Программа обучения профессии "Каменщик" : Технология

Пояснительная записка

Целью профессионального обучения учащихся X—XI классов по данной программе является формирование у них на широкой политехнической основе знаний, умений и навыков по профессии «каменщик». Содержание программы разработано на основе квалификационной характеристики каменщика II разряда согласно ЕТКС (выпуск 3, раздел «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы») с учетом преемственности обучения учащихся VIII—IX классов по профилю «Строительно-монтажное производство».
Учебный материал при теоретическом обучении следует увязывать с материалом общеобразовательных предметов.
Основной задачей практического обучения является формирование у учащихся профессиональных умений и навыков при выполнении упражнений и дальнейшее их закрепление во время трудовой (учебно-производственной) практики на строительных объектах. На учебных занятиях в ходе производительного труда следует обращать особое внимание на правила безопасности труда, электро- и пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.
При обучении необходимо соблюдать требования постановления Госкомтруда  «О списке производств, профессий, работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет». Этим постановлением, в частности, установлено, что учащиеся средних общеобразовательных школ при прохождении производственной практики (практического обучения) по профессии «каменщик» к монтажу конструкций, работе электрифицированным инструментом и к разборке конструкций, находящихся под нагрузкой, не допускаются.
Учащиеся выпускных классов, прошедшие теоретическое и практическое обучение в соответствии с программой, допускаются к сдаче квалификационных экзаменов по изучаемой профессии на начальный квалификационный разряд квалификационным комиссиям базовых предприятий и организаций, где они проходят практическое обучение. Выпускникам, успешно сдавшим экзамены и самостоятельно выполнившим квалификационную (пробную) работу из числа указанных в разделах «Характеристика работ» и «Примеры работ» квалификационной характеристики, выдаются свидетельства установленной формы.

Квалификационная характеристика Профессия — каменщик

Квалификация — II разряд.

Характеристика работ. Выполнение простейших работ при кладке и ремонте каменных конструкций зданий, мостов, промышленных и гидротехнических сооружений.
Каменщик II разряда должен знать:

  • основные виды стеновых материалов;
  • способы приготовления растворов;
  • способы пробивки гнезд и отверстий в кладке;
  • правила разработки кладки фундаментов, стен и столбов;
  • виды стропов и захватных приспособлений;
  • основные виды такелажной оснастки;
  • правила перемещения и складирования грузов малого веса.

Примеры работ:

  • кладка кирпичных столбиков под половые лаги;
  • приготовление растворов вручную;
  • очистка кирпича от раствора;
  • пробивка гнезд, борозд и отверстий в кирпичной и бутовой кладке вручную;
  • разработка вручную бутовых фундаментов, кирпичной кладки стен и столбов;
  • засыпка каналов или коробов порошкообразными материалами или минеральной ватой;
  • зацепка поддонов, контейнеров, железобетонных изделий и других грузов инвентарными стропами за монтажные петли, скобы, крюки и т. п.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

X класс

Учащиеся должны знать:

  • требования по охране труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности при производстве каменных работ;
  • передовые приемы организации труда и рабочего места;
  • основные виды стеновых материалов;
  • виды и назначение инструментов для каменных

Учащиеся должны уметь:

  • подготавливать ручные инструменты к работе;
  •  класть кирпичные столбики под половые лаги;
  • приготавливать растворы вручную; очищать кирпич от раствора; пробивать гнезда, борозды и отверстия в кирпичной и бутовой кладке вручную.

XI класс

Учащиеся должны знать:

  • требования по охране труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности при производстве каменных работ;
  • организацию рабочего места каменщика;
  • правила разборки кладки фундаментов, стен и столбов;
  • виды стропов и захватных приспособлений;
  • основные виды такелажной оснастки;
  • правила перемещения и складирования грузов малого веса.

Учащиеся должны уметь:

  • разбирать вручную бутовые фундаменты, кирпичную кладку стен и столбов;
  • засыпать каналы или короба порошкообразными материалами или минеральной ватой;
  • зацеплять поддоны, контейнеры, железобетонные изделия и другие грузы инвентарными стропами за монтажные петли, скобы, крюки и    

X класс

Теоретическое обучение

1. Введение (1 ч).

Значение строительства для развития народного хозяйства России. Перспективы развития строительства и промышленности строительных материалов в условиях ускорения научно-технического прогресса. Роль каменных работ в строительном производстве, объем и значение их в общестроительных работах
Межпредметные связи. Общая характеристика народного хозяйства. (География РФ, IX кл.)

2. Охрана труда в строительстве (3 ч).

Основные документы советского законодательства по охране труда подростков.
Льготы по профессиям. Возможность возникновения профессиональных заболеваний при каменных работах и средства защиты.
Санитарно-бытовые условия на строительном объекте. Виды инструктажей по охране труда каменщиков и формы отчетных документов. Правила безопасности труда и производственной санитарии при выполнении каменных работ. Ответственность руководителей и учащихся за их соблюдение. Первая помощь при несчастных случаях.
Правила электро- и пожарной безопасности на учебном полигоне и на строительном объекте. Знакомство с основными требованиями СНиП.
Межпредметные связи. Общая характеристика народного хозяйства. (География РФ, IX  кл.)   Человек и  его здоровье. (Биология,IX кл.) Трудовое право.(Основы государства и права, IX кл.)

3. Конструктивные элементы зданий и производство строительных работ (ч).

Виды и назначение оснований. Виды и назначение фундаментов, разновидности их в зависимости от характеристики грунта, параметров зданий. Стены несущие и самонесущие, их конструкция и назначение. Перегородки и перекрытия. Виды крыш и кровель. Основные виды строительных работ. Земляные работы. Свайные работы. Каменные работы. Бетонные и железобетонные работы. Монтажные работы. Плотничные и столярные работы. Кровельные работы. Отделочные работы. Основные понятия и краткие характеристики. Общестроительные работы.
Здания блочные, панельные, каркасные, из штучных материалов. Лестницы, фонари, балконы, лоджии, эркеры.
Межпредметные связи. Чтение строительных чертежей. (Черчение, VIII кл.) Кремний. (Химия, IX кл.)

4. Общие сведения о возведении кирпичных зданий (ч).

Технологическая последовательность работ по возведению кирпичных зданий. Понятие о работах нулевого цикла. Общие сведения о геодезических работах на строительной площадке.
Меж предметные связи. Чтение строительных чертежей. (Черчение, VIII кл.)

5. Строительное черчение (8 ч).

Краткие сведения о государственных стандартах системы проектной документации для строительства.
Виды и общая характеристика строительных чертежей. Масштабы строительных чертежей. Условные обозначения на чертежах оконных и дверных проемов, лестниц, перегородок, кабин, шкафов, отверстий и каналов в стенах, санитарно-технических устройств и других элементов.
Назначение и виды чертежей планов, разрезов, фасадов. Разбивочные оси зданий и их обозначение на строительных чертежах.
Межпредметные связи. Сечения и разрезы. Чтение строительных чертежей. (Черчение, VIII кл.)

6. Материалы для каменных работ (ч).

Виды материалов, применяемых при каменных работах. Характеристика каменных материалов по происхождению. Природные каменные материалы, их классификация и виды, основные свойства, назначение, краткие характеристики. Керамические материалы, их классификация, виды, основные свойства,  назначение,  краткие  характеристики.
Виды и классификация связующих. Воздушные вяжущие вещества. Гидравлические вяжущие вещества. Известь, гипсовые вяжущие, цементы. Классификация, основные виды, свойства, краткие характеристики.
Межпредметные связи. Кремний. (Химия, IX кл.)

7. Технология выполнения каменных работ (ч).

Организация рабочего места каменщика. Общие сведения о каменной кладке. Виды и назначение кладки. Правила разрезки и элементы каменной кладки. Общие сведения о физико-математических свойствах каменной кладки. Система перевязки каменной кладки. Инструменты и приспособления, применяемые для каменной кладки. Способы приготовления растворов. Способы пробивки отверстий, борозд, гнезд и проемов в каменной кладке. Техника безопасности при выполнении каменных работ. Требования СНиП к качеству каменных работ. Контроль качества выполненных работ. Основные причины брака.
Межпредметные связи. Чтение строительных чертежей. (Черчение, VIII кл.)

8. Основные направления НОТ на строительных объектах (ч)

Основные направления научной организации труда на строительных объектах. Качество продукции. Понятие о сквозном подряде.
Нормирование и стимулирование качества продукции.
Нормирование труда и заработная плата на социалистическом предприятии. Бригадная форма организации и стимулирования труда. Хозрасчет, его основные принципы и организация. Повышение производительности труда и качества продукции. Закон о социалистическом предприятии (объединении). Участие трудящихся в управлении производством.
Межпредметные связи. Экономический строй социализма. Материально-техническая база социализма на современном этапе. Необходимость качественного преобразования производственных сил, повышение эффективности общественного производства на основе ускорения НТП. (Обществоведение, X кл.)

Практическое обучение (Приложение 1)

 

XI класс

Теоретическое обучение

1. Охрана труда (ч).

Безопасность труда при подготовке к работе инструмента и приспособлений; при подготовке материалов для каменной кладки; при строительных работах; при разборке каменной кладки.
Межпредметные связи. Человек и его здоровье. (Биология, IX кл.)

2. Общие сведения о ремонте и восстановлении каменных конструкций (ч).

Инструмент для разборки и ремонта кладки. Разборка каменной кладки. Способы разборки. Ручная разборка. Ремонт простенков, заделка балок и трещин. Разборка фундаментов и столбов.
Техника безопасности при разборке и ремонте каменной кладки.
Межпредметные связи. Чтение строительных чертежей. (Черчение, VIII кл.)

3. Сведения о монтажных приспособлениях, оборудовании и механизмах (ч).

Канаты (пеньковые, капроновые, проволочные). Стропы (универсальные, облегченные, на сплетке, на сжимах, многовётвевые). Траверсы, коуши, сжимы, клиновые зажимы. Общие сведения о вспомогательном монтажном оборудовании.
Приемы подготовки грузов к подъему и строповка элементов. Правила строповки, перемещения и складирования поддонов, контейнеров, железобетонных изделий малого веса.
Межпредметные связи. Взаимодействие тел. (Физика, VII кл.)

4. Строительное черчение (ч).

Понятие о нулевой плоскости и вертикальном разрезе здания. Вычерчивание вертикальных разрезов здания. Отметки уровней элементов конструкций, нанесение выносных размерных линий и размеров на разрезах зданий.
Чтение чертежей разрезов жилых и общественных зданий.
Межпредметные связи. Элементы геометрии. (Математика, V кл.)

5. Сведения об архитектуре (ч).

Определение архитектуры, сведения из истории архитектуры. Некоторые шедевры русской и советской архитектуры. Исторические памятники каменного зодчества, их охрана и реставрация.
Межпредметные связи. Расцвет эллинской культуры в V—VI вв. до н. э. Культура и быт Рима в республике — начале империи. (История древнего мира, VI кл.)

6. Основы экономики и организации строительного производства (ч).

Виды затрат на строительство. Жилая и полезная площадь. Заработная плата, премирование. Понятие о КТУ.
Основная документация на производство строительных работ. Основные части сметы: прямые, накладные расходы; плановые накопления.
Производственные отношения между заказчиком, подрядчиком и субподрядчиком на строительном объекте.
Межпредметные связи. География промышленности. (География РФ, IX кл.)

7. НТП   и  перспективы   развития  отрасли(ч).

Основные направления научно-технического прогресса в строительной отрасли.
Роль автоматизации и механизации на строительных объектах в изменении содержания трудовой деятельности, формировании личности советского рабочего. Перспективы развития отрасли, ее роль в развитии народного хозяйства страны.
Межпредметные связи. Принцип устройства   и   работы   ЭВМ.   Двойная   информация, представление чисел и текстов в ЭВМ. (Информатика и вычислительная техника, X кл.)

Практическое обучение (Приложение 2)

Литература:

  • Ищенко И. И. Каменные работы. М.: Высшая школа, 1982.
  • Ищенко И. И. Техника каменных и монтажных работ М.: Высшая школа, 1984.
  • Козлов Ю. Т. и др. Грузозахватные устройства. М.: Транспорт, 1980.
  • Попов Л . Н . Материаловедение для каменщиков. М.: Высшая школа, 1980.
  • Яковлев  Р.К.«Новые методы строительства», Москва 2006г.

Учебно-наглядные пособия

Плакаты:

Чичерин И. И., Неелов В. А. Каменные работы. М.: Высшая школа, 1986.

Кинофильмы:

Технология декоративной кладки (цветной). 2 ч. Центрнаучфильм, 1977.

Кинофрагменты 

  • Бригадный подряд каменщиков, 0,5 ч. Киев-научфильм, 1979.
  • Кладка углов, простенков, столбов, 0,5 ч. Киевнаучфильм, 1980.
Читать еще:


Новые материалы:

Сценарий спортивного КВН "Свое здоровье береги – сам себе ты помоги!" 9–11-е классы :: Спортивный праздник "Проводы зимы" :: Новые технологии на уроках АФК у школьников с ДЦП :: Спортивный праздник, посвященный Дню защитника Отечества :: Обеспечение системы медицинского сопровождения образовательного процесса в ГБОУ СОШ № 536 г. Москвы :: Суперстюард ( Larry Gaye: Renegade Male Flight Attendant ), 2015 :: Кровати без ПМ / MOON TRADE / Кровать двуспальная Биг Бен Модель 586 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет! - Хелси и Смарт

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD