Программа дополнительного образования «Резное дерево» (для учащихся 4–11-х классов) : Технология

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дополнительного образования “Резное дерево” разработана в соответствии с требованиями ФГОС и предназначена для учащихся 4-11 классов. Основное направление программы – русская народная и современная резьба по дереву.

Резьба по дереву является ремеслом с богатой историей и культурной традицией. В курсе технологии изучению резьбы по дереву отведено незначительное количество часов, за которое можно научить учеников выполнять лишь отдельные элементы и простые изделия. Изготовление более сложных предметов требует значительных затрат времени и дополнительной работы над техникой резьбы по дереву у обучающихся.

Резьба по дереву развивает творческий потенциал ребенка, мелкую моторику рук, мышечную силу. Дерево – наиболее дешевый, легкодоступный и экологически чистый материал, который хорошо поддается обработке и отделке. Резные изделия пользуются спросом на современном рынке, являются хорошим подарком.

Цели программы:

  • воспитание бережного отношения к культурным ценностям и наследию русского народа;
  • воспитание чувства патриотизма у обучающихся через изучение исторических аспектов развития русского художественного ремесла;
  • формирование навыка работы с деревом в традиционных техниках.

Задачи программы:

  • создание условий для творческого развития личности ребенка;
  • обучение работе с деревом в традиционных техниках резьбы по дереву;
  • обучение копированию и самостоятельному выполнению резных изделий русской народной традиции;
  • получение обучающимися знаний о культурном наследии и ценностях русского народа и Тверской области;
  • создание условий для самовыражения и самоактуализации обучающихся;
  • развитие творческого подхода к своей работе у обучающихся.

Программа дополнительного образования “Резное дерево” рассчитана на 3 года обучения (по 4 часа в неделю). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Основное время уделяется практической работе, разработке и воплощению индивидуальных творческих проектов обучающихся. Программа предназначена для учащихся 4-11 классов.

Отличительной особенностью и новизной программы “Резное дерево” является изготовление изделий русской народной культуры, характерных для Твери и Тверской области, воссоздание изделий по оригинальной, в том числе этнографической и археологической литературе.

В содержание программы вошли разделы, посвященные как русской народной резьбе по дереву, так и современным направлениям резьбы, выбору материала и правильной организации рабочего места резчика по дереву (см. Приложение 1 и Приложение 2). Учащиеся знакомятся с творчеством резчиков Тверского региона и России, посещают тематические выставки и музеи.

К концу каждого учебного года учащиеся представляют результаты своих работ на школьной интерактивной выставке, что является своеобразным итогом обучения в объединении дополнительного образования и оценки развития навыков обучающихся. Данные работы могут выставляться также на городских и областных выставках, участвовать во всероссийских конкурсах.

Реализация программы дополнительного образования “Резное дерево” обеспечивает достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

Личностные результаты:

  • проявление познавательной деятельности и активности в области резьбы по дереву;
  • самооценка творческих и физических способностей;
  • знакомство с культурным наследием и ценностями русского народа и Тверского края;
  • развитие трудолюбия и аккуратности в трудовой и творческой деятельности;
  • самовыражение через творческую деятельность;
  • бережное отношение к природным ресурсам нашей Родины.

Предметные результаты:

  • владение навыками заточки и заправки инструмента;
  • проектирование орнаментов и эскизов изделий;
  • планирование технологического процесса;
  • выполнение стандартных технологических операций в деревообработке;
  • проектирование и изготовление заготовок для резьбы из древесины;
  • соблюдение правил и техники безопасности;
  • освоение традиционных техник резьбы по дереву;
  • развитие моторики и координации движения рук при работе с инструментом и материалом;
  • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
  • стремление к экономичности и бережливости при использовании природных материалов;
  • освоение методов отделки древесины;
  • осознание ответственности за качество результатов труда;
  • подбор инструментов и материала с учетом характера изготавливаемого изделия и технологических особенностей исполнения;
  • организация рабочего места с учетом правил техники безопасности;
  • публичная защита проекта, изделия.

Метапредметные результаты:

  • планирование трудовой и творческой деятельности;
  • выбор для решения познавательно-трудовых и творческих задач различных источников информации, выделение основного материала и его использование в своей деятельности;
  • поиск вариантов и выбор оптимальных решений поставленных творческих и технологических задач;
  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического решения;
  • поиск новых решений возникшей технологической проблемы;
  • контроль промежуточных и конечного результата деятельности для выявления допущенных ошибок и поиска способов их устранения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Организационное собрание

Беседа с учащимися о целях и задачах занятий в объединении дополнительного образования. Беседа с учащимися о правилах поведения, внешнем виде воспитанников.

Выбор инструмента, его заточка и заправка.

Теоретическая часть:

Обзор современного рынка инструмента для резьбы по дереву. Фирменный и мастеровой инструмент. Виды заточки инструмента для резьбы по дереву. Правила заточки и заправки инструмента.

Практическая часть:

Заточка и заправка ножей-косяков, богородского ножа, ножей для объемной резьбы и различных стамесок.

Организация рабочего места резчика по дереву. Техника безопасности при резьбе по дереву.

Теоретическая часть:

Правила организации рабочего места резчика. Выбор рабочего стола, правила освещения рабочей области и заготовки. Приспособления для облегчения работы и повышения безопасности резьбы по дереву. Техника безопасности при работе ножом-косяком, богородским ножом, ножами для объемной резьбы, ручными и силовыми стамесками. Правила оказания первой помощи при порезах и травмах, состав аптечки резчика по дереву.

Практическая часть:

Организация своего рабочего места в учебном кабинете. Безопасная постановка рук с различным инструментом.

Выбор материала для работы. Свойства древесины.

Теоретическая часть:

Основные свойства древесины. Классификация и особенности обработки древесины в зависимости от степени твердости. Области применения различных пород в резьбе по дереву. Заготовка древесины. Виды сушки древесины. Пороки древесных пород. Варианты использования материала с пороками.

Практическая часть:

Заготовка и подготовка древесины к просушке. Определение пороков древесины. Определение твердости различных древесных пород.

Простейшие приемы деревообработки.

Теоретическая часть:

Техника безопасности при работе со столярным инструментом. Основные операции: пиление, строгание, склеивание, соединение в шип. Разметка материала и заготовок. Сборка простейших квадратных и прямоугольных заготовок для резьбы. Виды и способы отделки древесины.

Практическая часть:

Выполнение основных операций: пиление, строгание, склеивание, соединение в шип. Разметка материала и заготовок. Сборка простейших квадратных и прямоугольных заготовок для резьбы. Отделка древесины.

Контурная резьба по дереву.

Теоретическая часть:

Техника выполнения контурной резьбы. Орнаменты и построение композиций контурной резьбы.

Практическая часть:

Изготовление изделий с орнаментами контурной резьбы.

Геометрическая резьба по дереву.

Теоретическая часть:

Основы построения, символика и значение геометрических орнаментов. Выполнение базовых элементов геометрического орнамента.

Практическая часть:

Построение орнаментов. Разметка заготовки и выполнение базовых элементов геометрической резьбы.

Организация школьной выставки.

Теоретическая часть:

Правила оформления творческого проекта. Пояснительная записка к творческому проекту. Оформление экспозиционных карточек экспонатов для школьной выставки работ.

Практическая часть:

Проведение школьной выставки работ. Рассказ учащихся о процессе изготовления экспонатов.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Геометрическая резьба по дереву.

Теоретическая часть:

Геометрическая композиция. Восстановление эскиза по виду готового изделия.

Практическая часть:

Изготовление предметов с геометрической резьбой (кухонная лопатка, разделочная доска, прялка и др.).

Абрамцево-кудринская резьба

Теоретическая часть:

История появления и развития абрамцево-кудринской резьбы. Основы построения орнамента и композиции. Особенности техники выполнения абрамцево-кудринской резьбы.

Практическая часть:

Составление композиций и изготовление изделий в технике абрамцево-кудринской резьбы.

Организация школьной выставки.

Практическая часть:

Проведение школьной выставки работ. Рассказ учащихся о процессе изготовления экспонатов.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Прорезная резьба по дереву

Теоретическая часть:

Прорезная резьба в русской народной культуре. Наличники и элементы декора деревянных домов, их символика и значение. Типология орнаментов. Техника выполнения прорезной резьбы.

Практическая часть:

Изготовление наличников и элементов декора деревянного дома.

Основы объемной резьбы

Теоретическая часть:

Объемная резьба в русской народной культуре. Деревянная посуда. Особенности работы с древесиной при изготовлении объемных изделий. Инструмент для объемной резьбы.

Практическая часть:

Изготовление деревянной посуды (ложка, вилка, питьевой ковш “Тверской конюх” и др.), русской народной игрушки и других изделий.

Организация школьной выставки.

Практическая часть:

Проведение школьной выставки работ. Рассказ учащихся о процессе изготовления экспонатов.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу первого года обучения учащиеся должны уметь

  • производить заточку и заправку инструмента;
  • определять степень пригодности инструмента для работы;
  • осуществлять выбор заготовки для работы;
  • различать между собой различные породы древесины;
  • владеть простейшими приемами деревообработки;
  • самостоятельно осуществлять сборку и разметку заготовок;
  • изображать композиции контурной резьбы, подбирать рисунки и переносить их на заготовки;
  • владеть техникой контурной резьбы;
  • строить геометрические композиции;
  • владеть техникой геометрической резьбы;
  • оформлять текстовую часть работ по правилам оформления творческого проекта.

К концу второго года обучения учащиеся должны уметь

  • строить геометрические композиции;
  • восстанавливать эскиз по виду готового изделия с геометрической резьбой;
  • изготавливать изделия с геометрической резьбы;
  • изображать композиции абрамцево-кудринской резьбы и переносить их на заготовки;
  • владеть техникой абрамцево-кудринской резьбы;
  • изготавливать изделия с абрамцево-кудринской резьбой.

К концу третьего года обучения учащиеся должны уметь

  • проектировать и переносить на заготовки орнаменты прорезной резьбы;
  • владеть техникой прорезной резьбы;
  • изготавливать элементы наличников и декора деревянного дома;
  • владеть основами объемной резьбы;
  • изготавливать деревянную посуду (ложка, миска, питьевые ковши и пр.), русскую народную игрушку и другие изделия.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Отличное освоение программы. Обучающийся без труда проектирует дизайн собственных изделий, создает эскизы, правильно выбирает оптимальный инструмент и материал для выполнения каждой работы, без проблем осваивает традиционные техники резьбы по дереву, производит заточку и заправку инструмента, качественно производит отделку готовых изделий. Рабочее место организовано в соответствии с требованиями техники безопасности.

Хорошее освоение программы. Обучающийся без труда проектирует дизайн собственных изделий, создает эскизы, испытывает небольшие трудности при подборе оптимального инструмента и материала для выполнения каждой работы, имеются недостатки в освоении традиционных техник резьбы по дереву, заточке и заправке инструмента, качественно производит отделку готовых изделий. Рабочее место организовано в соответствии с требованиями техники безопасности.

Удовлетворительное освоение программы. Обучающийся испытывает затруднения при проектировании дизайна собственных изделий, создании эскизов, испытывает трудности при подборе оптимального инструмента и материала для выполнения каждой работы, имеются значительные недостатки в освоении традиционных техник резьбы по дереву, заточке и заправке инструмента, отделке готовых изделий. Рабочее место организовано в соответствии с требованиями техники безопасности.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Занятия могут проводиться в различных формах: самостоятельная творческая работа учащихся; индивидуальная практическая работа учащихся; лекция; посещение тематических выставок и музеев; организация школьных выставок работ учащихся.

Для организации занятий необходим светлый, чистый учебный кабинет, специализированный инструмент для резьбы по дереву, столярный инструмент, столярные верстаки с упорами, настольные лампы на кронштейнах, древесина различных пород, аппаратура для просмотра учебных видеофильмов и слайдов. В случае отсутствия верстаков допустимо обучение с использованием столов без лакового покрытия. Использование столов с лаковым покрытием недопустимо.

К учащимся предъявляются требования по определенной форме одежды – деловая одежда, в период практических занятий – спецодежда (фартук либо халат).

Приложение 1

Приложение 2

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

  1. Афанасьев А.Ф. Резчику по дереву / А.Ф Афанасьев. – 2-е изд. испр. – М.: Моск. рабочий, 1990. – 256 с.
  2. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба / А.Ф Афанасьев. – М.: Белый город, 2007. – 680 с.
  3. Бобринский А.А. Народные русские деревянные изделия: предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода / А.А. Бобринский – М.: В. Шевчук, 2011 – 264 с.
  4. Ильяев М. Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей, посуду, статуэтки / М. Ильяев – М.: Издательство Центрполиграф, 2013. – 345 с.
  5. Калмыкова Л.Э. Народное искусство Тверской земли / Л.Э. Калмыкова – Тверь. Изд-во “РИФ ЛТД”, 1995. – 384 с.
  6. Колчин Б.А. Древняя Русь. Быт и культура / Б.А. Колчин – М. Изд-во “Наука”, 1997. – 380 с.
  7. Колчин Б.А. Новгородские древности. Резное дерево / Б.А. Колчин – М. Изд-во “Наука”, 1971. – 121 с.
  8. Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву / Н.Н. Соболев – М. Изд-во “Academia”, 1984. – 480 с.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Бабурова Г.А. Резчикам по дереву. Альбом орнаментов. Вып. 6 / Г.А. Бабурова – М.: Издательство “Народное творчество”, 2003. – 40 с.
  2. Бобринский А.А. Народные русские деревянные изделия: предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода / А.А. Бобринский – М.: В. Шевчук, 2011 – 264 с.
  3. Ильяев М. Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей, посуду, статуэтки / М. Ильяев – М.: Издательство Центрполиграф, 2013. – 345 с.
  4. Логачева Л.А., Нилова И.В. Резчикам по дереву. Альбом орнаментов. Вып. 1 / Л.А. Логачева, И.В. Нилова – М.: Издательство “Народное творчество”, 2002. – 40 с.
  5. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба. Альбом орнаментов. Вып. 2 / А.В. Манжулин, М.В. Сафронов – М.: Издательство “Народное творчество”, 2003. – 40 с.
  6. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба. Альбом орнаментов. Вып. 3 / А.В. Манжулин, М.В. Сафронов – М.: Издательство “Народное творчество”, 2004. – 40 с.
  7. Нилова И.В. Резчикам по дереву. Альбом орнаментов. Вып. 4 / И.В. Нилова – М.: Издательство “Народное творчество”, 2002. – 40 с.
  8. Нилова И.В. Резчикам по дереву. Альбом орнаментов. Вып. 7 / И.В. Нилова – М.: Издательство “Народное творчество”, 2003. – 40 с.
Читать еще:


Новые материалы:

История развития вычислительной техники. Поколения ЭВМ (компьютеров) :: Методические рекомендации по проведению паркового урока по теме "Системы и объекты". 7-й класс :: Урок информатики по теме "Циклы в Паскале" :: Внеклассное занятие по информатике на тему "Пиксельная графика (pixel art)". 5-й класс :: Конспект коррекционного занятия в подготовительной группе с детьми со зрительной депривацией. Тема: "Школа светофорных наук" :: Дикарь ( Gauguin - Voyage de Tahiti ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столики со стульчиками / Фея / Набор для детской Фея Досуг 101 Алфавит и цифры ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD