Ярмарка народных игрушек : Технология

Ярмарка народных игрушек : Технология

Цель урока: закрепить знания учащихся по пройденному материалу в яркой праздничной форме, навыки кистевой росписи.

Задачи:

  • Систематизация и обобщение материалов предыдущих уроков по знакомству с народными художественными промыслами.
  • Развитие умения выполнять вариации орнаментальных композиций на основе народных росписей России.
  • Формирование уважения к творчеству народных мастеров и интереса к народным художественным промыслам России; осознанного видения связи прошлого и настоящего времени, а также эстетического вкуса и аккуратности в работе

Цель урока: закрепить знания учащихся по пройденному материалу в яркой праздничной форме, навыки кистевой росписи.

Задачи:

  • Систематизация и обобщение материалов предыдущих уроков по знакомству с народными художественными промыслами.
  • Развитие умения выполнять вариации орнаментальных композиций на основе народных росписей России.
  • Формирование уважения к творчеству народных мастеров и интереса к народным художественным промыслам России; осознанного видения связи прошлого и настоящего времени, а также эстетического вкуса и аккуратности в работе
  • Материалы и оборудование: компьютер, магнитофон, тонированная бумага, ватман, гуашь, кисти художественные, клей, ножницы, фломастеры, глиняные изделия, вылепленные учащимися для росписи на предыдущих занятиях.

Материалы к уроку:

  • Образцы глиняных игрушек (каргопольская, филимоновская, дымковская).
  • Таблицы с образцами росписи.
  • Компьютерная презентация (слайды).
  • Шаблоны игрушек
  • Краски
  • Карусель (обруч с лентами)

Музыкальный ряд:

  • Русская народная музыка.

Ход урока

Выходят скоморохи:

Скомарох 1:

На ярмарку! на ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут друзья!

Скомарох 2.:

Здравствуйте, гости-господа,
Мы пришли к вам из далека,
Чтобы на ярмарку позвать
И игрушки вам показать

Учитель: Ребята, куда же я попала, может вы, мне объясните?

Ученики: На ярмарку народных игрушек!

Учитель: А что такое ярмарка?

Ученики. Это праздник, народное гулянье, на котором артисты проводят аттракционы, концерты, представления; продавцы расхваливают свой товар; мастера различных ремесел демонстрируют свои умения и навыки.

Учитель: А что ещё делали на ярмарках?

Ученики: развлекались, детишки катались на больших каруселях. Всё было ярко и весело. Играла музыка, шумела, гудела ярмарка (звучит музыка).

Учитель. Понятно, понятно – значит урок наш, сегодня будет проходить на ярмарке?

Для ярмарки у нас всё готово, даже карусель с лошадками есть.

Скоморохи:

1 скоморох:

Игрушки ваши то большие,
Ой беда, беда, господа,
И почему-то не расписные!

2 скоморох:

Пока вы ехали сюда,
Так спешили, что краски смыли.
Что же не бывать нашей ярмарке?
Что же не будет гуляний?

Учитель:

Да нет конечно же, наши ребята сейчас превратятся в мастеров игрушечников, продемонстрируют свои знания и умения и всё исправят.

Скоморохи: Ну ладно, вы пока работайте, а мы пойдём на другие чудеса посмотрим.

Учитель:

Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь, - это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не ради забавы – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

Рассмотрите игрушки разных промыслов и постарайся найти то, что отличает их друг от друга.

Обрати внимание, что все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны, а расписаны традиционным орнаментом. Древние знаки орнамента, которым покрыты игрушки, можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в других произведениях народного искусства.

Мы рассмотрим сегодня три изученных нами центра производства и росписи глиняных игрушек.

1-й ученик:

Дымковская игрушка - Эту игрушку называют “дымковской” по месту происхождения. С берега реки Вятки, на котором стоит г. Киров видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом часто стояли туманы. Слобода была будто в дымке. Так и назвали ёе – Дымково.

Отсюда и название игрушки. Её и сейчас ласково называют “дымкой”. В начале были игрушки – свистульки.

Собирались люди на гуляние, весну встречать, зиму провожать. Засвистят, запоют на улице.

Так весну закликали:
Уж ты пташечка,
Ты зеленая,
Ты слетай за сине море
Ты возьми ключи весенние
Замкни зиму –
Отомкни лето.

2-й ученик:

Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи. Потом белили мелом, разведенном на молоке. А расписывали красками, растертыми на яичном желтке, таким узором: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Краски яркие – яркие: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

Давайте на него посмотрим (демонстрация слайда).

Что же этот узор означает?

  • Кружочки-солнышки – символ жизни. Точки, крестики – начало жизни – человека.
  • Квадратики с точками - засеянное поле. Квадратики - жилище Линии – покой, воду.

Много выдумки и фантазии у народных умельцев. Например, дымковский индюк, не индюк, а жар – птица.

Филимоновская игрушка

Учитель: А теперь посмотрите вот на эту красоту! Как она называется?

3 ученик: По местному преданию основателем деревни (еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон. Отсюда и Филимоново. Значит, название игрушки, какое? (Филимоновская)

Учитель: Чем эти игрушки отличаются от дымковских?

3 ученик: Конечно, росписью, она очень смелая. А еще чем? Верно, у них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи. Коровы похожи на жирафов, медведи похожи на змей-Горынычей. Все дело в глине. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. При лепке глина подсыхает, и игрушки быстро покрываются трещинками. Приходится постоянно заглаживать трещинки влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище. После обжига игрушка становится бело-розовой. Тут и начинается роспись. Да не кистью, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристает.

Учитель: Каким узором украшены филимоновские игрушки?

4 ученик: В основном это полоски. Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки - это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Учитель: Обратите внимание, все игрушки-свистульки. А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц.

Ученик: Расписывают такие игрушки анилиновыми красками, растертыми на яичном желтке. Используются три главных цвета: красный, желтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зеленый.

Учитель: Теперь немного расскажем о каргапольской игрушке.

5 ученик: Каргопольская игрушка. Её родина- русский север. Каргопольский район Архангельской области.

Игрушки кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. Большеголовые, с короткими руками и ногами, чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в лопату. Конь – Полкан был один из самых любимых образов известной игрушечницы Ульяны Бабкиной.

Учитель: Заметьте, как красивы и необычны по цвету каргопольские игрушки.

5 ученик: Они расписанные в ярких или приглушённых тонах, отличаются от других игрушек простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие огненно-красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен хлебных колосьев и веточек растений.

Учитель: Ребята, а давайте посмотрим, что объединяет все игрушки?

Правильно! Все они сделаны из глины.

Учитель: А в чем различия?

Узоры, форма.

А не засучить ли нам рукава мастера- игрушечники и приступить к росписи своих игрушек, сохраняя традиции промысла?

Давайте сейчас наденем повязки на голову, как настоящие мастера, и приступим к росписи.

6. Задания группам для самостоятельной работы.

Расписать игрушку по мотивам одного из промыслов

После самостоятельной работы расставляются готовые работы на карусель.

Под музыку выходят скоморохи:

- Вы ребята удалые,
- Вы ребята озорные,
- Расписали нам коней!

2 скоморох:

- А кони то все разные,
- Все ладные да складные!

1 скоморох:

Вы ребята молодцы!
Славно поработали!
Повеселимся от души!

2 скоморох:

- Ох, и закружим мы сейчас карусель! (Кружит карусель с лошадками)

- Карусели (игра со зрителями)

А теперь, как на настоящей ярмарке покатаемся на карусели.

Учитель держит обруч с лентами, ДЕТИ БЕРУТСЯ ЗА ЛЕНТЫ, учитель НАЧИНАЕТ ВРАЩАТЬ ОБРУЧ И ГОВОРИТЬ СЛОВА:

Еле-еле, еле-еле закружились карусели, а потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, карусель остановите,
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.

Учитель:

Наша русская игрушка,
Не стареет сотни лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет!

- Солнце закатилось, наша ярмарка закрылась!

Подведение итога урока.

Благодарю всех за внимание!

Читать еще:


Новые материалы:

Программа "Развитие творческих способностей". 1–4-е классы :: Интегрированный урок обучения грамоте и письму.Знакомство со звуками (г), (г`) и буквой Г, г :: Интегрированный урок "Космический круиз вокруг Земли" :: Оценочная деятельность учителя на первой ступени обучения :: Урок-праздник в 6-м классе "Масленица"по теме: "Блины, блинчики, оладьи" :: Развод по-французски ( Papa ou maman 2 ), 2016 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list27.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list27.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list27.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Два хвоста, 2018 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD