Искусство вышивания бисером : Технология

Цель урока: познакомить обучающихся с новым видом рукоделия – вышивание бисером, обучить выполнять задание по образцу, сформировать знания по ручной вышивке с использованием бисера на уровне применения в сходной ситуации, научить самостоятельно, оценивать результаты работы. (слайд 2)

Задачи урока:

  • сформировать знания по ручной вышивке с использованием бисера на уровне применения в сходной ситуации;
  • научить самостоятельно, оценивать результаты работы;
  • вызвать интерес к культуре и искусству, развивать личные творческие способности, содействовать воспитанию художественного вкуса;
  • развивать сенсорные и моторные навыки, ознакомить обучающихся с образцами разнообразных видов вышивки. (слайд 3)

Оборудование:

  • Иллюстрации, фотографии.
  • Инструкционные карты, образцы вышивок.
  • Образцы вышитых изделий.
  • Мультимедийная техника.
  • Схемы для вышивания бисером.

Межпредметные связи: литература, история, изобразительное искусство.

Техника безопасности на уроке:

  • Демонстрация типовых плакатов по технике безопасности при ручных работах и комментарий к плакатам.

Ход урока

Урок рассчитан на два часа (1 урок – теория, 2 урок – практика)

I. Организационный момент.

II. Сообщение технико-технологических сведений.

III. Сообщение темы урока - Словесно-иллюстрированный рассказ.

IV. Сообщение обучающихся с использованием ИКТ.

V. Рукоделие. Вышивка из бисера.

Эпиграф урока:

Так в бисере стекло, подобяся жемчугу,
Любимо по всему земному ходит кругу.
Им красится народ в полуночных степях,
Им красится Арап на южных берегах...
(М.В. Ломоносов) (Слайд 4)

История возникновения бисера.

Звучит музыка. Педагог читает стихотворение “Ода Бисеру”.

Из бисера колье, серёжки
Украсят женское лицо,
А вот – гердан, браслеты, брошки,
Цветы, пасхальное яйцо...
Какие вещи- загляденье!
От них исходит чудо-свет,
Недаром бисероплетенье
Так популярно сотни лет.
Ценился бисер средь народа,
Он украшал наряд и быт.
Менялись вкусы, стиль и мода,
Но бисер всё же не забыт.
Он может вышивкой стать гладкой,
Цветком прекрасным и жгутом.
И остаётся он загадкой –
Волшебной, сказочной притом.
Возрос вновь интерес к дизайну,
К вещам красивым и словам.
Пусть бисероплетенья тайну
Откроет наш урок и вам.

Бисер - какое красивое слово. Слово “бисер” происходит от арабского бусер или бусра. Такими словами называли искусственный жемчуг, изготовлявшийся в Египте из матового стекла. А вот сам бисер тоже, можно сказать, возник в Египте. (слайд 5)

В некой легенде о возникновении стекла рассказывается такая история: в далекие-далекие времена как-то, раз финикийские купцы везли через Средиземное море соду, добытую в Африке. На песке расположились на ночлег. Обложить костер было нечем, вокруг ни единого камня. Тогда они решили использовать соду. Чтобы огонь не распространился вокруг, его обложили огромными кусками соды. Утром обнаружили купцы, что вместо соды лежат слитки твердые, как камень, блестящие, как Солнце, прозрачные, как горный ручей. Такова история возникновения стекла. (слайд 6)

Данная история впервые была замечена в записях античного историка Плиния Старшего в I веке нашей эры. Как раз во время расцвета стеклоделия в Риме. (Слайд 7)

Значение слова “бисер” в толковом словаре русского языка Владимира Даля очень разнообразно.

БИСЕР м. мелкие стекляные бусы или мелкие пронизи, для уборов и украшений низками, также для разных женских работ. || На церковн. языке жемчуг. Не мечите бисера перед свиньями, да не попрут его ногами. Слезы не бисер, в поднизь не снижешь.  || бисерник также русская девичья головная повязка, поднизь, и вообще вещица, снизанная из бисера; также || растение Tamarix gallica, бисерный-куст, калмыцкий ладан, жидовинник?, известный в юго-восточных степях наших куст гребенщик, божье дерево. Бисерница ж. ларец, баульчик, для хранения бисера, по цветам, разборам.Бисерить прутки или трубки, обращать стекло в бисер, кропить и обделывать. Роса бисерится на былинках, принимает вид бисера.

Сообщение ученика. Сопровождается показом слайдов на тему: “Бисер” (слайд 1)

Бисер – великолепный по своим декоративным качествам материал. Он привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Предшественники бисера – стеклянные бусины – украшали одежду древнеегипетских фараонов. (слайд 2)

Центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. Здесь изготавливали зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. (слайд 3)

Благодаря тщательной охране секретов стекольного мастерства (к ним относились состав стекольной массы, производство соды и т.д.), Венеции до конца 17 века удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Эту монополию нарушили мастера Богемии (Северная Чехия). (слайд 4)

Они разработали технологию получения так называемого "лесного стекла", заменив соду древесной золой. Богемское стекло хорошо подвергалось огранке и обладало великолепными оптическими свойствами. Постепенно богемский бисер потеснил венецианский на мировом рынке. И в настоящее время Чехия является одним из основных производителей бисера в мире.

Сообщение учителя: “Бисер в Древней Руси” Презентация на тему: “Бисер в Древней Руси” (Слайд 1)

(Слайд 2)

Использовался бисер и в Древней Руси. Первые сведения об этом относятся к 9–12 вв. Предшественником бисера на Руси был жемчуг. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала, так как пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в реках и озерах. Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные мелким речным жемчугом.

Первая попытка в России создать собственный бисер относится к концу 17 века, когда при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по изготовлению бисера.

На огромных просторах бывшего Киевского государства, раскинувшегося от Черного моря до Ладожского озёра и от Карпат до верхнего течения Волги, всюду на городищах, в курганах и захоронениях археологи находят множество стеклянных бус, браслетов, перстней, осколков битой посуды. (Слайд 3)

В 1752 году М. В. Ломоносов, проводивший опыты по созданию цветного стекла, получил от Сената разрешение на строительство Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом для “делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего ещё поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи”.

Одной из основных построек была лаборатория, в которой находилось девять печей. В 1754 году Усть-Рудицкая фабрика выдала свою первую продукцию: бисер и стеклярус, гранёные камни и броши, заглушенные цветные стекла для мозаики и т. п.

Стеклярусом, изготовленным на этой фабрике, был отделан стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме.

В 1765 году, после смерти М.В. Ломоносова, фабрика закрылась, просуществовав всего 10 лет.

В своем стихотворении “Письмо о пользе стекла” М.В. Ломоносов писал:

“Так в бисере Стекло, подобяся жемчугу,
Любимо по всему земному ходит кругу.
Им красится народ в полунощных степях,
Им красится Арап на южных берегах...

В конце XVIII — начале XX века, в период расцвета бисерного рукоделия во многих странах мира и в России, наряду с привозным использовался бисер, изготовляемый в небольших кустарных мастерских Киевской, Московской, Казанской и других губерний для нужд местных ювелиров, ремесленников и рукодельниц.

"Золотым веком" бисера в России были вторая половина 18 и первая половина 19 столетий. Из него изготавливались самые разнообразные изделия: церковные украшения, кошельки и ягдташи, чехлы для шкатулок, чернильниц и чубуков – бисером вышивали ризы, платья и даже целые картины. Но потом это искусство захирело, и теперь этими замечательными изделиями можно полюбоваться только в музеях.
(Слайд 4,5)

В 30-50-е годы 20 века искусство вышивки и бисероплетения начало возрождаться. В моде были расшитые стеклярусом платья, сумочки и кошельки.
(Слайд 6)

К сожалению, в наши дни многие секреты старых мастеров утрачены. Но интерес к бисеру окончательно не угас. В последнее время создаются кружки и курсы по бисероплетению и вышивке бисером, нередко украшения, выполненные из этого материала, можно встретить в магазинах и на выставках.

Поэтому на наших уроках мы можем научиться вышивать бисером, чтобы идти в ногу с модой.

Мир бисера разнообразен, мы даже не представляем, как разнообразен мир бисера?

Сообщение ученицы (Презентация “Мир бисера”) (Слайд 1)

Бисер – это целый мир, который можно исследовать бесконечно, каждый раз находя в нем что-то новое. С начала возникновения до сегодняшних дней бисер остается очень популярным материалом в изготовлении женских аксессуаров и просто для украшения одежды, интерьера.

Давайте окунемся в мир цветовой гаммы и мир способов покраски бисера.

  • Прозрачный и непрозрачный бисер (слайд 2)

Бисер бывает прозрачным и непрозрачным. На примере, думаю, видно, что эти две группы очень отличаются друг от друга. Это самое ярко выраженное различие. Уверена, что каждая начинающая мастерица заметила такую особенность. 

  • Натуральный бисер. (слайд 3)

Прозрачный бисер может быть натуральным. То есть изготавливаться из цветного стекла. На его основе производятся другие виды с помощью обработки внешней или внутренней стороны бисеринки.

  • Натуральный цветной с “огоньком”. (слайд 4)

Это такой бисер, в котором внутренняя часть окрашена в золотой или серебряный цвет. Он очень ярко блестит, отлично подходит для отделки. Его лучше совмещать с другими видами.

  • Натуральный цветной с блеском. (слайд 5)

Прозрачный бисер из цветного стекла просто покрывают блеском. Изделия из него смотрятся изящными, невесомыми, легкими и нежными.

  • Натуральный цветной с радугой. (слайд 6)

Он переливается всеми цветами радуги. Весь мир тогда становится ярче.

Но необходимо помнить, что  бисер требует особого ухода. Его нельзя подвергать воздействию прямых солнечных лучей, нельзя замачивать в воде, особенно с какими-либо моющими средствами, желательно не распускать и переплетать изделия из этого бисера. Все это может привести к стиранию или выгоранию краски. Но если соблюдать все правила, то украшения из этого вида будут очень выигрышно смотреться. 

  • Цветной непрозрачный бисер. (слайд 7)

Он самый долговечный. Не боится перепада температур, влажности, солнечного света. Надолго сохраняет цвет и привносит яркие акценты в украшения. Изготавливается из матового стекла.

  • Цветной непрозрачный с блеском. (слайд 8)

Также долговечен, как и предыдущий вид. Покрывается блеском для придания особого колорита. Его можно использовать в любых изделиях, в любых техниках бисероплетения. Он везде будет смотреться выигрышно.

  • Цветной непрозрачный с радугой. (слайд 9)

Его производят с радужным покрытием.

  • Ирис. (слайд 10)

Это бисер с “бензиновым” покрытием. Очень часто используется в рукоделии. Сочетается со многими оттенками, что позволяет назвать его универсальным.

  • Металлик. (слайд 11)
  • Непрозрачный бисер металлического цвета. Придает изделиям роскошный вид и является самым стойким к различным внешним воздействиям.
  • Цветной металлик. (слайд 12)

Это бисер, покрытый тоненьким слоем цветного металла. Но не является долговечным. Еще одна его особенность заключается в том, что его лучше не использовать в изготовлении изделий, которые в дальнейшем будут соприкасаться с кожей или одеждой.

  • Глазурованный бисер. (слайд 13)

Матовый бисер, покрытый яркой глазурью. Эта техника покрытия позволяет создавать огромную цветовую гамму. Отлично подходит для вышивки картин.

II. Второй урок.

Практическая работа “Технология изготовления вышивки из бисера.

В настоящее время вышивка бисером переживает свой очередной расцвет.

Очень много бисерной вышивки появляется на одежде, сумках, в деталях интерьера. Разве не прекрасно надеть блузку, вышитую собственными руками, или подарить кому-нибудь из близких великолепное бисерное панно. И порадоваться вместе таинственным переливам стеклянных бусинок, похожим на воплощенную мечту.

Техника вышивки бисером очень проста. С ней справится даже самая маленькая мастерица.

(Слайд “Технология вышивания бисером)

Приготовим материал для вышивки бисером.

Канва, пяльца, стакан горячей воды, сахар, бисер, нитки для вышивки из бисера.

КАНВА. Это специальная ткань, на которой хорошо заметны клеточки, образованные переплетением нитей. Чтобы натяжение канвы было лучше,  промажьте ее насыщенным сахарным сиропом.  Его приготовляют так: в стакан горячей воды сыплют сахар до тех пор, пока он не перестанет растворяться. Затем канву расстилают на гладкой поверхности, смачивают сиропом и высушивают.

При вышивании лучше использовать пяльца. В них ткань и канва будут плотно натянуты и клетки не будут перекашиваться.

Плотную льняную или хлопковую канву с плотным же переплетением   нитей  используют, если бисером заполняется все поле вышивки. В этом случае можно вышивать только по канве, не подкладывая ткань.

Синтетическая канва с редким переплетением нитей подходит для вышивки на одежде.

Если вышивка маленькая, под канву подкладывают ткань, подходящую по цвету, а после окончания работы нити канвы осторожно выдергивают.

Если вышивка производится по ткани с ворсом, например по бархату или велюру, то канву подкладывают с изнанки вышивки и с изнанки же делают стежки, оставляя бисер, естественно, на лицевой стороне ткани.

Поскольку в бисеринках очень маленькие отверстия, для работы с ним применяют специальные иголки, которые продаются в магазинах вместе с бисером.  

Нитки для вышивки бисером.

Для вышивки бисером нужны тонкие и прочные нитки. Такие нитки называются лен-лавсан № 33 или № 50. Подходят также хлопок-лавсан или капрон. Вышивают такими нитками в два сложения.

Цвет нитки определяется цветом канвы. Нитка должна быть белой, даже если бисер черный, а канва белая.

Бисер для вышивки.

БИСЕР. Покупать бисер лучше в специализированных магазинах.

Бисер продается на вес. Чтобы рассчитать, сколько его нужно на вышивку, посчитайте количество бисеринок в рисунке. В 1 грамме бисера приблизительно 50 штук среднего размера.

Бисер бывает разный по величине. Постарайтесь подобрать бисер так, чтобы его размер был немного меньше размера клетки канвы. Хорошо, если бисер, который вы подберете, будет одного вида. Тогда вышивка выглядит четче и приятнее для глаза.

Бисер различается по цвету и фактуре.

Вышивка бисером для начинающих. Вышивка вертикальными рядами.

Рис. 1 Вышиваем вертикальными рядами.

Сделайте стежок по изнаночной стороне в правый нижний угол той же клетки канвы. Наберите бисеринку и пройдите в нижний левый угол следующей клетки. Далее действуйте аналогично по схеме.

Выведите нитку на лицевую сторону вышивки в нижний левый угол выбранной клетки канвы. Наберите бисеринку и пройдите в верхний правый угол той же клетки.

Рис. 2 Вышиваем второй (четный) вертикальный ряд.

Сделайте стежок по изнаночной части в левый нижний угол клетки канвы, располагающейся выше и т.д. Соблюдайте основное условие - все бисеринки пришиваются с одинаковым наклоном слева направо.

  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3
  • Приложение 4
  • Приложение 5

Подведём итог урока.

Вопросы.

  • Что мы сегодня узнали нового о бисере?
  • Какие технологии мы использовали?
  • Оцените свои работы.
  • Итоговые оценки.

Читать еще:


Новые материалы:

Обобщающий урок по теме "Цитология" :: Информационные технологии на уроках биологии :: Урок по теме "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее" ( 8-й класс) :: Урок по теме "Теории возникновения жизни" :: Мастерская "Omne ex owo" :: Труп ( Cadaver ), 2018 :: Садовая и дачная мебель/Плетеная мебель / MnogoMeb / Стол 01/10С ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - ВМЭШ

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - ВМЭШ

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - ВМЭШ

Приемы самообезболивания родов

Сценарий новогоднего утренника (детский сад) - ВМЭШ

Сценарий новогоднего утренника (детский сад)

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - КиноАнализ

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - ВМЭШ

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - ВМЭШ

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - ВМЭШ

Приемы самообезболивания родов

Сценарий новогоднего утренника (детский сад) - ВМЭШ

Сценарий новогоднего утренника (детский сад)

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - КиноАнализ

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD