Формирование личностных и регулятивных умений на уроках физической культуры : Спорт в школе и здоровье детей

Формирование личностных и регулятивных умений на уроках физической культуры : Спорт в школе и здоровье детей

Физическая культура часто рассматривается учителями как учебная дисциплина, в которой важное место отводится физической подготовке учащихся. Уроки физкультуры помогают развивать эстетическое чувства учеников, этические, морально волевые качества, воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку, взаимоуважение, повышать собственную самооценку.

Понятия «Универсальные учебные действия»: означает умение учиться, способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что УУД как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия. Задача учителя показать ученикам, что это физическая культура. Чем выше культура, тем выше будет уровень эстетического и этического развития, тем более гармонично развитый человек вырастет в дальнейшем.

Эстетическое и этическое воспитание учащихся на уроках физической культуры является компонентом личностных и регулятивных умений.
Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями Стандарта становиться обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундамента образования.

Характер физического развития как процесс изменения показателей в течении жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в случае, если известны эти закономерности.
В последние годы проблема состояния здоровья детей школьного возраста приобрела особую актуальность. С каждым годом по статистическим данным медицинских исследований идет снижение уровня физической подготовленности, физического развития и ухудшение в целом состояния здоровья детей и подростков.

Ребенок – наше продолжение, наша любовь, вера и надежда, наш повседневный труд и тяжелая работа. Именно работа, но для здоровья ребенка надо потрудиться. Только рационально осуществляемый совместными усилиями родителей, учителей, специалистов комплекс мероприятий по укреплению здоровья средствами физической культуры, методов и способов решения воспитательных задач сбережения здоровья может помочь сохранить ребенку здоровье.

Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Функции УУД – обеспечение возможностей обучающихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний; формирование умений, навыков, компетентностей в любой предметной области.

Современные задачи УУД на уроках физической культуры: -развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры; обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности. Личностные универсальные действия – при их формировании нужно помнить, что: главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем.

Регулятивные универсальные действия – нужны для того, чтобы научить ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу,адекватно оценивать выполненную им работу, исправлять ошибки.

Среди личностных универсальных учебных действий выделяют действия нравственного оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, а также ориентацию в личностных отношениях.

Регулятивные действия включают результат с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Внесение необходимых коррективов в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта, осознание качества и уровня усвоения, а также элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способности к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Рассматривая понятие эстетика, подразумеваем слово искусство. Обучение детей подходить к выполнению упражнений или различных движений с эстетической точки зрения, мы стараемся сформировать у них отношение к данным действиям как к искусству- выполнять движения эстетически грамотно. Как только понимание этого появится у школьников, им значительно легче будет выполнять различные физические упражнения, движения и действия.

Проводя уроки физической культуры, мы не занимаемся спортом, в лучшем случае используем некоторые спортивные элементы, воспроизведение которых требуют эстетического их выполнения. Задача педагога попытаться постепенно сформировать и заложить основы для его развития.

Разминка является важной составляющей урока. В большинстве своем она служит для подготовки всех систем организма к дальнейшему занятию, но почему бы не использовать ее еще для развития эстетических качеств учеников. Мы используем построение в круг и даем детям возможность смотреть друг на друга, оценивая точность и правильность положения рук, ног, туловища. Учитель предлагает движение, а затем сам смотрит, ходит по кругу от ученика к ученику, исправляя все неточности, ученики глядя друг на друга умчаться видеть, как упражнение должно выглядеть правильно. Учитель может продолжать отсчитывать ритм и темп выполнения упражнения, останавливаясь на важных местах, например в положении руки в стороны, вверх, вперед. Остановив детей в таком положении, он может легко пройти и на конкретных примерах показать, у кого из учеников получается более красиво, а у кого менее.

Рассматривая понятие этика, подразумеваем исследования морали и нравственности. Необходимо научить учащихся как подойти к снаряду, инвентарю, входить в зал, строится, здороваться с учителем- все это этика поведения. Уважительное отношение друг к другу это большая продуктивность урока, лучшая организация, возможность давать более сложные и интересные задания. В возникающих спорах, недопонимании между учениками учителю необходимо принимать участие, то есть помочь понять, где и у кого возможно неправильное восприятие ситуации.

Учитель должен постараться научить детей проявлять заботу друг о друге, уметь поддержать друг друга, развивать в них терпимость к чужим привычкам, может быть странностям.

Проведение во время уроков серии упражнений в парах может благотворно сказаться не только на физическом развитии но и на их этическом совершенствовании. С помощью подвижных игр и игровых упражнениях можно знакомить детей с различными эстетическими нормами и положениями, например как правильно себя вести в той или иной ситуации, какие действия могут привести к конфликтной ситуации, а какие сплотят класс и создадут дружественную обстановку.

Помните, что главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

Мы должны научить ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образце и правилу, адекватно оценивать выполненную им работу, исправлять ошибки.

Литература.

  1. Матвеев А.П. Физическая культура. 1-4 класс. М.: Просвещение, 2015.
  2. Фролов И.Т. Философский словарь. 4-е изд.М.: Политиздат, 1981.
  3. Беляев А.А. и др. Эстетика словарь. М.: Политиздат, 1989.
  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя под редакцией А.Г. Асмолова. Москва Просвещение 2014г.
  5. Формирование личностных и регулятивных умений на уроках физической культуры. 1-11 классы. А.Ю. Патрикеев. Волгоград 2013.
Читать еще:


Новые материалы:

Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика :: Урок географии "Япония – Страна восходящего солнца" (11-й класс) :: Почвенные ресурсы России :: Интегрированный урок истории и географии "Этот чудо-напиток чай" :: Урок-практикум по теме: "Показательная и логарифмическая функции" :: Миссис Хайд ( Madame Hyde ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Шкафы/Стеллажи / Skyland / Стеллаж Skyland Torr TMC 42 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD