Урок технологии по теме "Чертёж, эскиз, технический рисунок". 5-й класс : Технология

Тип урока: урок получения новых знаний

Цели урока:

  • ознакомить обучающихся с видами технической документации, с которой они столкнуться на уроках технологии, их отличие друг от друга;
  • организовать деятельность обучающихся по изучению и выполнению простейших чертежей, эскизов.

Задачи обучения:

  • Сформировать понятия о чертеже, эскизе и техническом рисунке.
  • Ознакомить с видами технической документации, с которой учащиеся столкнуться при выполнении работ на уроках технологии.
  • Научить выполнять простейшие линии чертежей и простой эскиз.
  • Научить выполнять простую инструкционную карту.

Методическое оснащение урока:

  • Материально-техническая база: компьютер, проектор, экран, Презентация;
  • Оборудование, инструменты, приспособления: инструменты для ручных для выполнения чертежей и эскиза.
  • Дидактическое обеспечение:
    • учебник: Сасова, Гуревич – Технология 5 класс
    • рабочая тетрадь для учащегося:
  • Учебно-техническая документация (УТД)
    • инструкционно-технологические карты:
    • образцы простых чертежей
    • образцы эскизов

Вид урока: Урок новых знаний и применения полученных знаний на практике

Методы обучения: иллюстративный, объяснение, показ приёмов работы.

Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность ученика

I. Организационный момент

Цель этапа:

  • настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний
  • создать условия для мотивации ученика, внутренней потребности включения в учебный процесс
  1. Приветствие
  2. Проверка явки учащихся
  3. Заполнение классного журнала
  4. Проверка готовности учащихся к уроку
  5. Настрой учащихся на работу
Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • эмоциональный настрой на урок и т.д.

Формируемые способы деятельности:

  • проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • активное слушание
  • выдвижение предположений о теме урока

Формируемые способы деятельности:

  • формулирование собственных ожиданий

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • слушание собеседника

Формируемые способы деятельности:

  • построение понятных для
    собеседника высказываний
II. Актуализация знаний

Цель этапа:

  • организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для изложения нового знания
  • актуализировать мыслительные операции, необходимые для изложения нового знания

– организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания или в его обосновании

Вопрос учащимся:
  • Что такое шаблон?
  • Где на уроках технологии в начальной школе вы применяли шаблоны?

В 5 классе на уроках технологии мы будем применять более сложные виды шаблонов при раскрое и изготовлении изделий. Эти шаблоны называются выкройки изделий. Чтобы их изготовить необходимо построить чертежи этих изделий. Снять мерки, сделать необходимые расчёты и по этим расчётам построить чертёж в 5 классе фартука, в 6 классе юбки и в 7 классе плечевого изделия. Этим мы будем заниматься на уроках конструирования изделий.

Посмотрите как мы будем использовать шаблоны (изготовленные выкройки изделий) при раскрое изделий.

   

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • активизация имевшихся ранее знаний
  • активное погружение в тему

Формируемые способы деятельности:

  • умение слушать в соот­ветствии с целевой установкой
  • принимать и сохранять учебную цель и задачу
  • дополнять, уточнять высказанные мнения

Познавательные УУД

Осуществляемые действия

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
  • слушают вопросы учителя
  • отвечают на вопро­сы учителя

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения находить ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • взаимодействие с учителем во время опроса

Формируемые способы деятельности:

  • формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности
  • формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения
III. Изложение нового материала

Цель этапа:

  • сформулировать и согласовать цели урока
  • организовать уточнение и согласование темы урока
  • организовать подводящий или побуждающий диалог по объяснению нового материала
  • организовать фиксацию преодоления затруднения
Таким образом, ребята, с чем мы будем знакомиться на сегодняшнем уроке?
Ещё раз озвучивание темы и цели урока и задач, необходимых решить на уроке.
– Сформулировать понятия, что такое чертёж: Познакомить с инструментами для выполнения чертежей.
Чертёж это условно графическое отображение деталей модели изделия по размерам и с применением чертёжных инструментов.
Давайте посмотрим, какие чертежи нам придется выполнять на уроках технологии (чертёж фартука, юбки и ночной сорочки). Для того чтобы выполнить эти чертежи необходимо будет выполнить обмер фигуры. Сделать необходимый расчёт и только после этого по определённой последовательности выполнять построение с применением чертёжных инструментов (остро отточенного карандаша, линейки). На уроках нам также понадобиться масштабная линейка или линейка закройщика.
Сейчас мы с вами сталкиваемся с таким понятием, что такое масштаб, кто может ответить на этот вопрос?
Масштаб показывает, насколько каждая линия на чертеже больше или меньше действительного размера.

Натуральный размер чертежа 1/1, Уменьшенный чертёж в 4 раза, это масштаб ?, именно в таком масштабе мы и будем с вами строить чертежи в тетрадях. А поможет нам в этом масштабные линейки закройщиков. Посмотрите, как выглядят чертежи тех изделий, которые мы будем изготавливать на уроках конструирования при пошиве изделий.

    

Обратите внимание на представленные чертежи. Мы видим, что все линии выполнены по линейке, каждая линия имеет определённую ширину, пересечение линий обозначены буквами.

Давайте теперь разберемся, какие линии используются при построении чертежей.

Вопрос: Ребята ответьте,

  • что такое линия ?
  • что такое отрезок?

Кроме чертежей на наших уроках мы столкнёмся с зарисовкой эскизов.
Что такое эскиз?
Эскиз это предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма, модели и др. без применения чертёжных инструментов.
На уроках технологии мы будем выполнять эскизы моделей прошиваемых изделий, оформления дизайна интерьера, оформления окон и т.п.

   

И последнее с чем мы сегодня с вами познакомимся это с инструкционной картой. С этим видом документации на уроках технологии мы будем постоянно сталкиваться при изготовлении изделий.
Что такое инструкционная карта?
Инструкционная карта это вид технической документации, применяемый при изготовлении изделия и включающий в себя подробное поэтапное описание порядка выполнения операций, эскизы деталей, перечень применяемого оборудования и технических условий на выполнение операций.

Образец простой инструкционной карты:

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

  • самостоятельное определение темы урока
  • осознание целей и задач обучения
  • восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника
  • формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
  • формирование умения слушать и понимать других
  • формирование умения формулировать свои мысли в устной форме

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
  • развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме
  • развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям
  • развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации
  • развитие умения строить простые рассуждения

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию
IV. Физкультминутка    
V. Первичное закрепление знаний учащихся. Самостоятельная работа в рабочей тетради

Цель этапа:

  • зафиксировать алгоритм выполнения …
  • организовать усвоение учащимися нового материала (в парах или группах)
  • использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала Самостоятельную работу можно провести как индивидуально. Так и разбиться на пары или группы.

Работа с учебником: записать определение чертёж, эскиз. Выполнить зарисовку основных линий чертежа с применением чертёжных инструментов.

Разбиться на группы и выполнить задание: выполнить эскиз оформления окна в комнате или на кухне. (сформулировать выбор возможных материалов )

Этапы выполнения работы:

Продумать возможные идеи и сделать выбор, что бы вы хотели для оформления окна в своей комнате или на кухне.
Предложите, какие материалы их цветовое решение вы бы хотели использовать и обоснуйте это.

Контроль сформировавшихся знаний Обсуждение выполненных эскизов:

  • обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с предложением: дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны.
  • выявление умений у учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями.
Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
  • применение на практике и последующее повторение нового материала

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции
  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
VI. Домашнее задание. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

Цель этапа:

  • включить новый способ действий в систему знаний учащихся
  • тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации
Задание: Дома на листе формата А4 выполнить цветными карандашами эскиз оформления окна в вашей комнате и описать материалы и как дизайн соотноситься с дизайном интерьера комнаты в целом.
В интернет посмотреть возможные варианты эскизов оформления окон и применяемых материалов и цветовых решений.
  • инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
  • задание учащимся на подготовку к следующему уроку
  • сообщение о теме следующего урока
Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • творческая переработка изученной информации
  • поиск в традиционных источниках (в словарях, в энциклопедиях)
  • поиск в компьютерных источниках (в сети Интернет, в электронных книгах, в электронных каталогах, архивах, с помощью поисковых программ, в базах данных)
  • поиск в других источниках (в социуме, в радиовещании, телевещании, в аудио-, видеоисточниках)

Формируемые способы деятельности:

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
  • поиск и выделение информации
  • применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств
VII. Уборка рабочих мест    
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа:

  • организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке
  • организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока
  • организовать проведение самооценки учениками работы на уроке
  • по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности
  1. Рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока
  2. Объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке
  3. Выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся
Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • оценка и самооценка учебной деятельности
  • обобщение и систематизация знаний
  • учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умений полно и точно выражать свои мысли

Материалы, используемые для подготовки конспекта урока:

  1. http://dizain-s.narod.ru/xz_eskiz.htm
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82
  3. http://www.onlinedics.ru/slovar/bes/e/eskiz.html

Читать еще:


Новые материалы:

Обобщающий урок по теме "Мой город" :: Классный час "Ах, картошка, объеденье!" :: Урок математики "Деление с остатком". 3-й класс :: Урок окружающего мира по теме "Как правильно ухаживать за кошкой и собакой". 1-й класс :: Урок-сказка "Теремок" по математике. 1-й класс :: Леди Птица ( Lady Bird ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Стулья и Кресла/Компьютерные кресла/Детские кресла / Libao / Стул компьютерный Лилу LB-C02 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD