Внутренний мир человека и возможности его познания : Технология

Цель: сформировать представление о “Я - концепции”, ее основных структурных компонентах, акцентировать внимание на личностных качествах, необходимых для осознанного выбора профессии.

Тип урока: комбинированный (урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний)

Задачи урока.

Образовательные:

- дать представление о сложности внутреннего мира;

- познакомить со способами его познания;

- дать “инструмент” познания самого себя.

Развивающие:

- сформировать у учащихся интерес к самопознанию;

- развивать способность анализировать информацию, делать выводы;

- принимать самостоятельные решения.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное и внимательное отношение к личности человека.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.

Методы:

- словесные (устное изложение – беседа, объяснение);

- наглядные (демонстрация иллюстраций, буклетов, презентации);

- практические (упражнения, выполнение тестирования).

Материально-техническое и информационное обеспечение:

  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • компьютер;
  • компьютерная презентация “Внутренний мир человека”; (Приложение 1)
  • буклет; (Приложение 2)
  • тест “Образ моего мира”; (Приложение 3)
  • плакат (на классной доске) с изображением яблони.

Структура урока:

I. Вводная часть (5 мин.)

1. Организация – внутренняя и внешняя подготовка к воспроизведению материала.

2. Подведение учащихся к изучению новой темы и формулированию целей урока.

II. Сообщение нового материала (15 мин.)

  1. Самопознание.
  2. Внутренний мир человека.
  3. Способы познания.

III. Практическая работа. (20 мин.)

  1. Методика “Кто “Я”?”
  2. “Образ моего мира”.

IV. Подведение итогов. Рефлексия (3 мин.)

V. Творческое домашнее задание (2 мин.)

Ход урока

I. Вводная часть

1. Организационный момент.

  1. Контроль посещаемости
  2. Проверка готовности учащихся к уроку.
  3. Педагог приветствует учащихся и отмечает отсутствующих.

2. Подведение учащихся к изучению новой темы.

(Слайд 1). Приложение 1

- Вступительная беседа.

Давайте мысленно перенесемся в эпоху Средневековья. Мы бредем по вымощенным мостовым, узким улочкам, разглядываем дома. Вот на одном из них мы видим вывеску: огромный крендель и пара булочек. Из открытого окна аппетитно пахнет свежей выпечкой, да так, что кружится голова и хочется есть.

А вот над входом красуется сапог - великан и из дома доносится мерный стук мастера. Здесь нам помогут, если сломался каблук или оторвалась подошва.

Недалеко видна знакомая эмблема: чаша, вокруг которой обвилась змея. Значит, здесь опытный аптекарь приготовит лекарство, которое поможет от головной боли.

И чаще всего у детей ремесленников не существовало другого выбора, как продолжить дело своих отцов: сын банкира будет преумножать капиталы отца, сын врача – лечить людей, используя опыт предшествующих поколений, сын лавочника – торговать разными товарами.

А теперь вернемся в наше время.

С раннего детства вам задавали вопрос: "Кем ты хочешь быть?" или же: "Кем ты хочешь стать?" Ответ на него зависел и от вашего возраста, от настроения в тот момент и степени серьезности отношения к данной проблеме.Как же найти единственно верный, правильный жизненный путь, определиться в профессиональной деятельности?

А что значит правильный выбор? (Как вы думаете?)

(Чтобы профессия нравилась, соответствовала интересам, способностям человека, приносила доход, давала возможность развиваться, расти профессионально)

Что влияет на правильный выбор профессии?

(Мода, престижность, семейные династии, советы значимых людей, информация о профессиях)

С вашей точки зрения, какие качества личности мы должны учитывать при выборе профессии?

(Темперамент, характер, интеллект, коммуникативные способности, интересы)

Все перечисленные вами компоненты входят в структуру психологического портрета личности.

И сегодня мы постараемся для себя открыть самого себя.

(Слайд 2)

(записать в тетради)

Тема раздела: "Современное производство и профессиональное образование"

Тема урока: “Внутренний мир человека и возможности его познания”

II. Сообщение нового материала

(Слайд 3)

…Я знаю, есть на все ответ; 
Я знаю, где черно, где красно; 
Я знаю, что где на обед; 
Я знаю, лжем мы ежечасно; 
Я знаю, хищна волчья стая; 
Я знаю, жалобы напрасны; 
Я знаю все, себя не зная... 

Франсуа Вийон - французский поэт

В одной притче рассказывается, что боги, создав мир, стали думать: где понадежнее спрятать от человека его самую главную тайну? В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут ее. На дне океана? Но и в морскую пучину они когда-нибудь опустятся. На небе, среди звезд? Но даже туда со временем доберутся. И, наконец, решили:

Что они решили? Как вы думаете?

Где может быть спрятана самая главнаятайна?

А теперь послушайте, как эта притча заканчивается:

“Давайте спрячем Тайну внутри самих людей! Уж в себя-то человек не догадается заглянуть.”

Почему боги оказались правы?

А в чем нет?

Вывод. Действительно, мы знаем о самих себе гораздо меньше, чем о земле, океане, далеких светилах. Но что бы ни изучал человек, какие бы далекие и отвлеченные объекты ни выбирал для исследования, за этим всегда стоит любопытство по отношению к самому себе.

Человек  -  самое неизведанное и самое интересное для себя самого.

Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в ваш внутренний мир и попробуем сделать несколько открытий.

Сейчас мы выполним работу, которая поможет вам сделать первое открытие.

(Слайд 4)

Практическая работа № 1 (записать в тетради)

А название работы мы пока не запишем (оставьте ниже пустую строчку), вы сформулируете его в конце работы самостоятельно.

Перед вами лист бумаги. Согните его пополам. Оторвите верхний правый уголок. А теперь оторвите нижний левый уголок. Затем - кусочек в центре. Разверните свой листочек и посмотрите. Сравните свои листочки с соседями.

Есть ли у кого-то точно такой же?

Какое же первое открытие можно сделать?

Вывод. У каждого из вас получилось что-то свое. Так и в жизни: каждый человек - это неповторимая личность, и на всей земле больше такой не существует. Все мы разные (самостоятельно запишите вывод в тетради, а затем сформулируйте и напишите название нашей работы): “Учимся ценить индивидуальность”.

А какие мы, узнаем в ходе дальнейшего нашего общения. Это будет следующее наше открытие.

(Слайд 5)

Оказывается, что стремление познать свой внутренний мир уходит глубокими корнями в далекое прошлое. Еще в Древней Греции на фронтоне Дельфийского храма была надпись:

“Познай самого себя и весь мир откроется перед тобою. То, что невидимо для тебя станет, видимо, то, что неслышимо для тебя станет слышимо”.

(Слайд 6)

Каждый из нас рано или поздно начинает задавать себе вопросы: “Кто я? Каков я? Знаю ли я себя? Что скрывается за собственным “Я”? Чем я похож на других? Чем я от них отличаюсь?

(Слайд 7)

III. Практическая работа

1. Практическая работа № 2 “Кто Я?”. (Записать в тетради)

И сейчас мы с Вами сделаем второе открытие, выполнив практическую работу по методике американских психологов Куна и Мак-Портленда “Кто Я?”

В течение 5 минут вы должны ответить на вопрос: “Кто Я?”, использовав для этой цели 10 слов или предложений. Здесь нет правильных или неправильных ответов, важных или неважных. Пишите их так, как они приходят вам в голову.

(Слайд 8)

Обработка результатов практической работы № 2:

- выберите социальные роли, которые вы выполняете (отметьте их любым знаком);

- личностные характеристики (интересы, привычки, умения);

- выберите характеристики, которые вам в себе нравятся (+) и не нравятся (-);

- посмотрите на свои ответы с точки зрения того, к какому времени они относятся.

Давайте сделаем вывод:

Как вы себя воспринимаете: как носителя социальных ролей или личных индивидуальных качеств, как вы к этому относитесь? Запишите его в тетрадь.

На первый взгляд очень простые вопросы, но для большинства из нас ответить на них труднее всего. Между тем ответы на эти вопросы как раз и определяют наше отношение к себе, к другим людям и к жизни в целом.

(Слайд 9)

Как вы думаете, для чего нужно человеку осознавать себя? Что это ему дает?

Осознание себя открывает перед ним как минимум четыре удивительные возможности:

  • узнать себя;
  • оценить себя;
  • изменить себя;
  • принять себя.

Оказывается, познать свое “Я” весьма не просто. Наш внутренний мир столь же сложен, как и внешний, онвключает в себя как бы три уровня, три этажа.

(Приложение 2)

(Слайд 10)

1 этаж - то, что осознается человеком, благодаря наблюдениям.

Это наша сознательная жизньнаши переживания, мысли, мечты, желания, цели.

2 этаж - то, что происходит без осознания, но при желании может быть человеком осознано.

Неосознаваемые процессы - это стереотипы, привычки, описки, оговорки. Мы говорим в таких случаях: “сорвалось с языка автоматически”, “вышло само собой”, “сделал по привычке”.

3 этаж - то, что происходит бессознательно.

Бессознательная жизнь нашего Яэто наши страхи, желания, которым нет объяснения, неосознаваемые мотивы поведения, влечения, всплески необъяснимой памяти (дежавю).

(Слайд 11)

Познание себя действительно долгое, нелегкое, полное неожиданностей путешествие, в котором человек может встретить и трудности.

(Слайд 12)

Удобным окном во внутренний мир, познающей себя личности служит простая схема, которая называется “Окном Джохари”. Еще 60 лет назад два психолога Джозеф Луфт и Харри Ингхэм предложили свою модель, которая не утратила актуальности и сегодня. Собственно и название Джохари – это производное от имен психологов.

С помощью окна Джохари можно заглянуть в себя и попробовать найти свои слабые стороны и понять, как усилить сильные стороны.

Оно выглядит следующим образом:

Каждый человек несет в себе как бы четыре “пространства” своей личности.

Я знаю, другие знают (арена)

Это все то, что я и все знают обо мне - это наш открытый мир: социальные роли, черты характера, увлечения, отношения человека к разным явления жизни

Я знаю, другие не знают (видимость)

это то, что мы тщательно скрываем от других (мысли, мечты, секреты, тайны, страх пред чем-то или кем-то)

Я не знаю, другие знают (слепое пятно)

это возможность увидеть “бревно в своем глазу”. Это то, что мы не хотим у себя замечать, на что закрываем глаза, это наша завышенная самооценка (привычка перебивать говорящего в середине слова)

Я не знаю, другие не знают (неизвестное)

Скрытые потенциальные возможности развития, которые проявляются чаще всего в стрессовых ситуациях

Вывод. Цель человеческого развития попробовать расширить это окно, уменьшая “слепое пятно” и “неизвестное”.

То есть все зоны в идеале должны исчезнуть либо быть совсем маленьких размеров. А открытая зона должна быть максимально большой.

И вот какое еще одно открытие, которое мы сегодня сделаем.

(Слайд 13)

2. Практическая работа № 3 “Образ моего мира”

Давайте попробуем составить образ вашего мира.

Перед вами своеобразная схема модели вашего мира (Приложение 3), которую мы и заполним.

В каждый сектор впишите то, что непосредственно относится к вам лично (является частью ваших представлений о вас и об окружающем вас мире).

Передайте свой листок соседке по парте, а сами получите ее лист. Изучите его внимательно, и, подумав, впишите в среднюю часть листа одну или несколько профессий, которые подойдут для данного воззрения на мир. Верните лист владельцу.

(Слайд 14)

Я предлагаю каждому из вас написать  на яблоке, своеобразном символе наших сегодняшних открытий (Приложение 4) и в буклете, предложенные вам профессии.

Пришло время собирать “урожай”.

Перед вами дерево знаний <Рисунок 1> (плакат на доске) - повесьте туда ваши яблоки.

Наши открытия на сегодня закончились.

(Слайд 15)

IV. Подведение итогов

Вывод. Самопознание – это необходимость при выборе профессии. Человек должен уметь разбираться в себе, чтобы обрести уверенность, реализовать свои способности, правильно выбрать профессию, достичь своих целей в жизни.

(А теперь сформулируйте вывод самостоятельно, записав его в тетради)

Рефлексия.

Что нового вы сегодня узнали?

Выскажите свои ощущения от сегодняшнего занятия, что понравилось, запомнилось, какие мысли вас посетили?

(Слайд 16)

V. Домашнее задание

1. Учебник § 38 с. 210-214.

2. “Рисованное письмо инопланетянину”.

Нарисуйте рисунок-письмо инопланетянину, которое бы наиболее полно передало информацию о вас.

Читать еще:


Новые материалы:

Исследовательский урок по творчеству А.С. Пушкина :: Урок литературы в 11-м классе по теме "Судьба личности в тоталитарном обществе" (по роману Е.Замятина "Мы") :: Анализ стихотворения И.А. Бунина "Вечер" :: Конспект урока "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова". Презентация к уроку :: "Великий сказочник Датского королевства" :: Майлз (Miles), 2017 :: Компьютерная техника/Аксессуары/Аксессуары и запчасти для ноутбуков/Подставки и столы/Мебель/Столы/Письменные столы/Столы для дома / Компасс-мебель / Стол письменный С 114 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD