Урок по теме "Народная роспись Мезени" курса "Мезенская народная роспись" : Технология

Цели урока:

  • Дать понятие " народная роспись Мезень", обобщив знания учащихся, полученные на уроках Истории искусства.
  • Познакомить с технологическим процессом  создания росписи в  современных  условиях.
  • Научить технике выполнения росписи.
  • Способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности.
  • Создать условия для развития  коммуникативно-творческой способности, креативного мышления, моторики рук.
  • Содействовать   эстетическому воспитанию.

Тип: комбинированный (освоение новых знаний, применение).

Вид: урок учебно-творческой деятельности.

Метод: интерактивный (объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемно-развивающий, алгоритмический).

КМО: иллюстрации, алгоритм работы, плакат  "Мезенская роспись", основные понятия по словарю Ожегова, инструкции по безопасности работы, тетрадь, альбом для рисования, гуашь красного и черного цвета, кисти № 0, 2, палитра, ветошь.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовительный этап: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
  3. Теоретическая часть: объяснение нового материала, необходимого для решения поставленных задач.
  4. Первичная проверка понимания изученного.
  5. Закрепление новых знаний, способов действий и их применение.
  6. Обобщение и систематизация знаний.
  7. Итоговый этап.

Ход урока

1. Приветствие, организация рабочего места. Инструкция по технике безопасности. Начало занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизацию внимания.

2. Сообщение темы, цели учебного занятия, постановка задач и мотивация учебной деятельности детей.

3. Объяснение нового материала.

4. Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил, или обоснованием. Опрос по пройденному материалу: Географическое положение; История возникновения промысла; Особенности технологии; Символика; Привести примеры работ мезенской росписи; Новый термин. Обсуждение возникших проблем.

5. Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми.

6. Используя беседу и практические задания, проанализировать и оценить представленный материал по новому курсу “Мезенская роспись”. Формирование целостного представления знаний о предмете.

7. Подведение итогов урока, определение перспективы следующего задания.

План-конспект урока Введение. Народная роспись Мезени

Школьники сидят за партами. На рабочих столах тетрадь для конспектирования лекции, альбом, альбом для рисования, гуашь красного и черного цвета, кисти № 0, 2, палитра, ветошь, вода для рисования элементов Мезенской росписи.

Сегодня мы с вами познакомимся с народными промыслами Русского Севера.

Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.

Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.

Ареал Мезенской росписи весьма обширен. Кроме бассейна Мезени с Вашкой, он включает на западе районы Пинеги и нижнего течения Северной Двины до Онежского полуострова, а на востоке - бассейны Ижмы и Печоры. Здесь можно найти прялки с мезенской росписью не только из Палащелья, но и из других деревень.

Как возникла роспись, из чего она появилась, никто не знает. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Исследователь росписи В.С. Воронов говорил: “Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов”.

Как возникла роспись, из чего она появилась, никто не знает. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Исследователь росписи В.С. Воронов говорил: “Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов”.

Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет. Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше. Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу. Происхождение Мезенской росписи до сих пор остается загадкой. Хотя промысел в с. Палащелье Лешуконского района возник довольно поздно, древность сюжетов и самой техники росписи на прялках и других деревянных изделиях несомненна. Необычность росписи, графичность, примитивно-условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки Мезенской росписи в искусстве соседних северных народов и в наскальных рисунках. В.С. Воронов, изучая стили народных росписей по дереву в разных областях России, выделил мезенскую как "таинственную и любопытную", указав на ее связи с древними греческими стилями.

На берегах Белого моря и Онежского озера найдены наскальные изображения, которые перекликаются с рисунками в Мезенской росписи. Тематика мезенских росписей и стилизация рисунка, лаконичность и выразительность, сближает их с древними наскальными рисунками русского Севера; сдержанный колорит, где черный контур подчеркивает напряженное звучание коричневато-красного цвета, невольно напоминает палеолитические пещерные росписи Франции...

В Мезени нет обычной русской народной яркости, многоцветности. Орнаменты имеют скупую, примитивно-условную графическую форму. Художник выстраивает узор сообразно внутреннему настрою и отношению к предмету или его будущим владельцам, тем не менее, подчиняясь строгим правилам построения орнамента и каноническим значениям символов.

На мезенских прялках дерево чаще всего изображается с большой птицей на вершине. Бывает несколько деревьев. Можно увидеть на прялках лодки и корабли. Многое из декоративных росписей уничтожило время и до нас дошли только отдельные узоры. Часто они похожи по стилю, манере, колориту, но нет и двух точно повторяющихся. Характерной чертой росписи является наличие полос или ярусов. Можно выделить три яруса как бы подземный, земной и небесный миры. Часто можно выявить семь ярусов, что связывают с семеричным строением мира. Конструкция прялок уподоблялась древу жизни, расчлененному на несколько ярусов-миров. В нижнем и среднем главными фигурами являются кони или олени, а в верхнем - птицы.

Вероятно, ярусы соответствовали трем мирам - подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих народов мира. Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполненными геометрическим узором.

Исследователи трактуют сюжеты мезенской росписи не как бытовые, а скорее как религиозные и языческие в своей основе.

Кони и птицы очень просты в изображении, схематичны, такой способ изображения очень древний, почти детский и вполне доступный для освоения в Детской художественной школе.

В росписи преобладают зооморфные изображения - знаменитые бегущие кони, олени, птицы. На внутренней стороне каждой мезенской прялки имеется сюжетный рисунок (дерево с птицей, охотник с ружьем, пароход с матросами).

Несмотря на то, что в этой росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание. Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения и пополнения семьи. Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу.

Самый распространенный сюжет прялок - это кони. Окрашенные, одни в черный, другие в красный цвет, лошади, нередко, следуют друг за другом.

Олицетворяя, по всей видимости, загробный и сущий миры. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами, между ног и под ногами коней, а также особенности изображений самих фигур животных. Кони мезенских росписей отстоят от реального прототипа. Большинство их имеет красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловища черных коней покрывались нередко сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим их необычное происхождение.

Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобно тем, как рисовались на птицах тех же прялок.

Нередко кони   изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях нарисованы борющиеся друг с другом всадники.  

В верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц, нанесенные одним мазком красной краски. Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детски наивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика или датой изготовления.

Традиционно в мезенской росписи использовались только два цвета – красный и черный. Может быть, именно потому, что эти цвета достаточно просто было получить. К примеру, для того, чтобы сделать красную краску, требовалось смешать растертый мергель, красный камень с берегов реки в настое смолы лиственницы, затем эту смесь клали в горшочек и ставили в печь, в тепле смола растягивалась, и получалась красная краска. Способ приготовления черной краски был еще более незамысловат. Принцип производства оставался тем же, только мергель заменяли сажей.

Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой и пером тетерева, что указывает на очень древние традиции. Доска имела свои четкие пропорции. Ширина должна была три раза укладываться в ее длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точное их происхождение, взаимная связь уже практически утрачены.

Основные мотивы геометрического орнамента - солярные диски, ромбы, кресты - напоминают аналогичные элементы трехгранно-выемчатой резьбы. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.

Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году. Хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах, выполненных в мезенском регионе в 18 в. По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до 20 в.

Благодаря подписям на прялках можно выделить семьи палащельских мастеров, что уникально для, как правило, анонимного крестьянского искусства: Аксеновых, Новиковых, Федотовых, Кузьминых, Шишовых - тех, кто работал еще в 1920-е гг., в период угасания промысла.

В середине 1960-х гг. мезенская роспись была возрождена потомками старых палащельских мастеров: Ф. М. Федотовым в деревне Палащелье и С.Ф. и И.С. Фатьяновыми в селе Селище. В Архангельске на экспериментальном предприятии "Беломорские узоры" выпускаются сувенирные изделия с традиционной мезенской росписью.

Мезенская роспись отличается от других видов росписи. В ней ярко проявляются архаичные представления о мире древних людей. Еще одной особенностью является то, что роспись выполнялась исключительно мужчинами.

Иногда, из-за попытки угодить массовому покупателю, появляется тенденция "осовременивать" традиции росписи, применяя “модный” прием - письмо по золотому фону. В результате этого нововведения теряется изящество, строгость и красота стиля, наносится вред сохранению и поддержанию исконных традиций.

В последние годы, изучение Мезенского письма получило большое распространение в детских садах, школах, студиях. И сегодня мы с вами начнем изучение курса “Мезенская народная роспись”.

В альбоме дети пробуют зарисовать отдельные элементы мезенской росписи: семена, шишки, плоды, заключенные в древние ромбические фигуры, - символы плодородия. Эти знаки присущи многим народам мира. Круговые и крестообразные знаки - символы огня, древние обереги. В дальнейшем по курсу “Мезенская роспись” детьми будет выполняться задание № 1 (символы). Приложение 1.

Так же отрисовывают птиц и животных, которые имеют дополнительные значения в бытовой магии. Задание № 2 (животные и птицы). Так же деревья и цветы, имеющие свои значения.

Олень приносит счастье, веселье, связан с праздником громовика Ильи-пророка (древний аграрно-охотничий культ). Конь дополнительно несет солнечное значение. По верованию древних он возносит Солнце на небо каждое утро.

Конь дополнительно несет солнечное значение. По верованию древних он возносит Солнце на небо каждое утро.

Образ птицы в фольклоре имеет особое значение. Наиболее часто изображаемыми были лебедь и утка. Утка особая птица - она уносит Солнце каждый вечер в подземный мир, сохраняя порядок вещей. Лебедь связан со стихиями неба и воды, сулит урожай, свет, богатство. Приложение 2.

Дети могут придумать свои элементы в стиле Мезени.

В дальнейшем, после освоения техники письма, дети составляют самостоятельный эскиз на бумаге. Приложение 3.

Следующий этап: выполнение изделий в материале. Роспись простых ложек Приложение 4, объемная роспись Приложение 5, а так же, заключительное задание № 6 – большие объемные предметы Приложение 6.

В целом, говоря о росписи, хочется особо отметить, что каждая вещь - это пожелание добра, успеха, счастья. Возможно, по этой причине роспись никогда не уйдет из обращения. Нельзя заменить ручную работу, сделанную с душой, на промышленную штамповку.

Читать еще:


Новые материалы:

Музыкальный образ "Прометея" в творчестве А.Н. Скрябина в эпоху Серебряного века :: Интеллектуально-познавательная игра "Клуб веселых и находчивых" :: Дополнительная образовательная программа "Вокальная студия" :: Методическая разработка урока музыки "Пейзаж в музыке". 5-й класс :: Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме "Мир русского фольклора" :: Конверт, 2017 :: Все для офиса/Мебель/Офис/Стеллажи и Перегородки/Стеллажи / Riva / Стеллаж Фёст KST-2 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD