Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии. Защита творческого проекта «День рождения». 5-й класс : Технология

Здравствуйте уважаемые, гости!

Сегодня мы представим Вам наш заключительный урок раздела “Кулинария”, который мы традиционно проводим в виде защиты творческого проекта с использованием игровых методов обучения. Наш урок посвящен семейным традициям и праздникам и называется он “День рождения”.

Урок нацелен на самостоятельную практическую деятельность учащихся.

В результате использования проектной деятельности на уроках технологии у учащихся формируется ряд универсальных учебных действий:

  1. Регулятивных, включающих умение ставить цель, преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели; планировать путь достижения цели; контролировать свое время и управлять им.
  2. Познавательных, направленных на осуществление поиска информации с использованием различных ресурсов, в том числе и Интернета; структурирование текста выступления.
  3. Коммуникативных, связанных с умением формулировать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения; задавать вопросы, необходимые для организации деятельности; работать в группе, строить продуктивное взаимодействие.

Помимо этого, на уроках технологии происходит личностное развитие учащихся. При выполнении задания в рамках того или иного проекта у школьников формируется доброжелательное отношение к окружающим, чувство уважения к личности другого человека, а также потребность в самовыражении и самореализации.

Цели урока:

  1. За максимально короткое время организовать и провести праздник “День рождение” в соответствии с правилами современного этикета.
  2. Закрепление знаний проектировочной деятельности, умений и навыков по разделу “Кулинария”.
  3. Формирование универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, познавательных, коммуникативных), в результате использования проектной деятельности на уроке технологии.

Задачи урока:

  1. Расширение кругозора учащихся по теме проекта.
  2. Закрепление усвоения теоретического материала и приемов работы по разделу “Кулинария” и основам проектирования.
  3. Формирование интереса учащихся к совместной деятельности.
  4. Развитие общеизвестных навыков и умений работать индивидуально и в группах.
  5. Воспитание интереса к творчеству, умения применять полученные знания в повседневной жизни.

Тип урока: Урок решения практических задач. Комбинированный.

Формы работы: Индивидуальная, групповая.

Методы обучения: Самостоятельная (практическая) работа, игровой метод защиты проекта.

Сохраняющие здоровье технологии (валеологический компонент): Музыкальная терапия, проведение игровых мероприятий

Оборудование:

  • Магнитофон, посуда и приборы для сервировки стола, вазы с цветами, скатерть.
  • Образцы подарков, поздравления, сделанные руками ребят; тесты, анкета.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.

3. Сообщение темы и цели урока. Представление экспертной группы.

II. Информационно-познавательное сообщение.

Учитель. Скорее всего, в XXI веке День рождения станет главным праздником в жизни каждого человека.

У кого- то это высказывание может вызвать недоумение. Почему в XXI веке? А разве в XX веке было не так? А разве “не так” было всегда?

Оказывается, массовой традицией отмечать собственный День рождения всего несколько десятилетий.

Ученик. Зачитывает исторические сведения о празднике. (Отслеживается работа учащихся с информацией).

В XIX веке привилегией праздновать День рождения обладали только дворяне и наиболее богатые представители купечества.

В XVII веке лишь родовитые бояре да лица царских кровей могли позволить себе собрать гостей на очередную годовщину своего появления на свет. Еще раньше в каждом королевстве, ханстве, княжестве отмечался один единственный День рождения – день, когда на свет появился правящий монарх.

А еще раньше и День рождения правителя не являлся праздником потому, что правителей как таковых не было. Были вожди, племена, которые приклонялись многочисленным божкам (идолам), покровительствующих племени, их дни рождения и отмечали, для чего мазали губы идолов молоком, вином или кровью.

Праздновать свой День рождения на Руси считалось проявлением гордыни, недопустимой переоценки своей личности.

Того, кто встречает День рождения, нельзя назвать “именинником”. Именины и День рождения - разные праздники. Именины - праздник христианский, и чествуют в этот день святого, носящего определенное имя. А заодно и тех, кого назвали также (первый список христианских русских имен содержал 33 мужских имен и 64- женских).

Встречающего День рождения следует именовать “новорожденным” или “юбиляром” если ему исполнилось круглое число лет. Нет и традиции праздновать именины.

Получается, что именины у нас как-то слились с Днем рождения, а “именинники”- с “новорожденными”.

Пусть все так и остается. Хоть и неправильно, но зато привычно.

День рождения - относительно молодой праздник. И он еще не успел обрасти собственными правилами и традициями. Или собственной культурой празднования.

В седой древности, главное отличие праздника от будней заключалось в очень простой формуле: праздник - это много еды. С годами произошли лишь два незначительных изменения.

Первое: праздник - это много вкусной еды.

Второе: еда должна быть красиво украшена и приготовленное красиво расставляется на столе (косвенным подтверждением этому являются многочисленные книги о различных праздниках, состоящие наполовину из поварских рецептов и описаний способов сервировки стола).

III. Защита проекта.

Учитель. Праздник в доме - это радость и веселье, это общие игры и забавы, это подарки и сюрпризы. Но чтобы праздник удался, кому-то придется заранее все обдумать и приготовить.

Все это время мы трудились над выполнением творческого проекта, который называется “День рождение”.

Этапы работы над проектом представляем в виде схемы на доске.

<Приложение №1.>

Перед участниками проекта были поставлены следующие задачи, на решение которых была направлена их деятельность:

  1. Обоснование выбранной темы проекта (сочинение “Мой День рождения”).
  2. Представление этапов работы над проектом (описание этапов проекта - тетрадь учащегося, рассказ учащихся о проделанной работе, о том, чему они научились, что нового узнали в результате работы над проектом).
  3. Выполнение экономического расчета (тетрадь учащегося).
  4. Представление практической части (сценарий праздника)
  5. Оценка проделанной работы (самооценка, оценка экспертов).

По 1. пункту зачитываются сочинения (2-3).

Участники проекта сдают свои тетради на экспертную оценку.

IV. Самостоятельная (практическая) работа учащихся.

Учитель. Чтобы перейти к практической части нашего творческого проекта, повторим правила техники безопасности при проведении кулинарных работ, которые все участники проекта должны знать и соблюдать (повторяются правила безопасной работы при пользовании электронагревательными приборами, при работе с горячей жидкостью, ножом и приспособлениями).

Девочки переходят к практической части выполнения проекта (готовят угощения, часть угощений являлось частью домашнего задания).

Во время приготовления блюд, участникам задаются контрольные вопросы, на которые они должны ответить. За правильный ответ ученица получает жетон.

Вопросы:

  1. Как следует варить овощи, чтобы максимально сохранить в них витамины и питательные вещества? Ответ: в кастрюлю воду наливают так, чтобы она покрывала овощи на 1-2см., варят при закрытой крышке.
  2. Для того чтобы картофель не разваривался, что нужно учитывать при варке? Ответ: солить в конце варки.
  3. Чем украшают салаты из свежих овощей? Ответ: свежими овощами и зеленью.
  4. Какие формы нарезки овощей используют в кулинарии? Ответ: соломка, брусочки, кубики, ломтики, кружечки, шашки, кольца.
  5. Какую форму нарезки овощей вы используете при приготовлении данного салата? Ответы участников.
  6. В чем полезность салатов? Ответ: в салатах много витаминов и минеральных веществ, которые необходимы нашему организму.
  7. Перечислите профессии, связанные с приготовлением пищи. Ответ: повар, кондитер, пекарь.
  8. Расскажите, пожалуйста, о профессии повара, где можно получить эту профессию?

Ответ учащегося.

Вопросы к сервирующим стол.

  1. Расскажите о правилах сервировки праздничного стола.
  2. Ответ: стол накрыт скатертью, можно цветной или белой. В центре стола ставят угощения, по краям стола расставляют индивидуальные столовые приборы, сервируют салфетками.

  3. Нужны ли цветы на столе?
  4. Ответ: в центре стола можно поставить небольшой букетик цветов. Основное требование - они не должны быть высокими, чтобы не мешать общению.

  5. Как расставляются блюда на столе?

Ответ: первое накрытие – холодные блюда, закуски. Затем подается основное горячее блюдо. Второе накрытие – десерт.

Стол накрыт.

Заранее из числа участников выбирается именинница, путем голосования или желания участников.

План проведения праздника.

1. Встреча гостей – “гости” по очереди заходят в класс, здороваются, “именинница” встречает и приглашает пройти в “дом”.

2. Приглашение к столу – все рассаживаются за стол

(рассадить гостей за стол “Имениннице” помогает “мама”, роль мамы выполняет учитель, “имениннице” отводится почетное место во главе стола).

3. Угощение.

4. Поздравления, подарки (выполненные собственными руками).

5. Проведение игровых мероприятий (из числа подготовленных участниками).

6. Тестирование.

V. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

  1. Проведение анкеты “Валеологичность педагогической формы”.
  2. Оценка выполненной работы учащимися.
  3. Выставление оценок за устные ответы и практическую работу, проектировочную деятельность учащихся.

VI. Анализ урока.

    Оценка экспертов, обсуждение урока.

VII. Уборка кабинета.

Список используемой литературы.

1. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Под редакцией И.А.Сасовой. М.: “ Вентана-Граф”, 2005.

2. Методика обучения технологии 5-9 кл.: Метод. Пособие/ А.К.Бешенков, А.В.Бычков, В.М.Казакевич, С.Э.Маркуцкая.-М.:Дрофа, 2003.

3. Поурочные разработки по технологии (вариант для девочек): 5 класс к учебнику В.Д. Симоненко. Под редакцией М.А.Давыдова.–М.:“ВАКО”, 2010.

4. Книга “День рождения”. Автор С.Афанасьев, Л.Груздева-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок окружающего мира по теме "Условия развития растения". 2-й класс :: Органы растений. Корень. Лист :: Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода :: Предлог как часть речи. 2-й класс :: Слова с двумя безударными гласными в корне. 3-й класс :: Конг: Остров черепа ( Kong: Skull Island ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Кровати/Детские кровати / Advesta / Кровать-машина Champion ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD