Классификация текстильных волокон. Краткие сведения о хлопке и льне. Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей : Технология

Цели:

  • систематизировать и дополнить знания учащихся о натуральных волокнах растительного происхождения;
  • научить различать волокна по своему составу;
  • воспитывать эстетический вкус, внимательность;
  • укрепить межпредметные связи (литература, история, ботаника, география, музыка);
  • прививать навыки аккуратности.

Задачи:

  • Образовательная – расширить кругозор учащихся; познакомить с получением и структурой хлопчатобумажных и льняных тканей; познакомить с историей получения тканей.
  • Развивающая – развивать мыслительные способности, умение сравнивать и делать выводы.
  • Воспитательная – способствовать развитию интереса к предмету.
  • Практическая – научить определять вид ткани по признакам.

Методы обучения: беседа, рассказ (сопровождение презентацией), наглядно-иллюстративные, обобщение и закрепление полученных знаний; самостоятельная (практическая работа), наблюдение, самостоятельная работа учащихся.

Объект труда: волокна хлопка и льна, хлопчатобумажные и льняные ткани.

Оборудование и материалы: коллекции получения хлопчатобумажных и льняных тканей, образцы тканей, проектор, экран, игла, клей, ножницы, лупа, форма отчета, карточки задания с практической работой, кроссворд.

Тип урока: Комбинированный.

Формы работы: Фронтальная, групповая.

Ход урока

1. Организация урока. Проверка готовности учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.

Тема: “Классификация текстильных волокон. Краткие сведения о хлопке и льне. Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей ”. Слайд №1

Презентация.

2. Изучение нового материала.

Как вы думаете? Как называется наука о материалах какой-либо области производства.

(Подсказка на доске. Материаловедение.)

Швейное материаловедение – это наука изучающая строение и свойства материалов используемых для изготовления швейных изделий. Слайд №2

Волокно – тонкие, гибкие, прочные нити, длинна которых в несколько раз превышает их поперечный размер. Слайд №3

Текстильные волокна – волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий, классифицируются на две группы натуральные и химические. Рассмотрим их подробнее.

Ребята записывают таблицу “Классификация текстильных волокон” в тетрадь. Слайд №4

В 5 классе мы ознакомимся с натуральными волокнами растительного происхождения и тканями из них.

Волокна растительного происхождения делятся на две группы: лубяные (вырабатывали из стеблей растений) и семенные. Слайд №5

С древнейших времён и до конца XIX века единственным сырьём для получения текстильных материалов служили натуральные волокна дикорастущих растений. Волокна вырабатывали из стеблей растений, их называли – лубяными. Во многих литературных произведениях можно найти подтверждение этого факта. Давайте вспомним...

Поиграем, отгадаем... Слайд №6

1. В каком произведении девочка спасла своих братьев от злых чар колдуна с помощью рубашки-кольчуги выполненной из растительного материала?

2. Как называется этот материал?

3. К какой группе волокон растительного происхождения он относятся?

Да, правильно – крапива.

Что же это за растение? Давайте узнаем о нем чуть больше. Слайд №7

В наше время трудно поверить, что такой распространенный сорняк, как крапива, в далеком прошлом использовался в качестве прядильного растения. Мало того, из крапивного волокна шили не только добротную одежду самого различного назначения, но и прочные паруса для рыбацких судов.

Из волокон крапивы вили не боящиеся влаги и солнечного света веревки и канаты, а также плели служившие исправно не один десяток лет рыболовные сети.

Есть в нашей местности ещё одно растение, растущее на пустырях и гарях, - кипрей узколистый, называемый в народе или иван-чаем. Слайд №8

Довольно часто используют и другое волокнистое растение, растущее на пустырях и гарях, - кипрей узколистый, называемый в народе иван-чаем. С заготовленных осенью стеблей иван-чая осторожно снимают кожицу, разделяют ее на волокна, сушат и убирают на хранение. Часть заготовленного материала окрашивают отваром собранного на болоте ржавого мха, содержащего оксид железа, в черный цвет. Чтобы придать волокнам глянец, в красящий раствор добавляют рыбий жир.

В былые времена из волокон иван-чая вили веревки, изготовляли рогожки, конскую упряжь, мешковину и многое другое. В народе растение нередко называли дикой коноплей. Этим подчеркивалось сходство его волокон с волокнами конопли, возделываемой на территории нашей страны с IХ века, называемыми пенькой. Слайд №9

Действительно, в наше время пенька незаменима при изготовлении морских канатов, парусины, брезента, пожарных рукавов. Но из-за наркотических веществ, содержащихся в растении, конопля попала в опалу. В нашей стране конопля выращивалась в промышленных размерах, на ВДНХ даже есть композиция фонтана "Дружба народов" представляет собой стоящих по кругу 16 фигур девушек, символизирующих республики СССР. В центре - золотой сноп из пшеницы, подсолнечника и конопли. Именно этими культурами богата наша страна. Слайд №10

На уроке мы изучим два вида растений, которые наиболее часто используют для производства одежды. Отгадайте, что за растение? Слайд №11

Голубой глазок, золотой стебелёк,
Скромный на вид, на весь мир знаменит,
Кормит, одевает и дом украшает.

Выступление ученицы: Сообщение – лён. Слайд №12

Лён – это однолетнее травянистое растение, дающее волокно того же названия. Существует три вида льна лён-долгунец, лён-кудряш, лён-межеумок. Для получения волокон выращивают лён-долгунец. Стебель его прямой, высотой до 1 метра и диаметром 3-5 мм. Будучи самым прочным растительным волокном, лен идет на изготовление тентов, скатертей, постельного белья и одежды. Это длинное, шелковистое волокно часто обесцвечивают до белого цвета, так как лен плохо поддается окрашиванию. Высококачественный лен имеет гладкую и блестящую структуру и волокна длиной до 60 см. Льняной очес — короткое, рваное волокно, которое часто смешивают с другими волокнами. А ещё из семян льна получают льняное масло.

Просмотр клипа: Ансамбль “Гостья” - ЛЁН Слайд №13

Последовательность переработки льна: Слайд №14

  1. Сбор льна и обмолот.
  2. Вымачивание.
  3. Сушка.
  4. Мытьё, трепание.
  5. Чесание.
  6. Получение ленты и ровницы.
  7. Прядение.
  8. Ткачество.
  9. Отделка.

Свойства льна: Слайд №15

  • цвет волокон льна, от светло-серого до тёмно-серого;
  • лён обладает характерным блеском, так как его волокна
  • имеют гладкую поверхность;
  • нити по толщине не равномерны;
  • вид обрыва нити в виде кисточки;
  • лён переносит больший нагрев утюга;
  • на ощупь волокна льна всегда прохладные, жёсткие;
  • у льна большая гигроскопичность;
  • горит лён ярко – жёлтым пламенем, образуя серый пепел;
  • во время горения ощущается запах жжёной бумаги.

Преимущества и недостатки льняных тканей: Слайд №16

“+”

  • легко впитывают, сохраняют и быстро отдают влагу;
  • воздухопроницаемы, дают ощущение прохлады в жару;
  • обладают высокой прочностью (во влажном состоянии прочность еще выше, чем в сухом);
  • устойчивы к истиранию;
  • не ворсятся;
  • устойчивы к многократным стиркам и глажению;
  • нет раздвижения в швах.

“-”

  • имеет значительную сминаемость; дает большую усадку при стрике;
  • перед раскроем ткань обязательно нужно декатировать;
  • высокая осыпаемость срезов;
  • режутся со значительным усилием, ножницы приходится часто затачивать;
  • не имеет формоустойчивости.

Физкультминутка: на уроке очень важно, чтобы ребята не уставали, поэтому проводим физкультминутку. Одна девочка выходит в центр, чтобы показывать упражнения, а остальные на местах. Физкультминутка с сайта infourok.ru Слайд №17

Пора узнать о втором виде растения, которое является незаменимым в текстильном производстве. Попробуем отгадать, как оно называется? Слайд №18

В высоком дворце
Маленькие ларцы.
Кто их открывает,
Белое золото добывает... (Правильно, хлопок).

Хлопок - волокно, покрывающее семена растения хлопчатника. Поэтому его называют семенным волокном. Давайте узнаем: откуда берётся хлопок? Слайд №19

Хлопок — это пушистое волокно, которое окутывает семена хлопчатника. Существует множество видов хлопкового волокна: гладкий, блестящий, жесткий, грубый и мягкий — они все имеют разные оттенки цвета: от чисто белого, до темно зеленого и синеватого. Хлопок был найден и в Азии и в Америке и культивировался с незапамятных времен. Из-за большого разнообразия видов хлопка, из него можно получить любые нити. Если его спрясть вручную, то получится замечательная пряжа для вязания и ткачества. Он может быть достаточно мягким для детской одежды и достаточно прочным для хозяйственных целей. Кроме того, хлопок - хороший абсорбент и его очень приятно носить в жаркую погоду.

Процесс выращивания хлопка:

Хлопчатник любит тёплый сухой климат, но требует много влаги для корней. Поэтому его выращивают в среднеазиатских республиках на поливных полях, а также в Казахстане. Слайд №20-24

Последовательность переработки хлопка: Слайд №25

  1. Сбор хлопка-сырца.
  2. Сушка.
  3. Очистка от примесей.
  4. Причёсывание.
  5. Изготовление ленты хлопка.
  6. Изготовление ровницы.
  7. Прядение.
  8. Ткачество.
  9. Отделочное производство.

Свойства хлопка: Слайд №26

  • цвет хлопка белый или кремовый;
  • волокна хлопка не имеют блеска;
  • поверхность ткани хлопка шероховатая;
  • нить в ткани равномерная по толщине, пушистая;
  • обрыв нити в виде ватки;
  • на ощупь волокна мягкие, тепловатые;
  • под действием солнечного света хлопок постепенно теряет свою прочность;
  • волокна хлопка горят ярко-жёлтым пламенем, образуя серый пепел;
  • во время горения ощущается запах жжёной бумаги;
  • хлопок обладает высокой гигроскопичностью (быстро впитывает влагу и быстро высыхает);
  • хлопок широко применяют в производстве тканей, трикотажных изделий, швейных ниток и т.д.

Преимущества и недостатки тканей из хлопка: Слайд №27

“+”
  • отличные гигиенические свойства (хорошо впитывает влагу, воздухопроницаем, приятен на ощупь);
  • высокая прочность;
  • достаточная устойчивость к растяжению и изгибам;
  • устойчивость к многократным стиркам и глажению;
  • ткань хорошо настилается, не смещается и легко поддается резанию;
  • низкая осыпаемость срезов;
  • незначительное раздвигание в швах.
“-”
  • не имеет формоустойчивости;
  • устойчивость к истиранию меньше, чем у синтетических тканей;
  • практически не греет. Теплозащитные свойства ткани из хлопка могут быть увеличены благодаря ворсованию (например, байка);
  • высокая сминаемость;
  • дает большую усадку при стрике;
  • специальная обработка (облагораживание) делает хлопок менее сминаемым и безусадочным.

3. Выполнение практической работы: “Знакомство с натуральными волокнами растительного происхождения. Слайд №28, Приложение №1

Практическая работа: “Определение хлопчатобумажной и льняной ткани”. Слайд №29

Для учащихся быстро справившихся с практической работой выдаётся кроссворд. Приложение №2

4. Домашнее задание. Оформить на формате А4 коллекции хлопчатобумажных и льняных тканей и подписывают их название.

5. Подведение итогов урока (рефлексия). Слайд №30

Да Нет Вопрос
    1. Для хлопчатобумажных тканей сырьем являются стебли растения?
    2. Хлопок выращивают в странах с холодным климатом?
    3. Хлопчатобумажные ткани используют для изготовления летней одежды?
    4. На ощупь волокна льна мягкие и тёплые?
    5. Волокно – это тонкие, гибкие, прочные нити, длинна которых в несколько раз превышает их поперечный размер.
    6. Волокна растительного происхождения, горят ярко – жёлтым пламенем, образуя серый пепел?
    7. Льняная ткань имеет блестящую поверхность?
    8. Обрыв нити в виде кисточки характерен для хлопковой нити?
    9. “Кудряш” - это сорт льна?

Загадки: Слайд №31

Ставится оценка за работу на уроке: оценивается правильность выполнения практической работы, аккуратность оформления таблицы и коллекции тканей, устные ответы учащихся.

Читать еще:


Новые материалы:

Открытый урок по геометрии в 8-м классе на тему "Теорема Пифагора" :: Открытый урок по геометрии в 11-м историко-филологическом классе "Тела вращения глазами филологов" :: Проектная деятельность учащихся на уроке геометрии при решение задач группы С вариантов ЕГЭ (для учащихся 10-го класса) :: Урок по геометрии. Тема: "Геометрическое исследование задачи при помощи чертежных инструментов" :: Конспект урока математики в 10-м (11-м) классе по теме "Схема Бернулли. Теорема Бернулли" :: Небоскрёб ( Skyscraper ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Стеллажи/Стеллажи и полки / Ангстрем / Полка Альфа АФ-430.00 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD