Обережная кукла «Благодать». 7-й класс : Технология

Девиз урока: Максим Горький: “Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего”

Задачи урока:

Цель урока: систематизировать сведения о народной кукле, научить изготавливать обереговую куклу “Благодать”. Воспитывать в школьниках культуру восприятия материального мира, способствовать формированию эстетического отношения к действительности, закрепить полученные теоретические и практические знания и умения, с последующим применением их в творческой деятельности, а именно в выполнении и оформлении творческого проекта на избранную тему.

  • Образовательная –формировать знания о народной текстильной кукле, расширить кругозор учащихся об ее использовании в быту и обрядах, формировать умение изготавливать детали кроя куклы, используя глазомер, рассчитывать количество ткани.
  • Развивающая – развить познавательный интерес, восприятие геометрических форм и объединение части в целое, мышление, самостоятельность, инициативу, мелкую моторику.
  • Воспитательная – воспитывать любовь и уважения к народным традициям, трудолюбие, бережливость, эстетический вкус.

Методы обучения:

  • методы эмоционального стимулирования художественно-практической деятельности (создание ситуации успеха, поощрение, использование игровых ситуаций с помощью изготовленных детьми кукол);
  • методы развития познавательного интереса (создание познавательной ситуации: удивительные факты; создание ситуации творчества);
    • Словесные, наглядные
    • Самостоятельная работа учениц
    • Выставка работ

Средства обучения:

Учебные:

  • лоскуты тканей для изготовления куклы,
  • образцы русских народных кукол.

Наглядные:

  • обрядовые куклы, готовые изделия народных кукол;
  • образцы тканей (большие) для фронтального показа.

Раздаточный материал:

  • лоскуты тканей (по 2 шт. на каждого ученика)
  • инструкционные карты “Изготовление русской народной куклы”
  • нитки “ирис”
  • ножницы

ТСО: Видео: изготовление куклы “ Благодать”

Межпредметные связи: литература, история, геометрия, искусство.

Ход урока

I. Орг. момент.

Подготовка к уроку;

II. Подготовка к учебно-познавательной деятельности.

Беседа.

Посмотрите вокруг, как вы думаете, о чем пойдет разговор на нашем уроке? (О куклах)

Вспомните свою первую куклу, какая она была? (Из магазина, пластмассовая).

Сегодня мы совершим путешествие во времени и попадем в Российскую глубинку, в деревню, где возможно жили наши прабабушки и прадедушки. Туда, откуда начинаются наши истоки. Мы узнаем, во что играли дети, как и из чего делались куклы.

Итак , мы начинаем наше путешествие! Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от всего недоброго. Наши прабабушки умели делать кукол, приносящих удачу в дом, утешающих малышей, изгоняющих болезни. Всё делалось ими вручную, конкретному ребёнку, в единственном экземпляре, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. Игрушка была не только, мудрым учителем в жизни, не только другом и спутником, но и оберегом.

Кукла “Крупеничка” – старинная насыпная игрушка – это оберег на сытость и достаток в семье. С раннего детства мы помним русскую народную сказку о красавице Крупеничке: “У одного князя была дочь, которую по прихоти отца нарекли Крупеничкой. Выросла Крупеничка красавицей, умной и работящей. Напали на княжество басурмане, схватили Крупеничку и угнали в полон, в подарок Хану. Отвергла Крупеничка притязания Хана на женитьбу, а чтобы сломить гордую красавицу, загрузил он её непосильной работой. От зари до зари трудилась Крупеничка в поле. Однажды, мимо проходила убогая богомолка, возвращаясь из далёких святых мест. Пожалела она Крупеничку, обратила в гречишное семечко и спрятала в кисет. Так и принесла её в кисете к родному дому. А чтобы басурманский Хан не смог разыскать Крупеничку, схоронила её в землю. И проросла Крупеничка в прекрасный гречишный кустик, давший обильный урожай. Так появилась на Руси – гречиха”. С того времени стали славяне растить невиданную до того времени крупу - гречку.

Важнейшей особенностью материала для изготовления куклы являлось то, что он брался из своего дома, был в употреблении и старый, то есть, “свой”. Использование поношенных тканей и остатков ниток раньше было связано с экономией, так как в старину на Руси их делали вручную, а это трудно и долго. Верили также, что сделанная своими руками ткань, “прожившая” в доме, защитит семью от опасности.

Хозяин дома перед началом посевной изготавливал куклу из глины, закапывал её в центре поля, с молитвой на хороший урожай, на хорошую погоду. Откуда появились первые куклы на Руси, никто не знает.

Существует легенда. В давние-давние времена поклонялись славяне языческим богам. Каждую весну они приносили богам земли разные дары, в том числе красивую девушку. И вот однажды такую девушку полюбил юноша, и он решил её спасти. “Остановитесь!” выкрикнул он из толпы. Вышел юноша, держа в руках берёзовое полено. Попросив у женщин несколько платочков, он в одно мгновение нарядил полено – ну чем не девушка с беленьким личиком! Кукле из полена тут же дали имя – Коллодия и принесли жертву вместо девушки. Так пришёл конец ужасному обычаю. Славянские женщины были избавлены от нелепой гибели. И воспоминания об этом остались только в сказках, где красавицами откупаются от драконов. А славянские боги начали... играть в куклы. Да-да, ведь Коллодия и была первой славянской куклой.
Мрачные обряды жертвоприношения превратились в весёлые праздники. Кукол-чучел обычно сплетали из соломы, наряжали, с песнями носили по селу, водили вокруг них хороводы, а затевали игры, а после “отдавали” богам, прося взамен хорошей погоды, богатых урожаев, удачной охоты. Праздники были так хороши! Некоторые их них сохранились и до сих пор.

- Давайте вспомним, какие это праздники, когда мы используем кукол? (Масленица, Троица, Духов День). Продолжим наше путешествие.

Давайте заглянем в ближайшую избу.

Молодая крестьянка склонилась над деревянной колыбелькой. Она укладывает рядом с новорожденным малышом самодельную тряпичную куколку и приговаривает: “Сонница-бессоница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой”. Мы оказались в русской деревне.

А возле печки висят куклы “двенадцать лихорадок”: Огнея, Лидея, Гресея, Чихея, Знобея, Кашлея, Коснея, Глухея... Перед холодами приглашали в дом специальную бабку, которая читала длинный заговор от разных болезней и в это время старшая в семье женщина должна была скрутить минимум 12 кукол. Считалось, чем больше она скрутит кукол, тем от больших болезней она семью на время зимы защитит, а в апреле их выносили на улицу и сжигали, с огнем уходили болезни, те которые они на себя взяли. Они должны отгонять от хозяев болезни. Как видим, кукла по-прежнему являлась игрушкой не для ребёнка, а для прочих напастей. Её дело – оберегать человека, отвлекать от него злые силы. Поэтому такую куколку и называли – берегиня. Если в доме случалась беда, надо было взять куколку, повернуть её три раза против часовой стрелки и сказать: “Отвернись злом, повернись добром!”

Ещё куклами играла красавица-невеста. Нарядную куклу-оберег ей дарила мать, благословляя на брак.

Давайте вспомним русскую народную сказку “Василиса Прекрасная”.

“В некотором царстве жил был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: – Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; держи ее всегда при себе и не кому не показывай; а когда приключиться тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью... ” Это, конечно, сказка, но...

Существовал в языческой семье обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого глаза. Куклу так и называли – берегиня.

Кукол-берегинь делали из того, что было под рукой (солома, лен, мочало, береста). Иногда куклу помещали притолокой двери, приговаривая: “Повернись с добром, отвернись со злом”.

В сказке о Василисе скрыт и еще один нравственный смысл: вещь, переданная от умершей матери, будет беречь нас всю жизнь.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы. Игрушки у многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде. И известный мастер, и простой крестьянин учились у одного великого мастера – природы, и в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл.

Только игрушки – куклы были разными. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими.

По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом . И еще одна особенность обереговых кукол- при изготовлении их завязывали красными нитками , впереди крест, сзади две параллельные нити.

III. Формирование знаний и умений. Объяснение + показ практических приемов. Сегодня на уроке мы изготовим куклу – оберег “ Благодать” Давайте вслушаемся в это слово Благо- добро, дать- даю, творю. Это добрые нужные для каждого человека слова.

Закрепление знаний, умений.

Беседа.

  • Что такое кукла – оберег? (Охраняет от дурного глаза, отводит беду)
  • Из чего выполнялись самодельные куклы? (Делались из маминой рубахи, хранили мамино тепло ,травы, глины, соломы, бересты)
  • Какая основа куклы?
  • О каких куклах вы еще узнали?
  • Почему берем красные нитки? (Цвет любви, который дает силу жизни)
  • Как закручиваем куклу? (Туго, крест - спереди, дорожка - сзади) 
  • Почему русская текстильная кукла безликая?     

V. Контроль и самоконтроль.

Устный контроль.

Рассмотрите куклы друг друга.

Какой характер у кукол?

Похожи ли на своих хозяек? (является отражением внутреннего мира хозяйки)

Исправьте, подтяните.

Часто бывает так, что подружки нет, а мама еще не пришла, не с кем поговорить. С этой куклой можно поделиться всеми своими проблемами, она обязательно выслушает и поймет вас.

VI. Итог урока.

В начале урока мы переместились в Российскую глубинку почувствовали ее колорит. Удалось ли нам это? На уроке вы многое узнали, многому научились. Как вы поняли, почувствовали, какие должны быть куклы для детей?

Теперь вы понимаете, что куклы должны быть душевно теплыми, воспитывать девочку как будущую маму, приучать вести хозяйство, заботиться о близких, оберегать в трудную минуту.

На память о сегодняшнем уроке вам останется эта кукла - оберег.

Дома вы сможете самостоятельно сделать такую же куклу, это будет замечательным подарком для родителей, сестренки, братишки . Ведь для мамы или бабушки нет ничего приятнее, чем держать в руках изделие, согретое теплотой родных детских рук.

Изготовление куклы. Подробный показ

Сейчас мы сделаем куклу так, как делали на Руси, т.е. без ножниц и иголки. Сделаем аккуратно, с любовью! Подумайте, от чего оберегает ваша кукла! Помните, что у вас – большая семья, где все помогают друг другу, не ссорятся, делятся тем, что имеют. Удачи!

Инструкционная карта изготовления русской текстильной куклы–оберега “Благодать”.

1. Из ветоши или старого полотенца скатываем скрутку, завязываем прочными нитками по всей длине.

2. Из белой ткани формируем лицо. Белую ткань прикладываем к одному краю скрутки, перевязываем нитками.

3. Одеваем рубашку. Из ткани отрываем квадрат , вырезаем горловину. Одеваем кукле. Формируем рукава, манжеты.

4. Одеваем юбку. Рукава поднимаем вверх. На уровне груди складками подвязываем юбку. Ширина юбки- это три ширины куклы. Отрываем нужную мерку ткани.

5. Подвязываем фартук.

6. Подвязываем очельник.

7. Завязываем платок.

Презентация.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок математики в начальной школе "Нахождение площади прямоугольника" :: Охрана растений :: Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Правописание безударных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонений в дательном падеже" :: Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Многогранный мир чувств" (по программе "Школа-2100") :: Сценарий урока безопасности для 3–4-х классов :: Аритмия (), 2017 :: Комоды / MOON TRADE / Комод Кааба-3 Модель 390 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD