Методическое обеспечение занятий кружка "Вязание" : Технология

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вязание – один из старинных и увлекательных видов рукоделия. В давние времена научились создавать из нити без помощи ткацких станков красивое, эластичное, узорчатое полотно.

Вязание крючком имеет глубокие  традиции. Вначале оно вошло в крестьянский быт и называлось «тамбур». Вязали кружева, которыми украшали полотенца, подзоры, передники, фартуки, кофты, наволочки, блузы и т.д., или целые изделия – салфетки, скатерти, занавески.

Вязанием крючком занимались рукодельницы всех стран. Например, боснийское вязание крючком – это особенный жанр вязания, которое напоминает тканую тесьму (узоры состоят сплошь из маленьких плотных петель). Благодаря своей эластичности и плотности употреблялась в изготовлении поясов, воротников, манжет.

Тунисская вязка имитирует ткань. Полотно,  связанное тунисским крючком практически не деформируется. Эту технику вязания использовали для вязания покрывал, толстых жакетов, пальто.

Очень интересно ирландское кружево. Оно было создано в Ирландии в XIX в. для того, чтобы создать новые рабочие места для женщин. Эти кружева, связанные крючком, навеяны мотивами венецианских узоров. Плоские и выпуклые цветочные узоры выполняются крючком по отдельности, чаще всего поверх толстого шнура (бурдона) и соединяются между собой сеткой, которая также вывязывается крючком.

Вязание крючком имеет много достоинств. Прежде всего – это скорость. Многие вещи: одежду, салфетки, покрывала и т.д. можно быстро связать крючком, даже не имея большого опыта. К тому же это приятный отдых, лучшее лекарство от переутомления и раздражительности.

Вязание крючком очень практично, т.к. пряжа расходуется экономно. Связанные вещи элегантны, хорошо сохраняют форму, подходят для любого времени года и любого вида деятельности.

Вязание на спицах также увлекательно, как и вязание крючком, оно не требует специально организованного рабочего места. Для выполнения  работы требуется только пряжа и спицы. Все виды вязаного полотна состоят из комбинаций лицевых и изнаночных петель. Полотно связанное на спицах очень эластично и поэтому хорошо подходит для облегающих фигуру частей одежды. Вязание на спицах применяется при изготовлении предметов одежды – шапочек, шарфов, носков, варежек, перчаток и т.д., а также покрывал, салфеток, кружева.

В наши дни вязание можно считать одним из самых распространенных и любимых занятий. Популярность этому виду прикладного искусства обеспечивают доступность, удобство и элегантность вязаных изделий. Преимущество вязаных вещей бесспорно – они легки и теплы, удобны в носке, т.к. растягиваются и не стесняют движений, красиво подчеркивают линии фигуры, помогают скрыть ее недостатки. Вязаные вещи (шарфы, шапки, кофты, варежки, носки и т.д.) находят применение во все сезоны и всегда необходимы. Такие вязаные изделия, как салфетки, дорожки, скатерти, занавески и т.д. имеют декоративное значение, являясь неотъемлемым украшением интерьера.

Для вязания используются различные материалы и инструменты, которые подбираются всегда индивидуально в соответствии с назначением вещи.

Вязание развивает  познавательную и творческую активность, любознательность, воспитывает чувство прекрасного, способствует формированию таких черт характера, как усидчивость и аккуратность.

Перед каждым, кто овладеет искусством вязания, откроются большие возможности в выборе модели, узоре вязки, цвета и фактуры ниток.

Календарно-тематический план занятий кружка «Вязание на спицах и крючком» составлен в соответствии с психолого-педагогическими особенностями развития младшего школьного возраста. Включает в себя разделы необходимые для теоретического и практического освоения вязания на спицах и крючком («Знакомство с основными приемами вязания на спицах и крючком»; «Правила техники безопасности при вязании. Материалы и инструменты, используемые при вязании»; «Вязание по кругу»; «Филейное вязание»; «Вязание по схеме»; «Материалы и инструменты, используемые при вязании на спицах»; «Техника вязания»; «Вязание шарфика. Отделка края изделия»), развития творческих способностей учащихся, приобретения знаний, практических умений и навыков работы спицами и крючком.

Цели работы кружка:

  • приобретение и закрепление практических умений и навыков;
  • творческое и эстетическое развитие учащихся, расширение кругозора;
  • воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности.

Задачи работы кружка:

  • освоение учащимися приемов вязания;
  • развитие умения правильно подбирать материалы и инструменты;
  • освоение культуры труда;
  • формирование творческого отношения к труду.

Занятия в кружке (2 часа в неделю) рассчитаны на учащихся как младшего, так и среднего возраста.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие – 2 часа.
Теоретические сведения.  Ознакомление учащихся с правилами безопасного труда. Знакомство с историей возникновения старинного рукоделия.

Вязание крючком – 46 часов.
Теоретические сведения. Материалы и инструменты. Основные приемы вязания. Виды вязания. Условные обозначения, используемые при вязании. Оформление изделий.
Практические работы. Работа с журналами по вязанию. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение количества петель и ниток. Выполнение различных петель. Набор петель. Изготовление образцов вязания крючком. Вязание по схеме. Выполнение простых изделий.
Объекты труда. Образцы вязания. Шарфик, шапочка. Салфетка.

Вязание на спицах – 24 часа.
Теоретические сведения.  Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика нитей для вязания. Условные обозначения, применяемые при вязании на спицах.
Практические работы. Подбор спиц в зависимости от качества и толщины нити. Набор петель. Начало вязания на двух спицах. Выполнение простых петель. Убавление, прибавление, закрывание петель. Соединение петель по лицевой и изнаночной стороне. Выполнение образцов и изделий в технике вязания на спицах.
Объекты труда. Образцы вязания на спицах, шарфик, шапочка.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

На занятиях кружка используются в сочетании различные методы обучения – словесные, наглядные, практические. К словесным относятся рассказ, беседа, объяснение. Наглядные – это показ, демонстрация. Практические – упражнения, выполнение различных  работ.

Вводное занятие, каждая новая тема начинаются с рассказа, объяснения. Рассказ сопровождается показом, демонстрацией изделий, образцов, таблиц со схемами узоров, рисунками на доске.

В форме беседы проводится обсуждение наиболее интересных образцов вязки, схем, а также ошибок, наиболее часто встречающихся в работе.

В беседе у учащихся появляется  возможность высказать свое мнение, а учитель получает представление о степени усвоения ими материала. Беседа оживляет занятия, служит активизации мышления школьников.

Основное место на занятиях кружка отведено выполнению практических работ, упражнений. В процессе упражнений отрабатываются навыки выполнения технических приемов вязания, правильной постановки рук, навыки в зарисовке узоров.

В процессе проведения практических работ проводится инструктаж учащихся (вводный, текущий, заключительный; групповой, индивидуальный). Так, каждой практической работе предшествует подробный вводный инструктаж в виде объяснения с демонстрацией изделий, цветных таблиц или иллюстраций. Этот инструктаж дается всей группе. Затем в процессе выполнения работы показываются приемы работы отдельным группам учащихся, а при необходимости индивидуальный инструктаж.

В конце каждого занятия проводится заключительный инструктаж (демонстрация лучших образцов выполнения узоров, обмечаются типичные ошибки и т.д.).

В процессе занятий учащиеся записывают в тетрадях объяснение построение узоров, закрепляют каждый новый прием вязания несколькими упражнениями. Все записи выполняются ручкой, а зарисовки – карандашом.

На занятиях кружка проводится воспитательная работа: у кружковцев воспитывается дисциплинированность, чувство взаимопомощи, товарищества, ответственности.

В конце каждого занятия учащиеся знакомятся с темой следующего урока, задается домашнее задание.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «ВЯЗАНИЕ»

Наименование разделов

Кол-во уч.часов

Дата

раздел

тема

1. Вводное занятие

2

   
2. Вязание крючком

30

   
  2.1.  Материалы и инструменты.

 

2

 
  2.2.  Основные приемы вязания:  

 

 
  2.2.1.Воздушная петля, цепочка из воздушных петель.  

2

 
  2.2.2.Столбик без накида. Вязание образца.  

4

 
  2.2.3.Столбик с одним накидом. Вязание образца.  

4

 
  2.3.  Вязание образцов с использованием столбиков без накида и столбиков с накидом.  

2

 
  2.4.  Выполнение шарфика. Отделка изделия.  

4

 
  2.5.  Вязание по кругу:  

 

 
  2.5.1.Плотное вязание по кругу.  

4

 
  2.5.2.Вязание квадрата, шестиугольника.  

4

 
  2.5.3.Ажурное вязание по кругу. Образец «Цветочек».  

4

 
  2.6. Филейное вязание.

4

 

 
  2.6.1. Выполнение образца в технике филейного вязания.

 

4

 
  2.7.   Вязание по схеме.

12

 

 
  2.7.1.Условные обозначения.

 

2

 
  2.7.2.Выбор модели вязания.

 

2

 
  2.7.3.Выполнение изделия.

 

8

 
3. Вязание на спицах.

24

 

 
  3.1.  Материалы и инструменты.

 

2

 
  3.2.  Техника вязания:  

 

 
  3.2.1.Набор петель начального ряда.  

2

 
  3.2.2.Лицевые петли.  

2

 
  3.2.3.Изнаночные петли.  

2

 
  3.2.4.Соединение лицевых и изнаночных петель. Лицевая гладь или чулочное вязание.  

4

 
  3.2.5.Односторонние и двухсторонние узоры и их применение.  

2

 
  3.2.6.Вязание резинки 1*1; 2*2.  

4

 
  3.2.7.Вязание шарфика. Отделка края изделия.  

6

 
  Итого:

72

   
   

 

   

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в развитии художественно – прикладного творчества детей// Актуальные проблемы развития художественно – прикладного творчества детей в учреждениях дополнительного образования детей. Научно-методический сборник. – М.: МИФИ, 1999.
2. Еременко Т.И. Кружок вязания крючком: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984.
3. Андронова С.М. Волшебная нить: Первые уроки вязания на спицах. – Пермь: Пермская книга, 1994.
4. Власова А.А. Вязание: от умения к мастерству. – СПб.: Лениздат, 1992.
5. Фомичева Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1992.
6. Павлович С.С. Узоры вязания на спицах и крючком / С.С.Павлович, А.И. Шпаковская, В.И.Логвенкова. – Мн.: Хэлтон, 1998.
7. Современная энциклопедия для девочек: Для ст. шк. Возраста / Авт. Сост. Е.А. Добрицкая, Н.М. Волчек. – Мн.: Современный литератор, 1999.
8. Полная энциклопедия женских рукоделий: Вып. 1. – М.: Моск. Рабочий, 1993.
9. Полная энциклопедия женских рукоделий: Вып. 2. – М.: Моск. Рабочий, 1993.

Читать еще:


Новые материалы:

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Простейшие представления». 1-й класс :: Урок по теме "Число 10". 1-й класс :: Урок математики «Знакомство с величинами: цена, количество, стоимость». 2-й класс :: Письменное деление на двузначное число :: Урок окружающего мира по теме "Семья. Самое близкое окружение человека". 1-й класс :: Джон Уик 2 ( John Wick: Chapter Two ), 2017 :: Корпусная мебель/Тумбы / MnogoMeb / Тумба Марс 50 с 1-им ящиком + раковина ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD