ценность “Совершенство” трактуется так: “Полная самоотдача – как на спортивной арене, так и в жизни. Речь идет не столько о победе, сколько о борьбе за достижение поставленных целей, преодолении себя”).

ДРУЖБА

Дидактический материал:

Современный мир отличается нестабильностью. Политические и экономические кризисы, религиозные разногласия часто становятся причиной самых негативных последствий. Олимпийские игры изначально были проектом мира. Вам, конечно, известно, что в Древней Греции в период проведения Олимпийских игр прекращались войны. Политика сотрудничества, внимания стран друг к другу и сегодня является приоритетом для Олимпийской семьи.

Вопросы к дискуссии:

  1. Знаете ли вы, что в мире развивается инициатива Международного олимпийского комитета ОЛИМПИЙСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ? Какова ее миссия, цели?
  2. Подумайте, какие проекты может реализовывать Олимпийская солидарность, какие меры предпринимать, чтобы спорт развивался во всех странах. Как им помочь?

Один из вариантов ответа:

Цель Олимпийской солидарности состоит в оказании помощи всем Национальным олимпийским комитетам (НОК), прежде всего в развивающихся странах, с тем, чтобы они могли совершенствовать собственные структуры во имя развития спорта в своих странах. Все ваши предложения в различной степени реализуемы, но при одном условии: если они будут осуществляться совместно, с опорой на такую ценность Олимпийского движения, как ДРУЖБА.

В 1936 году Олимпийские игры проходили в нацистской Германии. Адольф Гитлер впадал в ярость от побед чернокожих спортсменов. Однако неожиданно для него весь мир обошла фотография немецкого легкоатлета Лутца Лонга, который весело болтал со своим чернокожим соперником – четырехкратным олимпийским чемпионом Джесси Оуэном. Они подружились на Олимпийских играх.

  • Какие отношения между народами пропагандирует Олимпизм? (Ценность “Дружба” понимается как поиск взаимопонимания между людьми и целыми народами, несмотря на существующие между ними различия и разногласия.)

УВАЖЕНИЕ

Дидактический материал:

В спорте есть такой термин как Фэйр Плей (Fair Play). Кто знает, как это переводится? (Это означает, что спортсмены должны соблюдать правила и соревноваться между собой только в честной борьбе, без подножек и без запрещенных лекарств (допинга).

Вопросы к дискуссии:

  1. Как вы относитесь к проблеме допинга?
  2. Р асскажите об антидопинговых программах
  3. Знаете ли о программах WADA?

Один из вариантов ответа:

ВАДА (Всемирное антидопинговое агентство, англ.) – независимая организация, созданная при поддержке Международного олимпийского комитета (МОК). ВАДА была учреждена 10 ноября 1999 в Лозанне, Швейцария, для координации борьбы с применением допинга в спорте. В 2001 штаб-квартира ВАДА переехала в Монреаль, Канада. Основным документом ВАДА является Всемирный антидопинговый кодекс, последняя редакция вступила в силу с 2009 года. Борьба с допингом регламентируется международными стандартами.

Олимпизм предполагает соблюдение признанных правил, правил честной игры.

  • Как вы сформулируете эту ценность?

Ответ: Уважение

Подведение итогов диалога-диспута:

Итак, мы с вами сформулировали три ценности Олимпийского движения. Давайте их повторим. А чтобы вы запомнили их лучше, давайте выучим слоган “Дружба, Совершенство, Уважение – ценности Олимпийского движения!”

Вопрос для дискуссии:

  1. Вы можете привести примеры проявления этих ценностей из своей жизненной практики?

Дополнительное задание:

Одна из олимпийских ценностей – уважение – подразумевает не только уважение к людям, но и уважение к окружающей среде, к природе. Спорт и окружающая среда взаимосвязаны потому, что спорт нуждается в качественной окружающей среде, а также потому, что крупные спортивные мероприятия могут негативно воздействовать на окружающую среду. Одновременно с возведением Олимпийских объектов, в городе модернизируют дороги, строят очистные сооружения, создают современную систему обращения с отходами, внедряют наилучшие технологии, “зеленые стандарты” в строительстве. Оргкомитет “Сочи 2014” разработал Экологическую стратегию.

Вот основные направления Экологической стратегии “Сочи 2014”:

  • Игры в гармонии с природой
  • Игры без климатических изменений
  • Игры без отходов
  • Игры просвещения.

Вопросы для дискуссии:

  • Что еще нужно для того, чтобы сделать Сочи центром развития спорта и курортом мирового уровня?
  • Как обеспечить гармоничное включение Игр в уникальную природу Сочи?

4. Ценности Паралимпийского движения”

Мы уже говорили сегодня о том, что в Сочи будут проводиться и Паралимпийские игры. Вы знаете, как выступили наши спортсмены-паралимпийцы в Ванкувере? Они заняли первое место в общекомандном зачете, завоевав 38 медалей!

Вопросы для дискуссии:

  1. Расскажите о наиболее ярких победах спортсменов-паралимпийцев.
  2. Какие качества проявили наши спортсмены-паралимпийцы в этой борьбе?

Учитель показывает картинку с изображением четырехкратного чемпиона Паралимпийских игр в Ванкувере Ирека Зарипова и предлагает учащимся назвать вид паралимпийского спорта и имя чемпиона. Российский спортсмен Ирек Зарипов – четырехкратный паралимпийский чемпион и серебряный призер Паралимпийских зимних игр 2010 года в Ванкувере по лыжным гонкам и биатлону, Посол “Сочи 2014”. В 17 лет Ирек попал в тяжелую аварию, после которой последовал этап долгого восстановления. Только после 2 лет реабилитации он смог начать новую жизнь – в этом ему помогли занятия спортом. По-настоящему впечатляющих успехов Ирек достиг, встав на лыжи: всего через четыре месяца в составе сборной России он принял участие в Кубке мира. На Паралимпийских зимних играх 2010 года в Ванкувере Ирек Зарипов выиграл 4 золотых медали.

  • Какими качествами нужно обладать, чтобы сделать первый шаг, когда все вокруг говорят о том, что у тебя нет шансов?

Ответ: Смелость

  • Кто знает, как слово “смелость” звучит на английском язвке?

Ответ: Courage

Вопрос для дискуссии:

  1. Раскройте понятие “Смелость”. Что для Вас означает это понятие?

Учитель показывает картинку с изображением чемпиона Паралимпийских игр в Афинах Оскара Писториуса и предлагает учащимся назвать вид паралимпийского спорта и имя чемпиона.

Яркий пример преодоления барьеров и достижения равенства продемонстрировал южноафиканский бегун-спринтер, паралимпийский чемпион Оскар Писториус. Спортсмен с ампутацией обеих ног, использующий специальные протезы, смог добиться впечатляющих успехов наравне со спортсменами без инвалидности. Оскару Писториусу удалось не только принять участие в соревнованиях для спортсменов без инвалидности, но и завоевать право выступать на Олимпийских играх в Лондоне. История жизни Оскара Писториуса – история исчезновения барьеров, олицетворение идеи равенства людей с инвалидностью и без не только в спорте, но в жизни в целом.

Паралимпийский спорт призван стирать границы и барьеры между людьми с инвалидностью и без инвалидности. Какую ценность символизирует пример Оскара Писториуса?

Ответ: Равенство

Вопрос для дискуссии:

  1. Когда и в связи с чем вы вспоминаете о равенстве?

Успех – это результат огромных усилий, и добиться его, самореализоваться нелегко всем, особенно людям с инвалидностью. В Пекине после Паралимпийских игр коренным образом изменилось отношение к ним, там сумели создать безбарьерную среду, стараясь обеспечить равные условия и возможности для всех. Каким вы представляете себе город, соответствующий стандартам всеобщей доступности?

  • Кто знает, как слово “равенство” звучит на английском языке?

Ответ: Equality

Учитель показывает картинку с изображением паралимпийской чемпионки Игр в Пекине Олеси Владыкиной и предлагает учащимся назвать вид паралимпийского спорта и имя чемпионки.

После тяжелой травмы Олеся потеряла руку, но не оставила спорт. Всего за полгода научилась плавать по-новому. Целенаправленно и планомерно она осваивала новую технику и на Паралимпийских играх в Пекине завоевала золотую медаль. Какое качество помогло Олесе Владыкиной целенаправленно и планомерно научиться плавать по-новому и, в конце концов, установить мировой паралимпийский рекорд?

Ответ: Решимость

Вопрос для дискуссии:

  1. Согласитесь, что решимость связана с таким качеством, как ответственность, сила воли. Можно принять решение, но важно довести его до воплощения. Те спортсмены-паралимпийцы, о которых мы сегодня говорили, сумели не только принять решение, но и следовать поставленной цели.
    Кто знает, как слово “решимость” звучит на английском?

Ответ: Determination

Учитель показывает картинку с фотографией американского горнолыжника Джо Томпкинса и предлагает учащимся назвать вид паралимпийского спорта и имя спортсмена.

Вы знаете что-либо о Премии Паралимпийского вдохновения? Этой награды удостаиваются не только спортсмены, но и те, кто помог им добиться побед (родные, близкие, тренеры, учителя). Вот история американского горнолыжника Джо Томпкинса: “После окончания средней школы, я, как и многие подростки, планировал свою жизнь. Все изменилось 23 января 1989 года. В ту ночь мы вместе с друзьями ехали в машине. Водитель оказался пьян, и мы попали в серьезную аварию. Один мой друг погиб, другой длительное время находится в коме. Меня парализовало ниже пояса. Моя жизненная траектория круто изменилась. Цели и мечты были разрушены в возрасте 19 лет. Я чувствовал себя лишним в этом мире. Уходил от реальности с помощью наркотиков и алкоголя. Я потерял волю к жизни. Сейчас я знаю, что если бы не любовь, забота и поддержка моей матери, я не был бы жив сегодня”. Это только одна судьба. А их тысячи…

Премия Паралимпийского вдохновения – это признание заслуг тех, кто никогда не получит свои собственные олимпийские медали, но сделал все для того, чтобы это стало возможным для других. Претенденты отбираются Олимпийским комитетом США, а общественное голосование организовано через страницу голосования Facebook. Это позволяет посетителям получить информацию о каждой номинации Премии и голосованием отметить самые впечатляющие и вдохновляющие, по их мнению, судьбы. Посетители также могут прокомментировать и поделиться историями и размышлениями с друзьями на Facebook.

Вопрос для дискуссии:

  1. Вдохновение – еще одна ценность Паралимпийского движения. Когда и в связи с чем вы вспоминаете о вдохновении?
  2. Кто знает, как слово “вдохновение” звучит на английском?

Ответ: Inspiration

Подведение итогов разговора о ценностях паралимпийского движения:

Итак, мы с вами сформулировали четыре ценности Паралимпийского движения. Давайте их повторим. А чтобы вы запомнили их лучше, давайте выучим слоган “Смелость, Равенство, Решимость, Вдохновение – ценности Паралимпийского движения!”

III. Обобщение полученной информации. Подведение итогов урока.

Учитель подводит итог урока:

Игры – это не просто спорт, а олимпийские и паралимпийские ценности применимы не только к спортсменам. Никто не станет спорить, к примеру, что равенство – это хорошо, или что дружба делает общение приятным и интересным. И честно признаемся, что немного решительности никому еще не повредило. Олимпийские и паралимпийские ценности помогают нам научиться добиваться успеха и осуществлять наши мечты, оставаясь в гармонии с собой, окружающим миром и другими людьми.

IV. Объяснение нового домашнего задания.

  • Напишите на выбор эссе на темы олимпийских/паралимпийских ценностей/взаимосвязи спорта и окружающей среды (задание можно выполнить вместе с родителями)
  • Выясните, когда и на каких Играх появился первый официальный талисман. Кто это был?
Читать еще:

Новые материалы:

Урок математики во 2-м классе по теме "Закрепление табличных случаев умножения числа 2" :: Конспект урока для 1-го класса по предмету "Обучение грамоте" на тему "Знакомство с согласными звуками [п], [п'] и буквами П, п" :: Интегрированный урок химия + природоведение. Тема "Вода – растворитель. Значение растворов. Охрана водоемов" (3-й и 8-й классы) :: Изучение темы "Время и его измерение" в начальной школе :: Педагогические размышления на тему: "Взаимодействие взрослых в деле воспитания дошкольника" :: Зверопой ( Sing ), 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru