Технология обработки древесины на токарном станке : Технология

Презентация. (Слайд 1)

Цели:

– ознакомить учащихся с технологией точения древесины на токарном станке, дать первоначальные умения и навыки точения;
– формировать знания в области токарной обработки древесины;
– воспитывать трудовые и эстетические качества личности, уважение труду.

Задачи:

научиться организовать рабочее место;
– научиться правильно выбирать инструменты для точения;
– уметь правильно подготовить станок к работе;
– узнать способы и приемы точения поверхностей на станке СТД-120.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: – тестирование, устный опрос, рассказ, демонстрация, практическая работа

Оборудование:

– токарный станок по дереву;
– стамески для токарных работ;
– шлифовальный круг, шкурка;
– заготовки из древесины.

Учебно-наглядные пособия:

– Технология. 6 класс;
– таблица “Соблюдай правила техники безопасности при работе на токарном станке”;
– кинематическая схема СТД-120;
– технологическая карта.

Ход занятия.

1. Организационный момент. (1-й час.)

Проверка готовности учащихся к уроку, рапорт дежурного.

2. Актуализация.

2.1. Тестирование учащихся по пройденной теме. (Слайд 2.3)

2.2. Проводится устный опрос учащихся. (Слайд 4.5)

3. Основная часть

3.1. Процесс точения древесины. (Слайд 6)

Токарная работа по дереву или токарное дело – одна из разновидностей механической обработки древесины. При обработке на токарном станке заготовка совершает вращательное движение, которое называют главным движением. Инструмент перемещается относительно неё, совершая вспомогательное движение, или движение подачи. В процессе точения острое лезвие инструмента снимает с поверхности заготовки стружку.

3.2. Инструменты для точения заготовок. (Слайд 7)

При выполнении токарных работ иногда бывает достаточно нескольких полукруглых и плоских стамесок, остальные инструменты служат для облегчения и увеличения скорости работы. Для обработки заготовок на станке применяют специальные стамески, имеющие удлинённые ручки.

Для предварительной, черновой обработки применяют полукруглые стамески: желобчатую или плоскую.

Окончательную , чистовую, обработку выполняют с помощью косых стамесок. Этими же стамесками подрезают торцы и отрезают деталь.

Узкую желобчатую стамеску применяют для прорезания канавок, а заострённые – для разного вида работ.

У всех токарных инструментов должны быть удобные овальной или овально-граненой формы ручки, которые лучше изготовлять из древесины твердых лиственных пород. Длина ручки должна быть примерно равна длине рабочей части инструмента.

а) Лезвие косой токарной стамески. (Слайд 7)

б) Заточка лезвий стамесок. (Слайд 8.9)

Лезвия стамесок должны быть обязательно заточено. Это позволит легче и чище обрабатывать поверхность заготовки. Если режущая кромка стамески будет тупой, то поверхность получится шероховатой и ворсистой.

Лезвия сначала затачивают на шлифовальном круге. После заточки на лезвии появляются небольшие заусенцы, которые снимают на плоском мелкозернистом наждачном бруске.

3.3. Установка заготовки на станке. (Слайд 10,11)

Заготовку с пропилом на торце устанавливают на трезубец, подводят заднюю бабку и крепят её винтом к направляющим. Затем прижимают заготовку к трезубцу центром, направляя его в отверстие, подготовленное в заготовке, и закрепляют центр зажимом.

3.4. Установка подручника станка. (Слайд 10,11).

Подручник устанавливают так, чтобы его верхняя поверхность была на 2…3 мм выше линии центров станка и находилась на расстоянии 3…4 мм от поверхности заготовки.

3.5. Правила безопасной работы при работе на токарном станке. (Слайд 12,13)

3.6. Технология точения на СТД-120.

Перед началом работы надевают защитные очки и опускают защитный экран. Затем включают станок и проверяют его работу на холостом ходу. Стамеску, крепко удерживая правой рукой за ручку, помещают на подручник. Левая рука находится сверху стамески и прижимает его к подручнику. При этом рука должна находится вблизи подручника, но не касаться его.

При черновом точении заготовки полукруглую стамеску медленно подводят к заготовке. Перемещая стамеску по подручнику влево и вправо, снимают стружку. Первый проход ведут серединой лезвия, а последующие – его боковыми частями, чтобы обрабатываемая поверхность была менее волнистой. Завершают черновое точение тогда, когда диаметр заготовки станет на 3…4 мм больше заданного диаметра. (Слайд 14)

Чистовое точение производят косой стамеской, причём стружку срезают только серединой режущей кромки. Стамеску держат двумя руками и устанавливают ребром на подручник тупым углом вниз. (Слайд 14.15)

Шлифование готовой детали выполняют шлифовальной шкуркой, которую обёртывают вокруг детали и удерживают руками, или шлифовальной колодкой.

Приспособления для закрепления заготовок. (Слайд 16)

Трезубец служит для закрепления длинных заготовок, второй конец которых поджимают задним центром. см. приложение. (Слайд 17)

Планшайба предназначена для закрепления плоских заготовок большого диаметра и небольшой длины, например заготовок для изготовления декоративных тарелок, ваз, шкатулок и др. Планшайбу прикладывают к заготовке и шилом размечают центры крепёжных отверстий. После этого в размеченных центрах прокалывают шилом или просверливают глухие отверстия глубиной, равной длине ввинчиваемой части шурупа. Затем шурупами скрепляют заготовку с планшайбой и навинчивают планшайбу с заготовкой на шпиндель станка. (Слайд 18)

Патрон применяют для закрепления в нём небольших коротких заготовок. Заготовку с одного конца обрабатывают на конус, вворачивают её этим концом в патрон и крепят винтом. (Слайд 19)

Различают несколько видов точения. (Слайд 20)

а) продольное, при котором режущий инструмент во время вращения детали перемещается вдоль оси заготовки;

б) поперечное, когда стамеска перемещается поперёк оси заготовки;

в) продольно-поперечное, при котором инструмент перемещается одновременно и вдоль оси, и поперёк оси вращения заготовки.

3.7. Демонстрация изделий выполненных на токарном станке. (Слайд 21–24)

4. Закрепление материала. (2-й час.)

Практическая работа “Точение детали из древесины на токарном станке”. (Слайд 25)

1. Изучите чертеж детали, выданный учителем, имеющий цилиндрическую форму.
2. Подумайте и определитесь, в каком шпиндельном приспособлении вы будете закреплять заготовку.
3. Закрепите заготовку на станке.
4. Установите подручник в необходимом положении, проверив наличие зазора между ним и заготовкой путём проворачивания заготовки вручную на один-два оборота.
5. С разрешения учителя выполните черновую и чистовую обработку заготовки.
6. Отшлифуйте готовую деталь.
7. Снимите деталь со станка, отпилите концевые участки, окончательно зачистите деталь.
8. Проконтролируйте качество полученной детали.

5. Итог урока.

5.1. Анализ выполненных работ.

5.2. Домашнее задание. Повторить правила техники безопасности при работе на токарном станке. Ответить на вопросы по теме. (Слайд 26)

Список используемой литературы:

  1. В.И. Рыженко, В.И. Юров. Столярные и токарные работы. Технология, материалы, изделия/ – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. – 224 с.: ил. – (Домашняя мастерская).
  2. Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с.: ил.
  3. “Школа и производство”, 2009, № 3.

Читать еще:


Новые материалы:

Проект "Автосалон «тольяттинская Лада»" :: Организация питания детей :: Факультатив для детей старшего дошкольного возраста "Камни, камни, камни" :: Конспект проведения занятия по формированию элементарных математических представлений "Поможем Жене" в выпускной группе :: Развитие речевого общения и межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста через игровую деятельность :: Мальчишник в Паттайе ( Pattaya ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Детская/Детские кровати от 3 лет/Матрасы / Столлайн / Матрас односпальный Галактика сна-Венера 900x1950 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD