Ярмарка народных игрушек : Технология

Ярмарка народных игрушек : Технология

Цель урока: закрепить знания учащихся по пройденному материалу в яркой праздничной форме, навыки кистевой росписи.

Задачи:

  • Систематизация и обобщение материалов предыдущих уроков по знакомству с народными художественными промыслами.
  • Развитие умения выполнять вариации орнаментальных композиций на основе народных росписей России.
  • Формирование уважения к творчеству народных мастеров и интереса к народным художественным промыслам России; осознанного видения связи прошлого и настоящего времени, а также эстетического вкуса и аккуратности в работе

Цель урока: закрепить знания учащихся по пройденному материалу в яркой праздничной форме, навыки кистевой росписи.

Задачи:

  • Систематизация и обобщение материалов предыдущих уроков по знакомству с народными художественными промыслами.
  • Развитие умения выполнять вариации орнаментальных композиций на основе народных росписей России.
  • Формирование уважения к творчеству народных мастеров и интереса к народным художественным промыслам России; осознанного видения связи прошлого и настоящего времени, а также эстетического вкуса и аккуратности в работе
  • Материалы и оборудование: компьютер, магнитофон, тонированная бумага, ватман, гуашь, кисти художественные, клей, ножницы, фломастеры, глиняные изделия, вылепленные учащимися для росписи на предыдущих занятиях.

Материалы к уроку:

  • Образцы глиняных игрушек (каргопольская, филимоновская, дымковская).
  • Таблицы с образцами росписи.
  • Компьютерная презентация (слайды).
  • Шаблоны игрушек
  • Краски
  • Карусель (обруч с лентами)

Музыкальный ряд:

  • Русская народная музыка.

Ход урока

Выходят скоморохи:

Скомарох 1:

На ярмарку! на ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут друзья!

Скомарох 2.:

Здравствуйте, гости-господа,
Мы пришли к вам из далека,
Чтобы на ярмарку позвать
И игрушки вам показать

Учитель: Ребята, куда же я попала, может вы, мне объясните?

Ученики: На ярмарку народных игрушек!

Учитель: А что такое ярмарка?

Ученики. Это праздник, народное гулянье, на котором артисты проводят аттракционы, концерты, представления; продавцы расхваливают свой товар; мастера различных ремесел демонстрируют свои умения и навыки.

Учитель: А что ещё делали на ярмарках?

Ученики: развлекались, детишки катались на больших каруселях. Всё было ярко и весело. Играла музыка, шумела, гудела ярмарка (звучит музыка).

Учитель. Понятно, понятно – значит урок наш, сегодня будет проходить на ярмарке?

Для ярмарки у нас всё готово, даже карусель с лошадками есть.

Скоморохи:

1 скоморох:

Игрушки ваши то большие,
Ой беда, беда, господа,
И почему-то не расписные!

2 скоморох:

Пока вы ехали сюда,
Так спешили, что краски смыли.
Что же не бывать нашей ярмарке?
Что же не будет гуляний?

Учитель:

Да нет конечно же, наши ребята сейчас превратятся в мастеров игрушечников, продемонстрируют свои знания и умения и всё исправят.

Скоморохи: Ну ладно, вы пока работайте, а мы пойдём на другие чудеса посмотрим.

Учитель:

Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь, - это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не ради забавы – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

Рассмотрите игрушки разных промыслов и постарайся найти то, что отличает их друг от друга.

Обрати внимание, что все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны, а расписаны традиционным орнаментом. Древние знаки орнамента, которым покрыты игрушки, можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в других произведениях народного искусства.

Мы рассмотрим сегодня три изученных нами центра производства и росписи глиняных игрушек.

1-й ученик:

Дымковская игрушка - Эту игрушку называют “дымковской” по месту происхождения. С берега реки Вятки, на котором стоит г. Киров видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом часто стояли туманы. Слобода была будто в дымке. Так и назвали ёе – Дымково.

Отсюда и название игрушки. Её и сейчас ласково называют “дымкой”. В начале были игрушки – свистульки.

Собирались люди на гуляние, весну встречать, зиму провожать. Засвистят, запоют на улице.

Так весну закликали:
Уж ты пташечка,
Ты зеленая,
Ты слетай за сине море
Ты возьми ключи весенние
Замкни зиму –
Отомкни лето.

2-й ученик:

Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи. Потом белили мелом, разведенном на молоке. А расписывали красками, растертыми на яичном желтке, таким узором: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Краски яркие – яркие: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

Давайте на него посмотрим (демонстрация слайда).

Что же этот узор означает?

  • Кружочки-солнышки – символ жизни. Точки, крестики – начало жизни – человека.
  • Квадратики с точками - засеянное поле. Квадратики - жилище Линии – покой, воду.

Много выдумки и фантазии у народных умельцев. Например, дымковский индюк, не индюк, а жар – птица.

Филимоновская игрушка

Учитель: А теперь посмотрите вот на эту красоту! Как она называется?

3 ученик: По местному преданию основателем деревни (еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон. Отсюда и Филимоново. Значит, название игрушки, какое? (Филимоновская)

Учитель: Чем эти игрушки отличаются от дымковских?

3 ученик: Конечно, росписью, она очень смелая. А еще чем? Верно, у них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи. Коровы похожи на жирафов, медведи похожи на змей-Горынычей. Все дело в глине. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. При лепке глина подсыхает, и игрушки быстро покрываются трещинками. Приходится постоянно заглаживать трещинки влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище. После обжига игрушка становится бело-розовой. Тут и начинается роспись. Да не кистью, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристает.

Учитель: Каким узором украшены филимоновские игрушки?

4 ученик: В основном это полоски. Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки - это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Учитель: Обратите внимание, все игрушки-свистульки. А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц.

Ученик: Расписывают такие игрушки анилиновыми красками, растертыми на яичном желтке. Используются три главных цвета: красный, желтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зеленый.

Учитель: Теперь немного расскажем о каргапольской игрушке.

5 ученик: Каргопольская игрушка. Её родина- русский север. Каргопольский район Архангельской области.

Игрушки кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. Большеголовые, с короткими руками и ногами, чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в лопату. Конь – Полкан был один из самых любимых образов известной игрушечницы Ульяны Бабкиной.

Учитель: Заметьте, как красивы и необычны по цвету каргопольские игрушки.

5 ученик: Они расписанные в ярких или приглушённых тонах, отличаются от других игрушек простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие огненно-красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен хлебных колосьев и веточек растений.

Учитель: Ребята, а давайте посмотрим, что объединяет все игрушки?

Правильно! Все они сделаны из глины.

Учитель: А в чем различия?

Узоры, форма.

А не засучить ли нам рукава мастера- игрушечники и приступить к росписи своих игрушек, сохраняя традиции промысла?

Давайте сейчас наденем повязки на голову, как настоящие мастера, и приступим к росписи.

6. Задания группам для самостоятельной работы.

Расписать игрушку по мотивам одного из промыслов

После самостоятельной работы расставляются готовые работы на карусель.

Под музыку выходят скоморохи:

- Вы ребята удалые,
- Вы ребята озорные,
- Расписали нам коней!

2 скоморох:

- А кони то все разные,
- Все ладные да складные!

1 скоморох:

Вы ребята молодцы!
Славно поработали!
Повеселимся от души!

2 скоморох:

- Ох, и закружим мы сейчас карусель! (Кружит карусель с лошадками)

- Карусели (игра со зрителями)

А теперь, как на настоящей ярмарке покатаемся на карусели.

Учитель держит обруч с лентами, ДЕТИ БЕРУТСЯ ЗА ЛЕНТЫ, учитель НАЧИНАЕТ ВРАЩАТЬ ОБРУЧ И ГОВОРИТЬ СЛОВА:

Еле-еле, еле-еле закружились карусели, а потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, карусель остановите,
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.

Учитель:

Наша русская игрушка,
Не стареет сотни лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет!

- Солнце закатилось, наша ярмарка закрылась!

Подведение итога урока.

Благодарю всех за внимание!

Читать еще:


Новые материалы:

Применение модульно-рейтинговой системы в школьном курсе математики :: Приоритетный национальный проект "Образование" (из опыта участия в конкурсе) :: Использование современных образовательных технологий на уроках математики на примере урока в 4-м классе :: Урок алгебры в 8-м классе "Графический способ решения уравнений" :: Экологические проблемы водных ресурсов Якутии :: Первый человек ( Early Man ), 2018 :: Комоды / MOON TRADE / Комод Люнетта-3 Модель 397 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD