Урок технологии "Праздник русской каши" : Технология

Цели:

  • Ознакомить учащихся с видами круп;
  • Научить учащихся приемам приготовления блюд из них;
  • Воспитывать эстетический вкус, внимательность, прививать навыки культуры труда и аккуратности, развивать исполнительские умения и творческие способности.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, кухонный инвентарь, инструкционные карты, плакаты: “Правила безопасности и гигиены на уроках”, “Пищевая ценность блюд из круп”.

План урока:

I Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

3. Выполнение задания.

II Сообщение темы урока.

Учитель:

Сегодня у нас необыкновенный урок истории и технологии. Что же объединило столь непохожие предметы?

Это каши. Сегодня мы будем говорить об этом традиционном блюде русской кухни. Знакомясь на уроках истории с бытом людей, частью которого является пища, мы говорим: главной пищей простых людей был хлеб, повседневной пищей простых людей были щи из кислой капусты, но важное место в крестьянском рационе занимали разные каши.

И в народе родилась поговорка. Какая это поговорка о двух главных блюдах?

(щи да каша - пища наша)

И сегодня у нас праздник русской каши.

А вы задумывались что означает слово “каша”, что говорит и показывает “Википедия”?

Ученик 1

Слово “каша”

Ученик 2 Вы знаете, первоначально каша представляла собою жидкую похлебку из муки, но в последствии с распространением, слово “каша” означало преимущественно гречневую кашу.

Учитель: Что еще можно рассказать из истории каши?

Ученик 3 Каша занимала почетное место на столе на пиршествах по окончании жатвы. Нанимаясь на работу в страду, рабочий выговаривал себе как условие работы кашу.

Учитель: В каком произведении для детей А.С.Пушкин описывает этот обычай.

Ученик 4  “Сказка о попе и его работнике Болде”! На обед давали вареную полбу.

Учитель:Кстати, что такое полба? Каша-обрядовое блюдо. Кашу приготовляли в жертву богам земледелия и скотоводства.

Ученик 5 Кашу использовали на Руси в качестве обрядового кушанья. Ее варили на свадьбе, кормили молодых. “Летопись об Александре Невском”.

Ученик 6 Вот какая история вышла с “кашей” Дмитрия Донского. Решив жениться на дочери нижегородского князя, он по обычаю, должен был ехать “на кашу” к отцу своей невесты. Однако князь московский счел ниже своего достоинства справлять свадьбу на земле будущего тестя и предложил ему прибыть в Москву.

Но нижегородский князь упал бы в собственных глазах, согласись на такое “оскорбительное предложение”. И тогда выбрали золотую середину. Кашу сварили не в Москве и не в Новгороде, а в Коломне, что лежит посредине дороги между двумя славными городами.

Учитель: Вопрос о Васильевом Дне.

На Васильев день, перед Новым годом варили кашу “до света”. Крупу из амбара ночью приносила старшая в доме женщина, а воду из реки или колодца – старший из мужчин. И воду, и крупу ставили на стол. Упаси Бог кому-либо до них дотронуться, пока не истопится печь! (После слов Нового года).

(Сценка обряда под рассказ учителя)

Пока не истопится печь.

И вот печь истоплена. Все семейство садится за стол. Старшая женщина начинает приговаривать, размешивая крупу.

Сеяли, растили гречу во все лето;
Уродилась греча и крупна, и румяна;
Звали-позывали гречу в Царь-град
Со князями, с боярами,
с честным овсом,
золотым ячменем;
Ждали гречу, дожидали у каменных ворот,
Встречали гречу князья и бояре,
Сажали гречу за дубовый стол пировать.
Приехала греча к нам гостевать.

После приговора все встают из-за стола. А хозяйка с поклоном ставит горшок с кашей в печь.

Затем семейство снова садиться за стол. И ждет когда каша сварится.

И вот каша готова! Женщина вынимает кашу из печи со словами “Милости просим к нам во двор со своим добром”.

Перво – наперво осматриваем горшок, в котором варилась каша. Зачем.

Ученик 7 Нет большего несчастья для семьи.

Сценка продолжается (в лоб ложкой)

Учитель: Мало какая кухня может предложить столько разновидностей каш, как русская.

1) Какие каши вы знаете?

(соревнования по командам, кто последний скажет тот и выиграл) название каши.

2) Какие каши по консистенции вы знаете?

(рассыпчатые, вязкие и жидкие).

3) Почему так много видов каш?

Ученик 8 Потому, что много разновидностей круп.

Учитель: Давайте посмотрим: “Знаете ли вы крупы”? (пробирка с крупами).

А знаете ли вы из каких растений получаются эти крупы? Давайте проведем мини викторину.

1. Из чего получают манную крупу? (из твердых сортов пшеницы).

2. Ячневую, перловую из овса.

3. Пшенку из проса.

Растениях Никитинки

Викторина

1. Какие из круп представляют наибольшую пищевую ценность? (гречневая и овсяная). Чем полезны каши для нашего организма? (рассказывают о полезности каш дети). А вы любите кашу? В вашей семье готовят каши?

Кстати любимая каша Петра I – ячневая, перловая.

Ученик 9 Провела опрос о нашей столовой школы

Учитель: Продолжается викторина.

2. Почему при приготовлении рисовой, перловой, овсяной и пшенной каши, крупы сначала варят в кипящей воде 20 – 30 мин?

(они хуже и медленно развариваются в молоке).

Почему для варки каши непригодна эмалированная посуда?

(каши пригорают и потом трудно мыть).

А какую кашу приготовили вы?

(столы объясняют выбор рассказать рецепты приготовления каш).

Советы молодой хозяйки?

  • Дети не всегда хотят есть каши.
  • А как покормить ребенка кашей?
  • Покажите?

Из наших гостей, может, кто-нибудь поделится рецептом необычной каши.

Рецепт гурьевской каши

1/2 стакана манной крупы, 2 стакана молока, 1/2 стакана измельченных грецких орехов или цукатов, 2 столовые ложки сахара, 2 столовые ложки сливочного масла, 2 яйца, соль, ванилин по вкусу.

Для соуса: 10 абрикосов, 2 столовые ложки сахара, 2-3 ст. ложки воды.

В кипящее молоко добавить соль и постепенно, тонкой струйкой всыпая манную крупу, постоянно помешивая, заварить вязкую кашу. Готовую кашу немного охладить. Добавить в нее растертые с сахаром желтки яиц и взбитые в пену белки, а также обжаренные на сливочном масле ядра грецких орехов. Все осторожно перемешать.

В смазанную маслом массивную (с толстым дном) сковороду выложить слой каши. На него положить очищенные от косточке абрикосы и накрыть их молочными пенками, затем вновь уложить слой каши. Для приготовления пенок налить молоко в широкую мелкую кастрюлю и поставить в разогретую духовку. По мере образования пенок их необходимо периодически снимать. Сверху кашу обсыпать сахарной пудрой и прижечь раскаленным металлическим прутом (ножом или спицей) так, чтобы на поверхности образовались полосы. Поместить кашу в духовку и запечь до образования золотистой корочки. Готовое блюдо обсыпать орехами, украсить фруктами, цукатами и подать на стол в той же посуде, в которой оно готовилось. Соус подавать отдельно – можно и холодным, и горячим. Готовят его так: абрикосы без косточек измельчить, смешать с сахаром, добавить воду и варить до тех пор, пока фрукты не разварятся.

Итог урока

1. Дегустация приготовленных блюд с оценкой качества приготовления и подачи на стол.

2. Заключительное слово.

Многое сегодня мы узнали о традициях русской каши. Теперь, когда вы познакомились со способами приготовления блюд из круп, вы сможете самостоятельно приготовить себе завтрак.

Так давайте почаще дарить радость своим родным и близким. Успехов вам!

Список литературы

  1. Н.А. Белибихина, Н.А. Смогленко. История 5–11 классы. 2007г.
  2. Е.Д. Володина, В.Ю. Суслина Технология 5–11 классы. 2008г.
  3. Н.А. Сосовой Технология 5 класс. 2009г.
  4. И.В. Бобунова Технология 6 класс. 2003г.
Читать еще:


Новые материалы:

Выступление на ГМО учителей географии "Акмеология - наука о вершинах" :: Урок по технологии развития критического мышления "Начало парламентаризма в России" :: Заседание научного общества учащихся "Эврика" (9-й класс) :: Особенности преподавания истории при переходе к Федеральным образовательным стандартам второго поколения :: Роль здоровьесберегающих технологий в учебном процессе :: БайБайМэн ( The Bye Bye Man ), 2016 :: Гостиная/Мягкая мебель / TetChair / Кресло Secret De Maison Йорк (York) 4712 из натуральной кожи ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD