Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда представителей профессий типа «человек-природа» : Технология

Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда представителей профессий типа «человек-природа» : Технология

Целевая аудитория: обучающиеся 10-х классов

Продолжительность занятия: 40 мин.

Тип урока: формирование новых знаний

Форма урока: лекция с элементами эвристической беседы

Оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Цели:

  • познакомить с основными особенностями и характером труда профессий типа “Человек-природа”;
  • рассмотреть, какие деловые качества необходимы для работы по профессиям типа “Человек-природа”;
  • раскрыть, какие профессии относятся к типу “Человек-природа”, их значимость и важность
  • развивать умения и навыки в выборе классификаций;
  • воспитывать (развивать) любовь к природе посредством материала, представленного на уроке.

Ход урока

I. Знакомство с темой и целями урока.

II. Обращение к эпиграфу:

Для иных природа — это дрова, уголь,
руда, или дача, или просто пейзаж.
Для меня природа — это среда, из которой,
как цветы, выросли все наши человеческие таланты.
Пришвин М.М.

III. Повторение изученного материала

- Давайте вспомним:

  1. Какие типы профессий мы уже изучили?
  2. Какие основные качества относятся к типу “Человек-Человек”?
  3. Назовите профессии людей, представленные на слайдах. К какому типу профессий они относятся? (слайд 4). Приложение 1.

(врач, бухгалтер, крановщик, брокер, садовод, слесарь).

- Какой тип профессий из названных для вас новый, мы еще не изучали?

(профессия садовод, тип “Человек-природа).

IV. Знакомство с темой урока

- Мы с вами продолжаем изучать типы профессий. Сегодня мы будем знакомиться с профессиями типа “Человек-природа”.

- В чем социальная значимость, важность и актуальность профессий этого типа?

-Можно рассмотреть на примере профессии “садовод” или “садовник”.

- Вспомним известную притчу:

В саду работал старый садовник. Он сажал молодые яблоньки. К нему подошел прохожий и спросил:

- Старик, зачем ты сажаешь эти яблони? Ведь ты не увидишь, когда они вырастут и не попробуешь яблок с их ветвей.

- Ну и что. Зато попробуют мои внуки, - ответил садовник.

- Как вы понимаете эту притчу? (Для садовника было важно, чтобы плодами его трудов пользовался не только он сам, но и потомки. Так и в жизни, результатами труда людей данной профессии часто пользуется большое количество людей на протяжении длительного времени).

- Почему человек должен бережно относиться к природе?

(Ребята отвечают кратко, по одному-двум предложениям).

Сообщение подготовленного учащегося:

Экскурс в историю: Взаимоотношения человека с природой имеют давнюю историю — с тех пор, как природа породила человека. Отношения эти имели разные виды и формы: собирательство, освоение, покорение, подчинение, сотрудничество и т. д. Долгое время попытки преобразовывать природу и властвовать над ней не отражались ощутимо на жизни человечества в целом и поэтому не оценивались с точки зрения их целесообразности и опасности для планеты. Предупреждения философов, экологов, писателей-фантастов не воспринимались как реальная угроза нашей жизни и жизни наших детей. Но экологические катастрофы XX века показали, что ни одно вмешательство в дела природные не проходит бесследно и настоящий конец света — гибель Земли — может наступить именно по нашей вине, или если мы не помешаем гибельным процессам.

Выбирая профессию, связанную с преобразованием природы, ее использованием, человек берет на себя ответственность за развитие и будущее того, что нас окружает, за жизнь этого и следующих поколений.

V. Работа по теме урока “Особенности профессии типа “Человек-Природа”.

1) Беседа по вопросам:

- Какие профессии относятся к типу “Человек-Природа”?

(Ребята называют профессии данного типа вперемешку, не разграничивая по отраслям).

Учитель корректирует профессии по отраслям с помощью слайда.

Слайд 5: К профессиям типа “Человек – Природа” относятся профессии, связанные с:

1. изучением живой и неживой природы (биолог, микробиолог, агрохимик, геолог, геодезист, метеоролог, океанолог);

2. уходом за растениями и животными (лесник или егерь), овощевод, садовод, флорист, инженер паркового хозяйства, мелиоратор, зоотехник);

3. профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар, селекционер, микробиолог).

- Какие черты и деловые качества необходимы работникам специальностей этого типа? (общие, специфические) (слайд 6,7)

(Ребята называют черты: любовь к природе, животным, трудолюбие, ответственность, требовательность к себе, наблюдательность и др.)

Деловые качества: способность работать в специфических условиях (в теплице, в лаборатории, в поле и т.д.), способность работать с определенным материалом (растениями, микроорганизмами, химическими веществами, ядохимикатами и др.).

Учитель делает вывод.

Слайд:

Профессии этого типа выдвигают требования к таким чертам работника, как:

  • наблюдательность;
  • способность ориентироваться в условиях непредвиденности и отсрочки результатов;
  • способность изменять цель в зависимости от условий;
  • выдержка и терпение в условиях недостаточного комфорта.

Профессии, связанные с исследованием и освоением природы, воздействием на ее процессы, предъявляют различные требования к психофизиологическим и личностным особенностям человека. Как и для любой профессии, определяющими успешность деятельности качествами являются интерес и трудолюбие, ответственность и настойчивость в достижении цели. Но в этих профессиях чаще, чем в других, требуются такие качества, как предвидение и прогнозирование отдаленных результатов, готовность работать в неблагоприятных погодных условиях, в одиночестве или в команде из нескольких человек. Поэтому профессии этой направленности хорошо подходят людям малообщительным и не всегда — тем, у кого потребность в новых впечатлениях, людях, событиях выражена очень сильно.

Слайд 9: Профессии типа “Человек-природа” связаны с сельским хозяйством, биологией, географией и пищевой промышленностью.

- Сегодня более подробно мы остановимся на 1-ой группе профессий “Человек-природа”, связанных с биологией.

Беседа по вопросам:

  1. Какие профессии связаны с биологией? (Агроном, селекционер, садовод, флорист, лесник (егерь), гидромелиоратор, плодоовощевод, биолог, инженер паркового хозяйства и др.)
  2. Какое значение биология имеет в жизни человека, чья профессиональная деятельность не связана с биологией?
  3. Почему важно изучать биологию в школе на базовом уровне всем?
  4. Нужно ли, чтобы каждый человек был биологически и экологически грамотным? Почему?
  5. Какую роль и в каких отраслях в будущем будет играть биология?

- Теперь более подробно рассмотрим специальности, связанные с биологией.

Специалист по охране леса или егерь. Чтобы работать лесником, высшее образование получать не обязательно. Практически в любом городе есть специальные службы, которые работают с вредителями леса. Это может быть, например, станция защиты зеленых насаждений.

Эколог. Изучает природные и созданные человеком биологические системы, разрабатывает мероприятия по охране окружающей среды, занимается исследованием влияния окружающей среды на все живые объекты, изучает влияние промышленных отходов на флору и фауну.

- А теперь несколько человек, которые получили опережающее задание к нашему уроку, выступят с материалом об известных людях нашей страны, внесших большой вклад в области биологии, селекции. Приложение 2. Ребята расскажут об их наиболее ценных достижениях. Слад 10. (Мичурин, Тимирязев, Сеченов).

- Как вы думаете, каков характер труда представителей профессии типа “Человек-природа”?

Слайд 11, 12:

Классификация профессий по характеру труда объединяет три класса профессий:
  • исполнительские (связаны c выполнением поставленных задач, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем);
  • творческие (связаны с анализом, исследованием, испытанием, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений);
  • руководящие (связаны с планированием и организацией, управлением и координацией деятельности, контролем и принятием управленческих решений).
Исполнительские Творческие Руководящие
Животновод

Пчеловод

Агроном

Селекционер

Биолог Ветеринарный врач Геолог Метеоролог Океанолог Фармацевт Физик Физиолог Химик Эколог

Инженер паркового хозяйства

Метеоролог

Ученый, осуществляющий контроль в области селекции, выведении новых сортов

VI. Подведение итогов урока:

- На какие основные типы можно подразделить специальности, связанные с профессией типа “Человек-природа”?

- Перечислите профессии, связанные с биологией.

Творческий диктант. Задание: я зачитываю вам вид деятельности человека, вы ставите цифру и рядом пишете профессию, соответствующую данному виду деятельности. Например, посадка саженцев – садовник, лесник.

1. Обработка почвы (агроном).

2. Создание проекта клумбы (инженер паркового хозяйства).

3. Наблюдение за погодными условиями (метеоролог).

4. Выведение новых сортов, более устойчивых к окружающей природ (селекционер).

5. Составление оригинального букета из цветов (флорист).

VII. Обобщающее слово учителя (вывод):

Я и мир вокруг – эта проблема волнует человека. Это и естественно, ведь в мире все взаимосвязано и взаимообусловлено. Человеку природа нужна. И не потому только, что лес очищает воздух, накапливает влагу и солнечную энергию, защищает поля и реки, а без воды и воздуха жизнь вообще немыслима. Красота рощи, луга, вечернего заката, красота обыкновенного камешка, обкатанного морской волной, былинки, растущей на крутом горном склоне, делает людей более человечными, благородными, чуткими.

Будут ли радовать глаз цветы, петь птахи, зеленеть деревья, зависит от тебя, от меня, ото всех. У вас еще есть время на раздумья до окончания школы, кем быть. Поэтому в конце нашего занятия хочу познакомить с двумя основными высшими профессиональными учреждениями, где можно получить профессию типа “Человек-Природа” (Слайд 13):

ФГБОУ ВПО “Волгоградский государственный аграрный университет”;

Волгоградский государственный технический университет.

VIII. Оценивание ответов учащихся.

IX. Домашнее задание: найти материал о представителях профессий типа “Человек-природа”, связанных с животными.

Составить профессиограмму на одну из специальностей.

Благодарность за сотрудничество и работу на уроке.

Список литературы.

  1. Энциклопедия Известные ученые: [Электронный ресурс] // Мичурин Иван Владимирович. URL: http://www.famous-scientists.ru/great/59/
  2. Энциклопедия – Фонд знаний “Ломоносов”: [Электронный ресурс] // Тимирязев Климент Аркадьевич. URL: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:011549:article
  3. Информационно-справочная система выбора профессии: [Электронный ресурс] // Тип профессий по предмету труда “Человек-Природа” URL: http://www.shkolniky.ru/nature
  4. Человек — природа - Бизнес-психолог.рф: [Электронный ресурс] // Типы профессий по Е.А. Климову. Тип профессии “Человек — природа” URL: http://brainmod.ru/tests/manual/klimovs-types/people-nature/
  5. Специальности и профессии: [Электронный ресурс] // Список профессий и специальностей выделяется основным сферами деятельности. URL: http://kak-bog.ru/specialnosti-i-professii
  6. О профессиях и профессионалах: [Электронный ресурс] // Профессии, связанные с природой. URL: http://proprof.ru/stati/career/vybor-professii/o-professiyah/professii-svyazannye-s-prirodoy
Читать еще:


Новые материалы:

Интегрированный урок (математика + физкультура) по теме "Умножение десятичных дробей". 5-й класс :: Решение задач на части. МастерШеф. 5-й класс :: Урок по теме "Треугольник". 7-й класс :: Основные особенности строительных чертежей :: Анимационные эффекты на слайдах :: Козни. Последний сюжет Пазолини ( La macchinazione ), 2016 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list23.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list23.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list23.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов (), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD