Методика обучения детей технике флористических коллажей : Технология

I. Введение.

Занятия флористикой расширяют кругозор, воспитывают эстетический вкус, делают нас более чуткими и терпимыми.

Сила воздействия совершенных форм цветов и листьев на человека велика, особенно когда он начинает различать их изумительную красоту. Но еще большее влияние они оказывают на человека, вовлеченного в творческую деятельность с этим благодатным материалом.

На занятиях по фитодизайну воспитанники, подбирая по цвету и размеру флористический материал, создавая из него сложные композиции, отличающиеся пропорциональностью частей, ритмичностью, тонкостью цветовых решений, отражающие индивидуальность художественного чувства и мышления, вкладывают в них свои представления о прекрасном, о жизни среди природы, о своих чувствах и настроениях, в известной мере отражают свое видение мира в целом.

При изучении темы “Флористический коллаж” необходимо обратить внимание и разобрать такие темы предметы, как “Основные принципы построения коллажа”, “Законы колористики”, “Создание фона”, “Фактура и формы растений”, “Техники и стили коллажей”.

Далее, в работе, представлена методика обучения детей технике и технологии изготовления флористических коллажей, представлены рекомендации по изготовлению декоративного новогоднего коллажа.

II. Основная часть.

В процессе работы с воспитанниками первого года обучения, важно научить их различать понятия “аппликация”, “панно” и “коллаж”, так как это близкие средства изображения.

Панно – это произведение искусства декоративного характера, обычно предназначенное для заполнения каких-либо участков стены, которое выполняется с учетом стиля помещения.

Аппликация – это вид изобразительной техники, включающий в себя вырезание различных форм и закрепление их на другом материале (фоне).

Обращаясь к различным печатным источникам, можно встретить следующие описания понятия “коллаж”:

– Это творческий жанр, самостоятельное флористическое произведение, независящее от стиля помещения.

– Это технический прием в изобразительном искусстве, предполагающий наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Коллаж в изобразительное искусство был введен кубистами, футуристами и дадаистами, практиковавшими приклеивание к холсту обрывков газет, фотографий, кусков ткани и т.д.

В данной работе наиболее подробно будет раскрыта методика обучения детей технике и технологии изготовления флористических коллажей, так как флористика (работа с природными материалами) является основным направлением обучения в коллективе фитодизайна “Пробуждение”.

Флористический коллаж выполняется с использованием природных материалов, особую эмоциональную остроту которому придают контрасты фактур, неожиданные сочетания разнородных материалов.

Стили коллажа.

Стилем называют общность образной системы, средств художественной выразительности, приемов, характеризующих произведение искусства.

Пять основных стилей выполнения флористического коллажа:

  • Декоративный стиль, главную роль в котором играют красота и выразительность элементов композиции, материалы могут трансформироваться. Основной акцент – эстетичность картины.
  • Абстрактный стиль предназначен для выражения стихийных чувств, настроений и фантазий. Это популярный коллажный стиль, который характеризуют выраженные цветовые пятна, имеющие различные очертания, приближенные к геометрическим формам.
  • Вегетативный стиль считается самым сложным. Для того чтобы сделать композицию в этом стиле, необходимо тонко чувствовать внутреннюю суть растений, приближая свои творения к естественным образам. Для этого стиля характерно свободное, идентичное природному расположение материала.
  • В линейно-графическом (графическом) стиле основная роль отводится линиям, их характеру, толщине, направлению. Линии могут быть прямые, извилистые и они являются идеей композиции.
  • Линейный стиль – контраст разных по характеру движения линий, это и создает активное напряжение в коллаже. Этому стилю характерен выраженный цветовой контраст элементов, сочетание растительного и нерастительного материала.
  • Пейзажный стиль – основным предметом изображения является естественная природа, имитация природных ландшафтов, выполненная в натуральных флористических материалах.

Техники выполнения коллажей: на активном фоне, с использованием глины, шпатлевки, скотча, воска, “два в одном”, бесфоновый коллаж и другие.

При создании коллажей используются многофактурные материалы, которые придают коллажным работам особую выразительность, любые природные материалы, подходящие для воплощения идеи и сочетающиеся друг с другом, используются сухие ветки деревьев, кустарников, корни, лишайники, плоды растений, высушенные дольки цитрусовых. Можно самостоятельно изготавливать специальные элементы для коллажей.

При изучении данной темы на занятиях в объединении, воспитанникам необходимо усвоить правила (законы) изобразительного искусства, что поможет создать гармоничную декоративную композиции.

Пропорции – это отношение частей к целому и частей между собой. В мире растений, как и вообще в природе, чаще всего соблюдаются определенные закономерности. Отношение величины лепестка к целому цветку соразмерно с отношением цветка к цветоножке, а листьев к стеблю, что и определяет гармонию всего растения. Этот закон красоты выражен в золотом сечении, сформулированном так: одна из двух составных частей во столько же раз больше другой, во сколько сама меньше целого. Золотое сечение – один из законов искусства, заимствованных из природы. Золотое сечение – это золотая пропорция, гармоничное деление. Объекты, содержащие в себе “золотое сечение” воспринимаются людьми как наиболее гармоничные.

Приведем примеры построения композиции по правилам золотого сечения. На рисунке в Приложении 2 высота ромашки и размер всей композиции соотносятся друг с другом как 3:8 – большая ромашка 8, цветки, расположенные ниже – 5, листья – 3.

Ритм – это повторяемость, соразмерное чередование элементов, частей. Ритмичность одно из основных художественных средств в композиционном строе произведения. Весь растительный мир построен на ритмах. Ритмы могут быть простыми и сложными.

Динамическая выразительность – большинство форм, с которыми мы встречаемся в природе, будут выражать какое-либо движение, особенно это можно сказать про растения, деревья и их ветки. Изящество деревьев, растений и цветов основано на движении. Эти свойства растений не могли не найти отражения в искусстве художников – флористов.

Симметрия наглядна в живом мире, в том числе растительном. Это расположение однородных, одноименных частей на одинаковом расстоянии от центральной оси. Симметрично расположены супротивные листья на стебле, сегменты и доли листа, цветки в кистях и соцветиях, жилки и зубчики в пластине листа. Поскольку лист в своем строении похож на все растение в целом, взглянем на лист, чтобы четко были видны жилки, лучше на просвет. От центральной осевой жилки параллельно друг другу отходят под углом вверх боковые, от них в свою очередь отходят более мелкие жилки, от тех – еще мельче и все симметрично в обеих половинках листа. Однако при более внимательном рассмотрении можно заметить, что некоторые прожилки выбиваются из симметрии. Выбиваются и форма зубчиков листа и их количество. Это явление называется асимметрией. В японском искусстве художники свои композиции почти всегда строят на асимметрии. В постановках икебаны, например, никогда не бывает четного числа одинаковых цветков, параллельных стеблей. Японские мастера объясняют это тем, что искусство должно увести от устоявшейся логики, вызвать у зрителя желание самому искать пути к красоте, звать к размышлению, к свободе, к сотворчеству с художником.

Цвет и фактура являются одними из главных эстетических свойств растений, которые воздействуют на эмоциональное восприятие природы, на настроение и чувства человека. “Вся природа открывается чувству зрения посредством цвета” (И. Гете).

В природе существует неисчерпаемое количество оттенков цвета. Человек никогда не сможет воспроизвести и малой доли их. Солнечный свет состоит из спектра отдельных цветов, главные из которых: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, переходящие один в другой (при разложении спектра). Вместе они и образуют белый цвет.

Цвета красный, оранжевый, желтый, зеленый – теплые, голубовато-зеленые, голубые, синие, фиолетовые – холодные. Есть цвета, которые усиливают действие друг друга: находясь рядом, они делаются более яркими. Такие цвета называются дополнительными. Вот некоторые пары: оранжевый и голубой, зеленый и пурпурный, зеленовато-желтый и фиолетовый.

Растения обладают определенной фактурой. Если посмотреть на самый гладкий лепесток в лупу, то мы увидим бороздки, бугорки, впадинки, зернистость, которые, отражая свет под разными углами, создают богатейшую игру цветовых оттенков. Многообразие фактур создает не только много тончайших оттенков цвета, но и обуславливает оригинальность живой материальной плоти каждого вида растений.

Фактура дает в руки художника материал для интересных решений: лаковый глянец соломы, овса, ржи, пшеницы золотистых оттенков; бархат мхов от изумрудных до бежевых тонов; серебристо-шелковистый плюш листьев (снизу) мать-и-мачехи, лапчатки, серебристого тополя, малины; серый с переливами блеск узких листьев ивы. Существуют два способа художественного видения при организации композиции:

Сосредоточение внимания на отдельном предмете как доминанте всей композиции и восприятия остального только по отношению к нему. В этом случае окружающая среда видится так называемым боковым зрением и деформируется, подчиняясь центру внимания и работая на него. Видение в целом, без выделения отдельного предмета, при этом любые детали подчиняются целому, утрачивают свою самостоятельность. В такой композиции нет ни главного, ни второстепенного – это единый ансамбль.

Для того, чтобы любая композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр, доминанту, которая может состоять из нескольких элементов или одного большого, это может быть и свободное пространство – композиционная пауза. Варианты организации доминанты представлены в Приложении 3.

Сгущение элементов на одном участке плоскости по сравнению с довольно спокойным и равномерным их рассредоточением на других участках.

Выделение элемента цветом, остальные параметры, размеры и форма одинаковы.

Контрастность форм, например, среди округлых по очертанию фигур располагается остроугольная и наоборот.

Увеличение в размерах одного из элементов композиции или наоборот: среди более крупных элементов располагается мелкий, который также будет резко отличаться и доминировать. Можно подчеркнуть это еще и тоном или цветом.

Образовавшаяся пустота (композиционная пауза) будет доминировать над другими участками плоскости, более или менее заполненными элементами.

Возможны и два композиционных центра, но один из них должен быть ведущим, а другой подчиненным первому, чтобы не возникало спорной ситуации или не появлялось ощущение неопределенности (Приложение 3).

При организации доминанты важно учитывать законы визуального восприятия плоскости – доминанта всегда располагается в активной части, т.е. ближе к геометрическому центру композиции.

После изучения правила составления композиций, подробно рассматриваются этапы работы над флористическим коллажем.

Для начала, необходимо нарисовать эскиз композиции, опираясь на полученные знания и собственные идеи. Далее следует подбор материала. Распределить материал в коллаже необходимо, учитывая законы композиции, представленные в данной работе выше. Затем создается коллаж, используя выбранный набор материалов и специальные инструменты. Заключительный этап – оформление работы в раму, которая обязательно должна гармонировать с коллажем.

III. Заключение.

Таким образом, идя от простых идей и технологий к более сложным, воспитанники научатся с помощью доступных инструментов и вспомогательных материалов создавать свои композиции.

В процессе занятий, дети приобретают новое увлечение, которое, возможно, определит их дорогу в жизни.

Испытываешь чувство творческой радости, находя ранее неизвестный цветок, удивительный осенний лист или необычный кусок бересты, еще большее удовлетворение испытываешь, когда твоя находка гармонично вписывается в задуманную композицию и создает неповторимый теплый колорит.

Творческое общение с таким чудесным природным материалом, как цветы, успокаивает и отрешает от повседневных проблем, приучает видеть прекрасное в обыденном, развивает чуткость и фантазию. Помните у Пушкина:

Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя...

Список литературы

  1. Белецкая Л.Б. Прессованная флористика. – М., 2008.
  2. Зубков Р. В. Картины из цветов и листьев. – Тверь, 2005.
  3. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – Москва, 2008.
  4. Марьина Ю. Школа флористики. Коллажи и панно. – М., 2005.
  5. Белецкая Л.Б., Боброва К.А. Флористика. – М., 2005.
  6. Солод Л.Е. Искусство составлять цветочные картины. – М., 2008.
  7. Голубева Н. Н. Аппликации из природных материалов. – М., 2002.
Читать еще:


Новые материалы:

Открытый интегрированный урок по технологии с применением ИКТ, теме "Кулинария" :: Открытый урок по теме "Арифметические операции в позиционных системах счисления" :: Урок технологии по теме "Создание схемы для филейного вязания крючком с помощью электронных таблиц Excel" :: Основные понятия об архивах и архивировании :: Использование MS WORD дл создания форм документов медицинского назначения :: Лев ( Lion ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Детская/Детские кровати от 3 лет/Матрасы / Столлайн / Матрас Спокойной ночи - Лотос 900x1950 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD