Внеклассное мероприятие «Ах, капустка, объеденье!» : Технология

Цель: подвести итоги летнего сезона, выявить лучшего овощевода, познакомить с рецептами приготовления капусты

Оформление зала: в стиле деревенской избы

Оборудование: столы, инструменты для рубки капусты, сноп, пироги.

Заранее разучить песни, частушки и хороводы.

Ведущая:

Во все времена на Руси было принято осенью заготавливать капусту впрок, чтобы хватило до лета. Капусту, сочную, белокочанную приносили в дома прямо с грядок. Затем рубили и складывали в бочки, мяли, добавляли приправу и, выждав положенный срок, ставили на стол — полакомиться этим чудным даром матери-земли. Картошка да квашеная капуста — первое блюдо, что у сельчан, что у горожан. Неслучайно так торжественно и весело совершался в разных краях России народный праздник “Капустки”.

Юноша:

После дружной совместной работы, рубки кочанов, сопровождавшейся веселыми шутками да прибаутками, красные девицы выходили на улицу и заводили хороводы и пляски. Нередко села расцветали от их нарядов, оглашаясь звуками песен и народных инструментов: гармошек, балалаек, дудок, трещоток... К певицам присоединялись парни, молодки, а также пожилые люди, и труд увенчивался всеобщим праздником.

Девушка:

Тот, кому оказывалась помощь, выставлял на стол пироги. После угощения молодежь снова выходила на улицы. К ним присоединялись и засидевшиеся за трапезой пожилые. Пели, плясали и стар и млад. Звенели гусли, гудели дудки, тренькали балалайки, взвизгивали гармошки, а по улице “трехшагом” (переменным шагом) двигался хоровод, закручиваясь в круг. В него входила самая бойкая девица, которая не забывала за пляской высматривать себе паренька. Выбранный ею парень тоже выходил в середину круга и старался не уступить ей в пляске. Хоровод все это время шел кругом, и звучала песня.

Проводится хоровод “Улочный (уличный)” (приложение)

Все: (приложение)

1.

В хороводе были мы (2р.)
Были мы, были мы, (2р.)

2.

Сокола мы видели (2р.)
Видели, видели, (2р.)

3.

Сокола-молодчика,
Соколицу-девицу,
Девицу, девицу, (2р.)

4.

Стань, девица, подбодрись.
Двою, трою повернись.
Повернись, повернись, (2р.)

5.

Двою, трою поклонись, (2р.)
Поклонись, поклонись. (2р.)

6.

Раз пятнадцать поцелуй, (2р.)
Поцелуй, поцелуй, (2р.)

Вызывая парня к себе, девица запевала:

Девушка: (приложение)

7.

Выйди, сударь, в городок, (2р.)
В городок, в городок, (2р.)

8.

Стань-ка, сударь, подопрись, (2р.)
Подопрись, подопрись, (2р.)

9.

Всем девицам поклонись, (2р.)
Поклонись, поклонись. (2р.)

Ведущая:

Паренек мог выбрать другую девицу, и хоровод начинался снова.

Нередко командовала всем этим весельем “хороводница” или “кума”, пожилая женщина, учившая молодежь и песням, и вождению хоровода. Она заводила песню, например, “Я пойду, пойду во зелен сад гулять” и, став в середину круга, мимикой и жестами изображала ее содержание. На словах “Красным девицам есть волюшка гулять” она выводила в круг какую-нибудь девушку, и та сменяла ее. Хоровод продолжался.

Проводится хоровод “Семеновский” (приложение)

Все:

1.

Я пойду, пойду во зелен сад гулять,
Поищу я молодого соловья.
Ой, лели, лели. люли.
Поищу я молодого соловья.

2.

Соловей ты, мой батюшка,
Ты скажи, скажи мне, млад соловей.
Ой, лели, лели, люли,
Ты скажи, скажи мне, млад соловей.

3.

Ты скажи, скажи мне, млад соловей:
Кому воля, кому нет воли гулять?
Ой, лели, лели, люли.
Кому воля, кому нет воли гулять?

4.

Молодушкам нету волюшки,
Красным девушкам есть волюшка гулять.
Ой. лели, лели, люли,
Красным девушкам есть волюшка гулять.

Ведущая:

От песни-пляски молодежь переходила к играм “на злобу дня”. Играли в “Капусту”. Все складывали свои ленты, пояса, платки в кучу посреди хороводного круга и запевали песню.

Проводится хоровод “Капустинский” (приложение)

Все:

Я на камушке сижу, мелки колышки тешу,
Мелки колышки тешу, огород свой горожу.
Огород свой горожу, горожу и сторожу,
Чтоб сюда не забегали и капусту не украли
Волк и лисица, бобер и куница,
Заинька усатый, медведь толстопятый.

Ведущая:

Хоровод пел, похаживая по кругу, а выбранный заранее “хозяин капусты” садился рядом ее стеречь. Затем хоровод рассыпался, и каждый старался ухватить “коснуться капусты”. “Хозяин” не дремал, и тот, кого он успел коснуться рукой, садился с ним рядом и тоже сторожил огород.

Веселье продолжалось долго, и вперемежку с “капустинскими” и “семеновскими” (сентябрьскими улочными) хороводами звучали “покровские” (октябрьские), которые по традиции пелись уже в домах, куда перебиралась в наступившие холода молодежь.

Выбрав “заводилу”, все девицы вставали в круг и запевали песню “Как взберуся я, девка, на маковку”. Каждая из девиц, идя по кругу, держала в правой руке, чуть согнув ее, косынку (платок) за краешек. Левой же рукой она поддерживала за локоток соседку, идущую с левой стороны.

Хороводница похаживала посередке круга и на словах песни “Эй, куна-лиса, вылезай — кось вон!” указывала на одну из девиц: та выходила из хоровода и вставала в сторонке. При повторении песни со слов “Он не взял те дары” хороводница каждый раз после слов “Эй, куна-лиса, вылезай — кось вон!” указывала на новую девицу, и таким образом постепенно круг преобразовывался в вереницу, в которой каждая новая девица вставала в затылок предыдущей. Самая же последняя играла роль жениха. Все остальные, “невесты”, подходили к “жениху” по очереди прикрыв лицо косынкой (платком). “Жених” срывал косынку, комично всматривался девице в лицо, осматривал ее и начинал в шутку браковать “невесту”, называя ее то курносой, то длинной или толстой и т.п., пересыпая свою характеристику прибаутками, частушками, нередко придуманными на ходу. То-то было смеху, веселья! Но и этим еще оно не заканчивалось. Отобрав все платки, “жених” смешивал их и бросал на траву (на пол). Все “невесты” бросались за своими платками, отталкивая, оттесняя друг дружку — получалась куча -мала.

Водят хоровод “Покровский” (приложение)

Как взберуся я, девка, на маковку,
Ой ли, ой лели, на маковку.
Уроню шелковину серебряну.
Ой ли, ой лели, серебряну.

Уж как ехал Семен, чуженин молодой,
Ой ли, ой ли, чуженин молодой.
Подобрал шелковину серебряну,
Ой ли, ой лели, серебряну.

Мы подарили ему, мы сулили ему,
Ой ли, ой лели, сулили ему.
Да три коня борзых, три плетки ремянных,
Ой ли, ой ли, три плетки ремянных.

Да три рушных ковра — шелкова мохра,
Ой ли, ой лели, шелкова мохра.
Он не взял те дары, просил девицу,
Ой ли, ой ли, просил девицу:

Эй, куна-лиса, вылезай — кось вон.
Ой ли, ой ли, вылезай — кось вон!

Ведущая:

Вконец развеселившись, молодежь могла затеять особенно забавный и смешной хоровод, певшийся преимущественно на посиделках в избушках среди других “покров-ских” (октябрьских) хороводов. Он назывался “Вдова”, пели его пожилые вдовы и старушки. Они шли по кругу и изображали содержание песни, в которой пелось о молодках, о любви. Посреди хороводного круга на табуретку взбиралась “кума”, самая разбитная молодка, которая представляла с разными смешными телодвижениями и гримасами сиены из бабьей жизни. Иногда к старушкам в хоровод вталкивали подгулявшего старичка: он еще больше смешил и веселил народ, выделывая разные коленца: “дробушки”, “веревочки”, “ковырялочки” с приседаниями. На словах “Одна девка краше всех”, “кума” выводила в круг какую-нибудь старушку.

Юноша:

Смеялись и веселились до упаду все, принимая безобидные шутки за радостную потеху.

Однако вернемся к нашей идее устроить в школе такой веселый праздник осени, праздник труда и отдыха, на котором можно будет попеть традиционные народные песни и поводить хороводы и ещё добавить свои знакомые песни, игры и частушки.

Девушка:

Следуя народным традициям, после рубки капусты, которую надо будет сложить в приготовленную тару, накроем столы скатертями, которые можно принести с собой из дому, и поставим на них пироги, напитки из ягод и яблок и компоты. Приготовить все могут сами ребята, которым это будет, конечно, не в тягость, а в радость.

Юноша:

Можно пригласить гостей, которые, заслышав по пути в класс странный шум, будут гадать: “Что же там происходит?” А это мерное постукивание, словно десятки дятлов, сидя на суку, долбят дерево, окажется всего лишь полезной, нужной работой — рубкой капусты.

И уж, конечно, надо повеличать хлеб, который всему голова. Можно повесить в классе красочные плакаты с пословицами в честь хлеба и урожая, украсить класс яркими осенними листьями, спеть величание учителям или директору, поднести почетным гостям на рушнике пирог или каравай.

Много чего можно придумать, если захотеть, и использовать наш рассказ и песенный материал.

В добрый же путь, ребята и учителя!

Читать еще:


Новые материалы:

Методика проведения урока «Наблюдения и телескоп» :: Урок-игра "Экспедиция в затеренный мир динозавров" :: Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения" :: Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях :: Урок изобразительного искусства по теме "Древнегреческая вазопись". 6-й класс :: Призраки Исмаэля ( Les fantômes d'Ismaël ), 2017 :: Кровати без ПМ / MOON TRADE / Кровать двуспальная Биг Бен Модель 586 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD