Урок технологии «Узор геометрического характера "Сияние"» : Технология

Узор "сияние" состоит из треугольных выемок-клиньев, которые сходятся в одной точке. Резьба узора выполняется способом вырезания треугольников с углублением центра.

Узор "сияние" это один из самых распространенных узоров геометрической резьбы. Он очень хорошо сочетается с различным орнаментом и с различными геометрическими фигурами, в которых можно его разместить. "Сияние" обычно ограничиваются такими геометрическими фигурами, как прямоугольники, квадраты, окружности.

Разметка узора «сияние» для учащихся создает определенные трудности. Особенно это проявляется при делении геометрических фигур на равные части. Поэтому на разметку узора «сияние» следует уделить больше внимания. В приложениях к плану урока приводятся примеры разметки узора в различных геометрических фигурах.

Вырезание остроугольных вытянутых треугольников похоже на вырезание треугольников с углублением центра, но есть некоторые отличия.

Для учащихся данный вид работы является довольно сложным, поэтому учитель должен проявить себя мудрым наставником. Учителю необходимо на уроке найти подход каждому ученику, чтобы привлечь его внимание к выполнению данной работы. Находить слова поддержки, если у ребят не получается, и похвалы, если получается выполнение упражнения. Прилежание и усидчивость – залог успешного освоения техникой резьбы.

Особое внимание следует обратить на оценивание работы учащихся. Не следует сразу ставить низкие оценки. Навык качественной резьбы получается путем тренировки, поэтому правильная организация выполнения домашнего задания даст положительный результат. Здесь рассматривается пример организации домашнего задания учащихся при выполнении оценочной работы.

Резьба по дереву является одним из травмоопасных видов деятельности учащихся на уроках технологии, поэтому следует требовать от учащихся неукоснительного выполнения правил безопасной работы.

Учащиеся, которые получают устойчивые навыки резьбы по дереву, в дальнейшем с удовольствием применяют их при выполнении своих проектных работ.

Буду очень рад, если данный материал будет полезным для тех, кто организует работу с детьми. Из своего опыта знаю, что материал подобного характера окажет неоценимую помощь начинающему педагогу.

Цели урока:

Оборудование:

1) верстак;
2) экспонаты выставки изделий с резьбой по дереву, содержащих узор «сияние»;
3) набор инструментов резчика;
4) комплект ножей-косяков (по числу рабочих мест);
5) набор державок;
6) точильные бруски и правочные доски;
7) образец резной пластины с выполненными узорами «сияние» в разных геометрических фигурах (Приложение 2 и Приложение 3);
8) 2 комплекта заготовок из липы размерами 150х80х20 мм (по числу рабочих мест);
9) чертежный инструмент, рабочие тетради;
10) бумажные копии поверхностей резной пластины на каждое рабочее место (Приложение 5).

ХОД УРОКА

1. Орг.момент (готовность учащихся к уроку, распределение дежурства).

2. Цели и задачи урока:

– закрепление навыка владения ножом-косяком;
– закрепить навыки резьбы элементов геометрической резьбы;
– научиться составлять узор «сияние» и размещать в разных геометрических фигурах;
– уметь выполнять деление окружности на равные части;
– знать технику безопасной работы при выполнении геометрической резьбы и неукоснительно ее выполнять.

3. Повторение изученного материала

1. Проверка домашнего задания и выставление оценок за домашнее задание.
2. Техника подготовки инструмента к резьбе.
3. Техника работы ножом-косяком.
4. Основные этапы вырезания треугольников с углублением центра.

4. Объяснение нового материала

1. Учитель демонстрирует изделия с геометрической резьбой, содержащие узор «сияние».
2. Учитель демонстрирует резную пластину с выполненными узорами «сияние» в различных геометрических фигурах (Приложение 2. Приложение 3), бумажную копию с разметкой этих геометрических узоров (Приложение 4. Приложение 5), проводит беседу о создании этих орнаментов.
3. Учитель объясняет порядок создания узора «сияние», учащиеся выполняют их в своих рабочих тетрадях (Приложение 1).
4. Учитель объясняет и демонстрирует порядок деления окружности на равные части (деление окружности на 2, 3, 4, 5 и их кратным; учащиеся выполняют все это в рабочих тетрадях, так как знание этого материала необходимо при составлении узора «сияние» в круге).
5. Техника резьбы ножом-косяком (учитель повторяет и демонстрирует технику владения ножом-косяком и обращает внимание учащихся на возможные ошибки, которые могут привести к травме, напоминает о технике безопасной работы).
6. Техника вырезания треугольников с углублением центра, имеющих стороны различной длины (учитель демонстрирует порядок вырезания подобных треугольников, так как они являются основой узора «сияние»).

5. Практическая работа.

Нанесение разметки узора «сияние» на поверхность древесины

1. Учитель раздает бумажные копии разметки узора сияние (Приложение 4. Приложение 5) и по две заготовки. На одной заготовке будет выполнена практическая работа на уроке по выполнению резьбы узора «сияние», на другой заготовке будет выполнена домашняя оценочная работа.
2. Учитель объясняет порядок разметки рабочего поля и каждого узора.
3. Подготовить чертежные инструменты (каждый ученик должен иметь карандаш, линейку, циркуль; карандаши должны быть правильно наточены).
4. Выполнить на поверхности заготовки разметку рабочего поля и узоров. Основные размеры разметки: поля – 5мм, сияние в треугольнике – сторона катета 35мм, сияние в ромбе – диагонали по 70мм, сияние в квадрате – сторона – 50мм, сияние в круге – радиус окружности 20мм.
5. Учащиеся выполняют разметку лицевой и оборотной стороны заготовки, учитель контролирует их работу и оказывает помощь тем учащимся, которым она необходима.

6. Инструктаж по технике безопасности при резьбе по дереву (учитель напоминает основные моменты инструкции по технике безопасности при резьбе по дереву и отмечает в журнале регистраций инструктажа).

7. Практическая работа:

Вырезание узора «сияние»

1. Учитель демонстрирует технику вырезания остроугольных равнобедренных треугольников с углублением центра, указывает на возможные ошибки, которые могут привести к травме.
2. Взять нож-косяк и подготовить его к работе (провести правку и шлифовку).
3. Подготовить заготовку с разметкой узора к резьбе (закрепить на верстаке с помощью державки).
4. Произвести резьбу размеченных узоров.
Учитель контролирует работу учащихся, следит за выполнением техники безопасной работы и оказывает помощь тем учащимся, которым она необходима.

8. Подведение итогов занятия

Учитель анализирует основные моменты урока и подводит итоги.

– Техника безопасности при резьбе по дереву;
– Соблюдение т/б при выполнении практической работы (если есть примеры нарушения т/б, то надо на это указать; неправильное расположение инструмента на столе, размахивание инструментом, вставание с места и хождение по классу, отвлекание других учащихся от работы, выкрики во время работы и т.п.).
– Учитель подводит итоги качества выполненной работы. Работы тех учащихся, у которых хорошо получается, учитель демонстрирует всему классу.
– Выставление оценок за выполнение практических работ (выставляются только положительные оценки, каждая оценка должна быть понятна ученику, за что она выставляется, если ученик не согласен с оценкой, то необходимо дать ему возможность исправить, пусть дома закрепит навыки).

9. Домашнее задание

– Закончить резьбу узора «сияние» на размеченной заготовке.
– Выполнить оценочную работу на второй заготовке (выполнить разметку и резьбу узора «сияние» на лицевой и оборотной стороне заготовки).

10. Дежурство в кабинете. Конец урока

Читать еще:


Новые материалы:

Общешкольное мероприятие "Экологический десант" :: Конспект урока экономики по теме: "Деньги. Денежное обращение. Формы и функции денег" :: Открытое занятие кружка "Юный менеджер". Деловая экономическая игра "Реклама авиакомпаний" :: Значение гидросферы в жизни обитателей Земли :: Программа элективного курса "Домашняя экология" (для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов) :: Преисподняя ( Brimstone ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Шкафы / Ангстрем / Шкаф Изотта 1 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD