Декоративно-прикладное искусство русского народа и его отражение в современной одежде и быту : Технология

Тип урока: комбинированный урок 2 часа.

Цель урока:

  • Познакомить обучающихся с основными видами декоративно-прикладного искусства русского народа и заинтересовать их в овладении техникой исполнения различных видов вышивки, мережки, строчки, плетения  кружев, аппликации.
  • На практической части урока освоить технику выполнения мережки.

Оборудование: рисунки русского национального костюма, образцы старинных русских вышивок ( скатерти, домотканые вышитые рушники, вышитая мужская рубашка), вязанные салфетки, кружева, изделия в технике макрамэ, ришелье, салфетки со строчевой вышивкой, мережкой, журналы мод, ткань, нитки, ножницы, наперстки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие в историю русского народа, прикоснемся к прекрасному, к тому, что на протяжении веков украшало быт русского народа и до нашего времени вносит в нашу жизнь радость.

3. Сообщения учащихся

3.1. За много веков русский народ создал замечательные виды декоративного искусства. Жители нашей страны украшали свою одежду и предметы быта вышивкой, аппликацией, кружевом. Из поколения в поколение отрабатывались, улучшались узоры, цветовые решения и технические приемы одного из древнейших и любимейших видов декоративно-прикладного искусства вышивания.
В построении узоров чаще всего используют орнаментальные полосы различной ширины, где повторяются в определенной  последовательности одинаковые элементы узора. Иногда эти элементы не повторяются, а образуют свободную композицию, построенную по принципу симметрии или  равновесия ( например, в вышивке ковров, панно, наволочек на диванные подушки.)

3.2. Большое место в узорах русской вышивки занимает геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных.
Мотивы женской фигуры, всадника, цветущего куста или дерева, птицы, а также ромба с его разновидностями, квадратов, треугольников, звезд. Являются основными в узорах народной вышивки. Эти мотивы имели символическое значение. Так в форме ромба изображалось солнце, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала наступление весны.

3.3. Русская вышивка имеет свои национальные особенности и очень отличается от вышивок других народов. В ней преобладают счетные швы. В крестьянских семьях прошлых веков эти швы имели широкое применение для украшения одежды. Одежду шили из прямых кусков ткани, на которых легко было вышивать по прямой нитке. В одежде вышивали оплечья, разрез на груди, низ рукавов, юбки, а также соединительные швы.

3.4. Основными тканями, использовавшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а середины  ХIХ века – фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, цветной кашемир.
Узоры  тканные и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями. Гамма цветов яркокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый.

3.5. Вязание крючком, также как и вышивание пользовалось большой любовью у рукодельниц. Его история уводит нас в далекое прошлое. Вязание было исключительно мужским ремеслом, а крючок выглядел как ровная палочка. В России вязание крючком получило распространение с  конца ХVIII века ,и заниматься им стали женщины, собирающиеся на посиделки. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества. Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, получило большое развитие и стало одним из любимейших занятий рукодельниц.

4. Демонстрация выставленных работ – образцов декоративно-прикладного искусства нашего района с комментариями учителя:

Наверняка каждый из вас, порывшись в бабушкиных сундуках, сможет найти старые искусно вышитые и выстроченные скатерти, салфетки, дорожки и покрывала, и удивиться, что всю эту красоту можно сделать своими руками, было бы на это желание, запас терпения и усидчивости. Рукоделие – занятие не только увлекательное, но и таящее в себе большие творческие возможности.

5. Национальные традиции в современной одежде. Работа с журналами мод

Готовясь к сегодняшнему уроку, я просмотрела много современных журналов мод и практически в каждом из них я нашла модели с элементами декоративно-прикладного искусства. Посмотрите на это великолепие, такого вы на рынке не увидите. Такое можно изготовить только своими руками.
Каждому хочется сделать свой дом красивым, уютным, не похожим на другие. Такие мелочи украшают жилище.

6. Практическая часть урока: выполнение салфетки с элементами мережки.

6.1. Демонстрация образцов салфеток с элементами мережки.
6.2. Изложение хода практической работы.
6.3. Напоминание о правилах по технике безопасности.
6.4. Пожелания приятных минут творчества.
6.5. Контроль и практическая помощь учителя во время работы.
6.6. Заключительный контроль качества, оценка и самооценка выполненных работ.
6.7. Уборка рабочих мест.
6.8. Задание на дом: оформить работы в альбом.

Читать еще:


Новые материалы:

Модульные уроки в начальной школе :: Тема урока: "Заглавная букква А" :: Тесты по русскому языку, якутскому языку и математике для первоклассников :: Обучение грамоте. Урок письма "Звуки [м], [м']. Письмо букв м, М. Названия городов пишутся с заглавных букв" :: УМК "Начальная школа XXI в." – пути развития младшего школьника :: Женись на мне, чувак ( Épouse-moi mon pote ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Корпусная мебель/Комоды и Тумбы/Тумбы / Кровати-машины / Тумбочка Морское путешествие TMП01 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD