Комбинированный урок по технологии художественной обработки материалов по теме «Темари – волшебный шар принцессы" : Технология

Комбинированный урок по технологии художественной обработки материалов по теме «Темари – волшебный шар принцессы" : Технология

Цели:

  • Образовательные: продолжать знакомить студентов с культурными традициями народов мира, закрепить знания и умения о разнообразных способах плетения и вышивки, научить комбинировать различные способы вышивки при изготовлении изделия: шара “темари”.
  • Развивающие: развивать чувство формы, цвета, пространственное мышление, творческий подход к работе.
  • Воспитательные: формировать интерес и бережное отношение культуре, декоративно-прикладному искусству других национальностей и, воспитывать интернационализм.

Ход урока

I.Вводно - организационная часть.

Сообщение темы урока. Настрой на урок. Проверка готовности к уроку

II. Основная часть.

1. Беседа, диалог со студентами о культуре и традициях Японии. Сообщение исторических сведений. Демонстрация слайдов, комментирование.

Искусство темaри - потрясающе красивый и удивительный вид рукоделия, который пришёл из глубины веков Китая и Японии. Темaри – это красочные вышитые шары, геометрический орнамент которых образован переплетением большого количества разноцветных ниток. Орнаменты темaри напоминают калейдоскоп, они настолько красивы и притягательны.

Темари - это японский символ совершенства. Темари - это драгоценный подарок, их блестящие шелковые и золотые нити символизируют пожелания блестящей и богатой. Согласно легенде, буддийские странствующие монахи, помимо философского учения, принесли в Японию шарики темари, путешествуя из Индии, через Китай и Корею. 

Прообразом современного шара “темари” можно назвать китайские шары для игры в футбол и игрушки, которыми пользовались уличные трюкачи и жонглеры. 

Считается, что шарики с шелковой вышивкой появились в Японии в 14-16 веках

Таким образом, история темари насчитывает несколько веков. В 8 веке в Японию из Китая пришла игра кемари (ножной мяч), в которую сначала играли только знатные люди. Мячи для игры были сделаны из кожи оленя и не отличались богатым декором. Позже игра стала более массовой. Известно, что в 13-16 в подобные шары использовались уличными жонглерами для представлений. 

Видимо, к этому времени относится начало развития искусства темари в том виде, как оно известно, сейчас. Игра кемари (ножной мяч) трансформировалась в темари (ручной мяч), и в эту игру стали играть девочки знатных фамилий. Поскольку мячики уже не пинали ногами, а обращались с ними аккуратно, стало возможным богато украшать их шелковой вышивкой. Темари стало искусством аристократии, и благородные дамы конкурировали в создании все более сложных и запутанных узоров. Дочери благородных самураев проводили дни и ночи напролёт, вышивая пёстрыми нитками декоративные узоры на шариках, совершенствуя свое мастерство и давая символическое значение каждому рисунку. Женщины-служанки в домах самураев также соревновались друг с другом в умении вышить лучший подарок для своей госпожи. 

Дословно “тэмари” можно перевести как “ручной клубок”. В 16 веке жёны самураев вышивали эти разноцветные шарики для своих дочерей, так у этих удивительных шариков появилось ещё одно значение - “мяч принцессы”.

Тэмари стали драгоценным подарком, их блестящие шелковые и золотые нити символизировали пожелания яркой и богатой жизни. Они были непременным атрибутом праздника девочек, во время которого маленькие принцессы играли в особые игры с шариками, подбрасывая их под напевы специальных ритмичных песенок. Когда дочери самураев выходили замуж, то, покидая родной замок, они брали с собой тэмари, как талисманы в память о родном доме. Эти увозимые в новую жизнь тэмари даже имеют специальные названия.

Если сначала искусство темари было привилегией только высших слоев общества, то постепенно оно становилось все более массовым. В 19 веке с развитием технологий шелковые нити стали более доступны широким слоям населения и начался расцвет искусства. В каждом из многочисленных регионов страны были разработаны свои характерные узоры, которые потом передавались из поколения в поколение. Девушки создавали сложные и утонченные узоры шариков, используя идеи образов природы - орнаменты хризантем, ирисов, камелий, воспроизводили натуральные природные краски и оттенки. 

Кроме того, ради дополнительного источника жизненной энергии в талисманы иногда добавляли мелкую древесную крошку. Хвойные деревья, особенно кедр и тис по восточным верованиям символизируют долголетие, уверенность и жизненную стойкость, защищая от негативного влияния извне. Священные лепестки сакуры, ароматные благовония, травы и смолы зачастую вшивались вместе с нитями ради привлечения счастья и богатства в свою жизнь.

Поскольку шелковые нити оставались все-таки дорогим удовольствием, то появились узоры, позволяющие использовать даже самые короткие обрывки нити. Для этих узоров используется не вышивка, а обмотка шарика нитью, которая может быть связана из отдельных кусочков.

В начале 20 века, с появлением резиновых мячей, интерес к темари пошел на убыль. Однако в середине 70-х годов, в связи со всплеском внимания к традиционным культурам, темари снова попали в поле зрения любителей рукоделия. Несколько хороших публикаций о темари на английском языке сделали это искусство известным далеко за пределами Японии, и оно стало стремительно набирать поклонников.

Сегодня в Японии по-прежнему тэмари также считается традиционным и дорогим подарком на Новый год, на день рождение и любое важное событие в жизни. Тэмари украшают не только интерьер дома, прежде всего, этот радужный шарик – талисман на счастье.

2.Вводный инструктаж по изготовлению шара-темари.

Таинство рождения темари - деликатный труд, подлинное искусство и полет фантазии автора. Художник, работая с эластичными нитями и иглами, в первую очередь создает концепцию орнамента, определяет символизм будущего шарика. Важно тщательно подобрать оттенки и качество нитей, выбрать эксклюзивный рисунок. 

Создание декоративного узора превращается в кропотливый процесс, где большое внимание уделяется самым мелким деталям. 
Согласно восточным учениям, эту усердную работу можно сравнить с процессом самосовершенствования и плодотворной деятельностью над созданием идеального результата. Благодаря безупречному мастерству художника, темари превращается в эксклюзивный и самобытный подарок с уникальным смысловым значением.

Конец формы

Темари привлекательно для начинающих рукодельниц тем, что для их изготовления не требуется специальных инструментов и дорогостоящих материалов. Для нарядных и ярких шариков понадобятся разноцветные нити для вышивания, а также то, что мы обычно выбрасываем: полиэтиленовые пакеты, рваные колготки, носки. Понадобятся школьные чертежные принадлежности: транспортир, линейка, ножницы, сантиметровая лента, иголки и булавки с разноцветными головками. Для украшения шаров иногда используется разноцветная тесьма, бусины разных размеров, а также пайетки.

Кроме того, для изготовления погремушки, внутрь темари вкладывается маленький колокольчик либо маленькая емкость, заполненная сухим рисом или горохом. Такой маленькой самодельной емкостью могут служить склеенные скотчем две крышечки от пластиковых бутылок. Внутрь такого сосуда можно поместите сухую крупу, но не много, чтобы она легко двигалась внутри, издавая характерный для погремушки звук.

1-й этап изготовления шара – темари.

Изготовление основы.

Любой будущий шедевр темари начинается с изготовления шара-основы. Для этого используется самый обычный полиэтиленовый пакет, который чем-то наполняется. Из него формируется мячик, который плотно обматывается нитями. В результате таких нехитрых манипуляций должен получиться шарик правильной формы. Шарики можно выполнять различных размеров. Классический размер темари - со средний апельсин. Если его форма не идеальна, то покатайте шар по твердой поверхности, мните в руках, стараясь, чтобы мяч приобрел форму правильной сферы. В качестве наполнителя можно использовать рваные колготки, чулки или носки. Можно заполнить шарик ватой, полиэстером, старыми тряпочками. Полиэтиленовый шар обматывается полностью нитью основы, используя ее прямо от катушки обычных ниток, подобно тому, как наматывается клубок для вязания. Полиэтиленовый пакет должен быть полностью покрыт нитями основы. Для этой цели уйдет приблизительно две катушки ниток.

2-й этап изготовления темари

Разметка шара.

Разметка шара - очень ответственный этап. Узоры темари имеют геометрическую основу. Чтобы выполнить узор, на шар-основу темари укладываются направляющие нити. Они делят шар на сектора, выделяя отдельные участки для вышивания. Обычно используется разметка на 3-16 секторов. Чем больше секторов - тем сложнее рисунок.

Центральную линию шара, а также его верхнюю и нижние точки находят с помощью бумажной ленты, которую готовят специально для каждого шара. С помощью ленты и булавок, по описанию, правильно разделим шар на сектора и пометите их. Затем укладываются направляющие нити. Обычно используется металлизированная нить, которая выделит сектора. Она обматывается вокруг шара и закрепляется на нем в тех местах, которые вы вычислили с помощью бумажной ленты. В результате у нас в руках будет аккуратный шар, вся поверхность которого будет покрыта нитями основы, а металлизированной ниткой будут выделены сектора для вышивки.

3-й этап изготовления

Украшение шара.

Для украшения используются различные способы отделки, как по отдельности, так и в их сочетании. Это плетение, обмотка и вышивка декоративными нитями различной толщины, качества и цвета.

Обмотка. Нитка просто обматывается несколько раз вокруг шара согласно инструкции вдоль одной из направляющих нитей, затем закрепляется стежком. Следите за натяжением нити и аккуратным ее укладыванием, чтобы нити хаотично не покрывали одна другую. Это нарядный способ украсить шар.

Вышивка. Для создания классических шаров темари используются в основном три вида вышивки. Первый вид вышивки - в местах пересечения направляющих нитей. Используется для создания квадратных и четырехугольных узоров. Второй вид вышивки выполняется вокруг одной направляющей нити и используется для выполнения узоров, имеющих круглую и овальную форму.

Третий способ “елочка” выполняется по всему шарику темари вокруг нескольких направляющих нитей.

Плетение. Способ покрытия поверхности темари нитями, при котором одни нити проходят под или над другими. Кроме того, темари можно вышить свободной вышивкой, то есть использовать все навыки в вышивании, применив различные стежки. На поверхности шара образуются участки, которые не заполнены декоративными нитями. Их можно оставить пустыми, либо заполнить простой вышивкой, либо украсить по Вашему усмотрению, например, пришить бусину.

Последовательно руководствуясь описаниями в технологической карте, слайдами, вы сможете в совершенстве освоить все шаги техники темари, начиная от подготовки шарика-основы до его изысканной вышивки и украшения, а также дополнить шарик бахромой, кисточками и декоративными узлами.

III. Самостоятельная работа.

Студенты изготавливают пробный образец шара - темари, с соблюдением всех технологических требований и условий. При выполнении работы ориентируются на технологические карты, слайды, чертеж на доске.

Преподаватель контролируют процесс, по ходу исправляют ошибки, помогают теоретически и практически.

IV. Заключительная часть.

Беседа - диалог со студентами о современности изготовления шаров – темари, их практической значимости в оформление и дизайне дома, квартиры.

В поисках новых идей всегда полезно обратиться к традициям. Недаром же говорят, что новое - это хорошо забытое старое. Яркие темари отлично будут смотреться на лесной красавице, украшая ее своими разноцветными узорами. Их также можно использовать для украшения интерьера, одежды, портьер; изготовить погремушки, елочные украшения, игрушки для детей, серьги, колье, брелоки для ключей и мобильных телефонов, подвески, ароматические шары, а также совмещать шарики с другими видами творчества: украсить ими букеты, кашпо для цветов и многое другое...

Как и любое творческое занятие, темари требует времени, творческой фантазии и усидчивости. Но, отдавая это, вы друзья, получите радость от вдохновения, увлекательное занятие, а также замечательный цветной шарик (мячик).

Приложение 1

Приложение 2

Читать еще:


Новые материалы:

Урок математики, посвящённый юбилею Кедровки, по теме "Действия с положительными и отрицательными числами" :: Разработка урока по теме "Применение производной к исследованию функции и построению графика" :: Урок-путешествие на тему "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел" :: Основное свойство дроби. Сокращение дробей :: Элективный курс "Как развивать навыки делового общения" :: Последний портрет ( Final Portrait ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Столы и стулья / Ангстрем / Стол журнальный CLEO Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD