Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе для 1–4-х классов "Творчество без границ" : Технология

Программа «Творчество без границ» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

 Творчество – понятие широкое и трудноопределимое. Существует общепринятое отношение к творчеству на данном этапе времени ко всем внешним формам и проявлениям.

Художник, в широком смысле этого слова, дающий толчок развитию новой идеи, нового взгляда, новой линии, чувствует и предугадывает настроение людей, подсказывает в каком направлении двигаться дальше в развитии креативных идей. Такой толчок мы получили в новых творческих направлениях, но имеющих глубокие исторические корни – это аппликация:

квиллинг:

бисероплетение

нитяная графика или изонить

Новая идея сначала доступна далеко не всем. Затем она пробивается на передний план и начинает вызывать всеобщий интерес, при этом старое, долгое время, не привлекавшее внимание, постепенно показывает себя и вдруг становится ярким, интересным, привлекательным.

Привитые в детстве ценности здорового образа жизни, интерес к спорту, физической культуре, творчеству у многих людей закрепляется в сознании, что способствует наибольшей самореализации в жизни. В связи с этим становится очевидной необходимость воспитания культуры здоровья, эстетики, нравственности у детей.

Необходимо чередовать физическую нагрузку, умственное напряжение во время усвоения новых знаний и творческую самореализацию, тогда ребёнок вырастет гармонично развитой личностью. Проблемы здоровья подрастающего поколения в последнее время являются причиной беспокойства. Задачи воспитания культуры здоровья носят социально-педагогический характер. Ценность здоровья признаётся всеми педагогами, поэтому подход к каждому ребёнку необходимо подбирать индивидуально, исходя из его физического состояния, эмоционального статуса и творческого потенциала.

Задача каждого педагога увидеть, а в дальнейшем развить наилучшие качества ученика. Задача школы в целом – подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые знания. Эффективность позитивного воздействия на здоровье школьников в учебно-воспитательном процессе определяется компетентностью учителя в вопросах здоровье сберегающей деятельности.

В современном творчестве просматривается два направления, одно из которых устремлено в будущее, а другое обращено в прошлое. Техника бисероплетение связывает в единую цепь забытые приемы в творчестве и современные тенденции. В наши дни, работы, выполненные в технике бисероплетение, отличаются шокирующей новизной и неординарностью, продвигают ручное творчество вперёд

Появление металлизированных сверкающих материалов, таких как пайетки разных форм и видов, стекляруса, люрекса, бусин, вплетённых в изделие, способствует развитию творческого воображения

Проволока, разноцветные нити, бумага и картон различных видов являются простыми и доступными материалами, с помощью которых можно изобразить фигуры животных, птиц, насекомых, растений или оформить предметы быта. Проволока совместно с бисером превращает простые материалы в красивые предметы декора, украшения, стильные вещицы. Прежде чем приступить к изготовлению изделий из проволоки и бисера, на листе бумаги выполняют эскиз. В этом случае изделие становится авторским, но учащиеся чаще прибегают к более простому способу: берут готовые схемы и выполняют изделие. Такой вариант не очень привлекателен в плане художественного творчества. На своих уроках я чаще всего предлагаю такой способ плетения из бисера: готовую схему изменить, дополнив её неповторимыми элементами, применив свою фантазию. Изменить цвет нитей, размер бисера, форму и уже изделие смотрится по-другому.

Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важное направление в содержании программы «Творчество без границ» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • творческого отношения к учению, жизни: привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда;
  •  представлений об эстетических ценностях: знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы;
  • познания эстетической выразительности предметов рукотворного мира: эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов;
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде: создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом;
  • ценностного отношения к здоровью: освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга.

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Творчество без границ» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного школьника;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • использование знаково-символических приемов представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно осмыслить место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.

Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием знаний по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Программой предусматривается связь с такими дисциплинами, как математика: построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров

окружающий мир: создание образов животного и растительного мира

Программа предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение в выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.

В обучении применяются различные способы передачи информации: рисунки, схемы, шаблоны, чертежи, условные обозначения. Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Огромную роль в развитии детей играет коллективное взаимодействие, младший школьник начинает осознавать свою роль в обществе. Программа предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники, выставки.

У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и правильно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание уделяется повышению мотивации, то есть эмоциональному состоянию, которое побуждает к какому – либо действию. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.

Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа с учащимися.

  • 1 класс: формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять как она выполнена, из каких материалов. Выполняет за учителем действия подражательного характера.
  • 2 класс: учащийся должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий.
  • 3 класс: дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.
  • 4 класс: дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения, реализуя собственный замысел, подбирают другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

Дополнительная образовательная программа «Творчество без границ» рассчитана на 4 года обучения и включает такие курсы:

  • 1год обучения – аппликация (34 часа);
  • 2 год обучения – квиллинг (34 часа);
  • 3 год обучения – бисероплетение (34 часа);
  • 4 год обучения – нитяная графика (34 часа).

Основные формы и методы обучения: 

  • эвристическая беседа;
  • метод проблемного изложения материала;
  • иллюстративный;
  • практическая работа;
  • индивидуальная форма художественного творчества;
  • коллективный анализ творческих работ.

Задачи программы: 

Обучающие:

  • ознакомить с несколькими видами декоративно-прикладного искусства;
  • ознакомить учащихся с основами знаний в области композиции;
  • вырабатывать у учащихся интерес выполнять изделия своими руками.

  Воспитательные:

  • воспитание любви к прекрасному в искусстве;
  • воспитание уважения к народным традициям;
  • воспитание аккуратности, трудолюбия.

Развивающие:

  • развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса;
  • нравственное, интеллектуальное развитие личности;
  • развитие внимания, памяти, абстрактного и логического мышления.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся:

Учащиеся должны знать:

  • историю возникновения аппликации, квиллинга, бисероплетения, изонити;
  • виды материалов, используемые в аппликации, квиллинге, бисероплетении, изонити;
  • инструменты для работы, используемые в аппликации, квиллинге, бисероплетении, изонити;
  • роль цвета в аппликации, квиллинге, бисероплетении, изонити;
  • условные обозначения на схемах;
  • терминологию;
  • правила безопасности труда при работе;
  • основные приёмы в аппликации, квиллинге, бисероплетении, изонити.

Учащиеся должны уметь:

  • начинать и заканчивать работу;
  • пользоваться инструментами и приспособлениями во время работы;
  • пользоваться схемами и переводить их;
  • подбирать цвета в изделии;
  • оформлять готовое изделие (подготовка к выставке).

Список литературы, используемый для составления пояснительной записки:

  1. Техника рукоделия. Часть 2. Перевод с немецкого Т. Н. Дорожкиной. -2-е изд.- Минск, 1994
  2. Наталия Будур. Полная энциклопедия женских рукоделий. Том 1. Москва, «Олма-пресс»-1999
  3. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. Москва «Просвещение», 1987
  4. Научно-методический журнал « Школа и производство»: 7/2008, 8/2008, 1/2009
  5. Пучкова Л.С. Кружок художественного вязания. Пособие для руководителей кружков. М. «Просвещение», 1978
  6. Холмянский Л.М., Щипанов А. С. Дизайн: книга для учащихся.-М.: Просвещение, 1985.-240 с., ил.
  7. Гусарова Н.Н. Техника изонити. Методическое пособие.-2-е изд., испр.- СПб. « Детство – пресс», 2007.- 48 с.: ил.
  8. Соловова Н.А. Здоровьесберегающая деятельность педагога: формы, методы, средства. Учебно-методическое пособие. Самара: ГОУ СИПКРО, 2007-140 с.
  9. Аполозова Л. Бисероплетение. – М.: Культура и традиции, 1997.
  10. Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль: Академия развития, 1999.
  11. Евстратова Л.М. Цветы из ткани, бумаги, шерсти, бисера, раковин, перьев. – М.: Культура и традиции, 1997.
  12. Журналы «Школа и производство», №4 1991г., №2 1997г.
  13. Журнал «Сделай сам», №2 1992г.
  14. Федорова М. Бисер. Украшения. Жгуты. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  15. Магина А. Бисер: плетение и вышивка. – СПб.: Олма -Пресс, Нева, Валери, 1999.
  16. Розен Б.Я. Чудесный мир бумаги. - Москва: Просвещение.
  17. Щеблыкин И. К. Аппликационные работы в начальных классах.- Москва: Просвещение.
  18. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. Учебник для 1 класса. Самара: корпорация «Федоров»
  19. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества. Учебник для 2 класса.- Самара: корпорация «Федоров». Издательство «Учебная литература».
  20. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства. Учебник для 3 класса.- Самара: корпорация «Федоров». Издательство «Учебная литература».
  21. Проснякова Т.Н. Творческая мастерская. Учебник для 4 класса.- Самара: корпорация «Федоров». Издательство «Учебная литература».
Читать еще:


Новые материалы:

Урок чтения и развития речи. Рассказ Н.Сладкова "Зимний запас" :: Сочинение по сюжетным картинкам "Курица и цыплята". 1-й класс :: Открытый урок литературного чтения во 2-м классе МОУ школа-интернат № 96 г. Ижевска "Стихи о зиме" :: Комплексный подход к проблеме готовности детей г. Кунгура к школе :: Урок математики в 3-м классе "Деление многозначного числа на однозначное" :: Капитан Марвел ( Captain Marvel ), 2019 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Шкафы / Ангстрем / Бр Модуль 2 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD