В родном доме и каша гуще : Технология

Автор УМК: Сасова И.А.

Тип урока: Комбинированный

Количество часов: 2

Цели:

  • Познакомить учащихся с пищевой ценностью круп, с видами и способами приготовления каш;
  • Развитие творческих умений, самостоятельности; умения определять доброкачественность продуктов; готовить блюда из круп; формировать интерес к общению в групповой работе;
  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, к продуктам питания.

Межпредметные связи: история, обществознание, русский язык.

Оборудование и инструменты: компьютер, образцы различных круп, инструменты и приспособления для приготовления каши, инструкционные карты, карточки.

Учебно-практические задачи опережающего характера (на выбор учащихся):

1) Узнай, используя различные источники информации (книги, журналы, Интернет и т.д.),  способы приготовления каши.

2)  Сними ролик "Как мы с мамой варим кашу!"

3) Проведи анкетирование родных на тему: "Ваша любимая каша".

4) "Создай собственную коллекцию круп". ( Ученики на урок могут принести крупы, для приготовления каш.)

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Учащимся предлагается выполнить индивидуальные тесты на карточках по теме “Молоко и молочные продукты”.

III. Целеполагание и мотивация

Отгадайте загадку:

Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться?
(ответ: каша)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Зачем нам нужны эти знания?

IV. Изучение нового материала

В старину говорили: Щи да каша — пища наша. И много еще пословиц и поговорок есть на эту тему.

Предлагаю вам игру “Кто больше назовет пословиц и поговорок о каше”.

(Если дети затрудняются, можно предложить закончить пословицу ту, которую начал учитель)

Кашу маслом не испортишь. Кто заварил кашу, тот и расхлебывает. Заварил кашу, так не жалей и молока (и масла)! Густая каша семьи не разгонит. Кашевар живет сытее князя. Кашица постная, да еще и без круп. В родном доме и каша гуще.

Тема нашего урока так и будет называться: В родном доме и каша гуще.

Из чего варят кашу? (из круп) Какие виды круп вы знаете? (ответы)

Работа по учебнику.

Крупами называются пищевые продукты из цельных или дробленных зерновых культур. К зерновым относятся злаковые (пшеница, рожь, овес, рис, ячмень, кукуруза, и др.) и бобовые (бобы, фасоль, горох, чечевица и др.), а также гречишное растение – гречиха.

Дети рассматривают коллекцию круп. Ценность зерна или крупы – в их оболочке и зародыше. Наиболее полезными из круп считаются: гречневая, овсяная, пшенная, и нешлифованный рис.

Требования к качеству круп.

Как вы думаете, как можно определить качество круп? (ответы) Крупы должны иметь цвет, вкус и запах, присущие данному виду крупы, без посторонних привкусов, примесей и запахов.

Механическая обработка круп.

Крупы перед приготовлением перебирают или просеивают, промывают, просушивают или обжаривают. Выбор способа механической обработки зависит от вида крупы, ее размера и от того, какое блюдо будут из нее готовить.

Физминутка

Учебно-практическое задание.

Прочитайте в учебнике и механической обработке круп с. 123-124. Составьте таблицу “Первичная обработка круп”.

Требования, предъявляемые к качеству блюд, приготовленных из круп.

Самостоятельно прочитать с. 129 учебника.

- Назовите основные требования, предъявляемые к качеству блюд, приготовленных из круп. (ответы)

Самыми известными блюдами из круп являются каши.

Историческая справка. Каша - это особое блюдо. Привычное, неприметное, но обладающее особым колоритом блюдо за пределами нашей страны стоит в одном ряду с борщом, русскими щами, квасом. Каша – это и национальная гордость, и брэнд, но в первую очередь – вершина кулинарного искусства древней Руси.

Каша всегда была особым блюдом: обрядовым, торжественным и одновременно первейшим блюдом на пирах или празднествах, например, на свадьбах. Словом “каша” иногда обозначали пир, а иногда и мир. Кашей даже называли общее действо – собрание или военный поход. Есть версия, что пиры в Древней Руси различались на кашные и все прочие. В летописях 12-14 веков можно встретить упоминания о том, как Александр Невский устроил “большую кашу” в Торопце и в Новгороде. Кашей действительно можно очень сытно накормить, но каша в значении пира, вероятно, имела особое значение – это был сближающий, объединяющий пир. Каша выступала блюдом, которое готовилось в одном большом котелке, и все ели одно и то же блюдо, на равных. Такое значение прочно вошло в русский язык, и сейчас мы, уже не задумываясь, говорим “однокашник”, “с ним кашу не сваришь”, употребляя слово, обозначающее, казалось бы, кулинарное блюдо, а на практике – кроме кулинарии ещё и социальные механизмы. Кашей, вернее схожими по звучанию словами, называют одни и те же блюда во всех славянских странах. Такое врастание в языковые формы позволяет говорить, что слово “каша” - одно из первых кулинарных названий у древних славян. Кашей обозначали сообщество, единство, коллектив, артель и даже родство. “Варить кашу” - это не просто готовить одно блюдо, но в первую очередь, делать важное дело вместе, это доверительные и крепкие отношения.

Но и каши, как блюдо, бывают разными. Прежде чем приступить к приготовлению каши, нужно определить, какой она должна быть. Вам приходилось есть гречневую молочную кашу? А гречку с сосисками, политую соусом? Чем отличаются эти каши друг от друга, ведь они приготовлены из одной и той же крупы? (ответы)

По консистенции (степени густоты) каши могут быть: рассыпчатые, вязкие, жидкие. Какой будут консистенция каши, зависит от количества жидкости и вида крупы или способа ее предварительной обработки.

Вам были даны учебно-практические задачи опережающего характера:

Коллекцию круп мы уже посмотрели. Давайте обратим внимание на другие задания. (Учащиеся рассказывают и показывают свои работы).

Молодцы! Творчески подошли к выполнению заданий!

Работа с учебником.

Ознакомимся с правилами приготовления каши с.125-126.

Практическая работа.

Используя знания, полученные вами на уроке, дома, из других источников информации, мы выполним практическую работу “Приготовление рассыпчатой гречневой каши”.

Рассыпчатая гречневая каша самая простая в приготовлении и самая полезная. В ней в 1,5-2 раза больше клетчатки, чем в любой другой крупе, поэтому она способствует хорошему пищеварению, выводу шлаков и токсинов из организма. Гречка не содержит глютен, тяжелый для переваривания, и фитиновую кислоту, поэтому ее можно варить сразу, без предварительного замачивания. Гречневая каша содержит витамины А, Е, РР, а также целый ряд витаминов группы В (В1, В2, В6 и В9) кальций, магний, фосфор, железо, натрий, йод, цинк и др. Рутин, содержащийся в гречке, способствует укреплению стенок сосудов.  Кроме того, регулярное употребление гречневой каши нормализует давление, способствует выводу холестерина.

Рассыпчатую гречневую кашу можно приготовить как основное блюдо, так и в качестве гарнира. Предлагаю 3 рецепта.

Способ первый:

Продукты:

  • 1 стакан гречневой ядрицы
  • 2 стакана воды
  • 1 стол.ложка сливочного масла
  • соль по вкусу

Гречку – ядрицу перебрать, обжарить на сковороде и высыпать в кастрюлю с кипящей подсоленной водой, варить на сильном огне 3-4 минуты.Затем закрываем кастрюлю крышкой и варим на медленном огне еще несколько минут. Крышку открываем, когда каша загустеет, кладем сливочное масло. Крышку плотно закрыть и оставить упревать кашу  на слабом огне на плите или в духовке приблизительно на 1 час.Каша получается рассыпчатой, ароматной, удивительно красивого красновато-коричневого цвета.

Способ второй:

Если вы не имеете возможности томить в духовке гречневую кашу, то есть более быстрый способ приготовления. Он отлично подойдет для приготовления рассыпчатой гречневой каши в качестве гарнира:

  • 1 стакан гречневой ядрицы
  • 3 стакана воды
  • соль по вкусу
  • кусочек сливочного масла.

Берем гречневую крупу, перебираем, слегка обжариваем, наливаем воду в пропорции 1:3, ставим на огонь, слегка подсолив по вкусу. При таком способе проще всего вскипятить воду в электрочайнике и уже кипяток налить в кастрюлю с гречкой.Ставим на сильный огонь, доводим до кипения и уменьшаем огонь, крышку можно не закрывать. Когда жидкость испарится, пробуем кашу  и добавляем кусочек сливочного масла. Перемешиваем. Все, каша – готова! На приготовление рассыпчатой гречневой каши таким способом уходит минут 20.

Способ третий:

Этот вариант отлично подойдет для диет  и для тех, у кого просто мало времени.

  • Гречневая каша в термосе:
  • 0,5 стакана гречневой крупы
  • 1 стакан кипятка. 
  • Соль и травы по вкусу

Гречку перебрать, промыть, засыпать, залить ее кипятком в соотношении 1:2, добавить соль.

Закрываем термос и оставляем на ночь упариваться. К утру гречневая каша готова! Остается добавить масло и... приятного аппетита!

Как вы, ребята, думаете, какой способ приготовления мы можем осуществить на нашем уроке? (ответы: 2 способ)

Выполнение практической работы по группам.

V. Закрепление нового материала

Вставьте в текст пропущенные слова:

  • Каши варят из ...
  • Крупы бывают ......
  • Каши по консистенции бывают......
  • Крупу засыпают в ......воду.
  • В качестве жидкости можно использовать.......

VI. Рефлексия

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему научились на уроке?

- Что понравилось больше всего?

Заключительное слово учителя: Многие из вас, к сожалению, предпочитают есть на завтрак бутерброды. А ведь каша очень полезна для здоровья. Съев кашу на завтрак, вы получите заряд бодрости на весь день, потому что каша – питательный и ценный продукт.

VII. Итог урока

Домашнее задание: с.121-129 читать. Составить кроссворд по теме. Оценки.

Использованные интернет сайты.

  1. http://www.prozagadki.ru/149-zagadki-pro-kashu.html
  2. http://ejka.ru/blog/schitalki/1519.html
  3. http://pogovorki-poslovicy.ru/poslovicy-i-pogovorki-o-ede/poslovicy-i-pogovorki-o-kashe.html
  4. http://festival.1september.ru/articles/627226/
  5. http://sadgora.info/food-stuffs/groats/196-kashi-istoriya
  6. http://1-dream.ru/kashi/grechnevaya-kasha/grechne
Читать еще:


Новые материалы:

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Слова с глухими и звонкими согласными в корне" :: Урок русского языка в 1-м классе :: Птицы родного края :: Разработка урока "Окружающий мир" для 1-го класса по УМК "Начальная школа XXI век". "Все профессии важны" :: Урок-презентация. Интегрированный урок по экологии и экономике по теме "Одежда", 1-й класс :: Колесо чудес ( Wonder Wheel ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Ванная/Тумбы/Тумбы с зеркалом / Alvaro Banos / Тумба навесная Alvaro Banos Alma 60 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Какие физические упражнения надо делать чтобы убрать живот

Чтобы убрать живот, выполняйте эти упражнения Низ живота и бока – самые проблемные участки женского тела. Жир здесь откладывается быстро и в больших количествах,...

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Хочу похудеть с чего начать

Хочу похудеть, с чего начать Каждая женщина стремится быть красивой стройной и привлекательной. Именно поэтому, если проблема лишнего веса становится актуальней...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD