Мастер-класс «Русская матрешка» (для педагогов дополнительного образования) : Технология

Адресность: для педагогов дополнительного образования учреждений дополнительного образования, учителей начальных классов ОО.

Мастер-класс “Русская матрешка” в области декоративно-прикладного творчества проводится педагогом дополнительного образования студии “Палитра” МБУ ДО ДДТ г. Собинки совместно с учащимися.

Оформление кабинета - приложение № 1

Сценарный план

1. Приветствие педагога: сообщение темы и задач мастер-класса.

2. Всё о Русской матрешке.

  • выступление учащихся;
  • танец с матрешками;
  • презентация учащихся “Традиционная матрешка”;
  • презентация учащихся “Процесс изготовления матрешки”;
  • стихотворение “Русская матрешка”.

3. Практическая работа “Русская матрешка” (роспись матрешки по дереву на плоской заготовке в технике городецкой росписи).

  • этапы работы.

4. Рефлексия.

1. Приветствие педагога дополнительного образования. Рисунок 1.1:

- Здравствуйте дорогие коллеги, гости! Мы рады приветствовать вас на нашем мастер-классе “Русская матрешка”.

Мастер-класс – это презентация опыта, наиболее удачных приёмов, методов обучения видам художественной росписи, демонстрация успехов учащихся, которые занимаются в студии “Палитра” по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе “Художественная роспись”.

Задачи мастер-класса:

  • Знакомство с историей матрёшечного дела, художественными особенностями промысла
  • Овладение необходимыми умениями и навыками кистевого письма росписи матрёшки
  • Воспитание художественного вкуса и оценочных критериев
  • Формирование интереса к народному искусству и развитие эмоциональной сферы участников мастер - класса: радости, творчества, вдохновения.

2. Об истории происхождения “русской матрешки”

Слово педагога:

“Матрешка” - это образец русского прикладного искусства, она лаконична по форме, яркая и красочная. Сегодня всем известна эта народная игрушка – сувенир с чудесным сюрпризом.

Песня “Матрёшки” исполняется учащимися (рисунок 2.1)

Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрешками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет ещё одна
Кукла в серединке
Эту куколку открой,
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую-
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри,
Прячется в ней пятая,
Куколка пузатая.
В ней живет - шестая,
А в шестой - седьмая,
А в седьмой - восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд
Сёстры куколки стоят.
Сколько вас? - у них мы спросим
И ответят куклы: - восемь.

Сообщения учащихся:

1. Матрешка - настоящая русская красавица. Румяная, в народном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзина с ягодами или грибами. Но главное, эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал - мала - меньше. Про матрёшек придумали потешку:

Шли матрешки по дорожке,
Было их немножко:
Две матрёшки, три матрёшки
И ещё матрёшка.

2. По сравнению с другими игрушками, деревянная, расписная куколка молода, её чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам, найденным археологами, более трех тысяч лет!

В конце XIX века в Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звёздочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал её, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке.

3. По преданию, кто-то, увидев куколку, смеясь воскликнул: “До чего похожа на нашу Матрёну! ”; с тех пори зовут эту игрушку матрешкой.

4. Русскую разъёмную деревянную куклу назвали матрёшкой. В дореволюционное время имя Матрёна, считалось распространенным русским именем, в основе которого лежит латинское слово “тавер”, что означает мать. Это имя ассоциировалось с матерью большого семейства, обладающей здоровьем и детородной фигуркой.

5. В последствии оно сделалось нарицательным и стало означать “Токарное разъёмное, красочно- расписное деревянное изделие”. Но и по сей день матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

Танец с матрёшками. (исполняют учащиеся объединения) Рисунок 2.3.

2. Презентации учащихся. Рисунок 2.4.

Презентация “Традиционная матрешка”

Матрёшка - Россия, Russia. Матрёшка наиболее известный и любимый всеми русский сувенир, явление мирового масштаба. Существует поверье, что если в нутрии матрёшки положить записку с желанием, то оно исполниться, причём чем больше труда вложено в матрёшку, тем быстрее желание исполниться.

Это своего рода игра, и матрёшка здесь выступает в роли очень обаятельного и милого домашнего символа, настоящего произведения искусства. Матрёшка - это тепло и уют в доме. И не случайно русский писатель Михаил Пришвин написал следующее: “Я думал, что каждого из нас жизнь, как наружная оболочка сладкого пасхального яйца; кажется, так велико это яйцо, а это всего лишь оболочка. Раскрасишь, а там синее поменьше, а дальше зелёное и под самый конец выскочит жёлтое яичко, но это уже не раскрывается, и это самое, самое наше”

Вот и выходит, что не так проста русская матрешка – это составная часть нашей жизни.

Презентация “Процесс изготовления матрешки”

Принцип изготовления матрёшки не изменяется и до нашего времени, сохраняя все приёмы токарного искусства русских умельцев.

Матрёшек изготавливают из берёз, лип, осин или ольхи. Деревья спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда деревья в соку. Спиленные деревья очищают, оставляя кое-где кольца коры, иначе при сушке дерево потрескается.

Подготовленные таким образом бревна укладываются штабелями, чтобы между ними остался зазор для воздуха. Заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе не менее двух лет. Брёвна, готовые к обработке распиливают на заготовки для будущей матрёшки.

До 15 операций проходит заготовка в руках токаря, прежде чем стать готовой матрёшкой. Чтобы выточить куклу, токарю необходимо мастерство, умение пользоваться инструментами. Готовую куклу грунтуют клеем, сушат. Матрёшка готова к росписи.

В 1900 году русская матрёшка экспонировалась на всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание.

Сейчас существует несколько центров по изготовлению и росписи матрёшек: подмосковный Сергиев-Посад, нижегородские центры в Семёнове, в Полохов-Майдане и Прутеде. Известны так же вятские, тверские, марийские, мордовские матрешки.

Искусство росписи матрёшек шагнуло за пределы России, центры по её росписи появились на Украине и в Белоруссии

Стремительное развитие получила авторская матрешка. Много мастерских появилось в Москве и её окрестностях. Где большой рынок сбыта этих изделий. Наибольший интерес стала представлять авторская матрёшка, выполненная художником-любителем. Фантазии современных художников нет границ. Традиционные Сергиево -Посадские матрёшки, держащие в руках какое-либо предмет воспроизводят сцены в лаковой миниатюрной живописи из Палеха и Федоскина. Мастера из Семёнова используют в росписи матрёшек приёмы хохломской росписи. Для росписи матрёшек художники выбирают пейзажи и сюжеты, связанные с Россией.

Стихотворение “Русская матрёшка”.

Словно репка она круглобока,
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородиной глаз.

3. Практическая работа “Русская матрешка”

Педагог:

Сегодня мы распишем матрёшку в технике городецкой росписи

Перед вами имеются все необходимые предметы для росписи: загрунтованная форма матрешки (плоская) с переведённым рисунком лица, платка, сарафана, фартука с орнаментом городецкой росписи. Правила охраны труда.

Лицо матрёшки уже затонировано. Рисунок 3.1.

1 этап. Линейное построение матрёшки Рисунок 3.2.

2 этап. Плоскостное решение начнем с тонирования листьев - возьмем цвет “травяная зелень” и раскрасим листья кистью номер 2. Рисунок 3.3.

3 этап. Подчеркнем контуром листья с одной стороны темно-зелёной краской и сделаем три прожилки. Рисунок 3.4.

4 этап Тонируем розочки тремя цветами: розовый, оранжевый и алый. Рисунок 3.5.

5 этап. Подчёркиваем розочки красным цветом плотно, без просветов. Рисунок 3.6.

6 этап. Тонируем сарафан. Выбираем любой цвет и закрашиваем его. Если не затонирован платочек красим и его, потом мы на нем нарисуем белый горох. Рисунок 3.7.

7 этап Листья и цветы подчёркиваем белым, на листьях ставим белые точки. Рисунок 3.8.

4. Рефлексия.

Педагог: Сегодня мы познакомились с историей матрёшечного дела, с законами композиции цвета, с росписью матрёшки. А самое главное мы расписали собственную индивидуальную матрёшку-сувенир в технике городецкой росписи. Надеюсь, что вы получили эстетическое удовольствие от проделанной работы.

Выставка творческих работ участников мастер-класса. Номинации выставки:

  • Самая забавная матрешка (веселая, да румяная...)
  • Самая нарядная матрешка (яркая и красочная, добрая...)
  • Самая современная матрешка (матрешка-модница).
  • Самая юная матрешка.
  • Самая авторская русская матрешка (на свой лад, точная передача форм, пропорций и элементов одежды).

Ваши вопросы и пожелания.

Спасибо всем!

Список использованной литературы

  1. Алексахин Н. “Матрешка”. Методика преподавания росписи матрешки, Москва, “Народное образование”, 1998.
  2. Бусаева –Давыдова И. “Игрушка Крутца, Москва, издательство “Детская литература”, 1991.
  3. Субочева Е. “Деревянная игрушка”, г. Москва., ООО ИПФ “Околица”, серия “Народные промыслы”, 1998.

Читать еще:


Новые материалы:

Примеры решения триногометрических уравнений :: Элективный курс по математике "Практическая математика" :: Урок по теме "Теорема Виета" :: Час весёлой математики :: Сценарий урока по теме "Теорема Пифагора" :: Зверопой ( Sing ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Шкафы / МСТ / Шкаф угловой МСТ ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD