Классный час "Русский дом – дом мира" : Классное руководство

Цели и задачи:

  • Познавательные: ознакомление учащихся с народными традициями русской, еврейской, татарской, украинской, армянской, узбекской, белорусской культуры (в классе 7 национальностей), с историческими корнями традиционной русской семьи и устройством быта русской деревни, с народными промыслами;
  • Воспитательные: формирование установок толерантного сознания у учащихся, укрепление коллективистских дружеских привязанностей, принятия и уважительного отношения к разным национальностям;
  • Развивающие: формирование, конструктивных, навыков общения, формирования досуговой культуры, повышение самооценки и уверенности в себе, развитие позитивной этнической идентичности.

Методы:

  • ролевая игра,
  • анкетирование,
  • сообщение,
  • игра-общение,
  • сотворчество уч-ся, родителей и учителей,
  • познавательная, музыкальная игра,
  • викторина.

Оборудование:

  • кабинет школы № 1315 – музей русской культуры “Русская изба”,
  • костюмы для участников: русские, украинские, узбекские, татарские, еврейские
  • оформление стола: скатерть, полотенца, приборы в русском стиле
  • национальные блюда
  • музыкальные записи
  • принадлежности для письма
  • “цветок дружбы” и лепестки
  • хлеб-соль, рушник
  • ложки, подносы, чашки
  • салфетки, скатерть
  • гитара, баян, балалайка

 Участники:

  • Хозяйка дома – классный руководитель 7 “А” Мирсалимова Е.Н. в русском костюме (Е.Н. русская, а фамилия у неё татарская)
  • Хозяин дома – родитель (в русском костюме)
  • Дети хозяев: взрослые дети, дети меньшие (в русских костюмах)
  • Бабушка – учитель технологии
  • Гости:
    • Украинские гости – мама и Аня
    • Татарские гости – мама и Рената.
    • Узбекские гости – дедушка, мама, сестра Леры.
    • Еврейские гости – школьный психолог, школьный логопед, Диана
    • Белорусские гости – учитель физической культуры
    • Армянские гости – папа и Руслан

Ход урока

1 часть

Хозяева готовятся к встрече гостей (Все действия проходят в русском музее школы № 1315).

Звучит песня “Москва Златоглавая”.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Всей семьёй нашей приглашаем вас на посиделки русские. В старину на посиделки приглашали и пожилых и молодых.

Хозяин: Проходите, гости дорогие, усаживайтесь! На посиделках русских говорили, пели песни, водили хороводы.

 

Хозяйка: На посиделки приходили себя показать и других посмотреть.

Хозяин: Добрым чаем угощали с медом (правда, без конфет).

Как и нынче все общались, без общенья жизни нет.

Хозяйка: Я очень рада видеть вас в своей русской избе. Я хозяйка этого дома, а это наш хозяин.

Хозяин: А вот, познакомьтесь это – наш взрослый сын Сергей с женой Татьяной и дочерью Ниночкой, они еще не построили дом, поэтому живут с нами.

Хозяйка: И меньшие дети: Варя, Митя, Максим, Алина (показывает) и три дочери: Юля, Анна, Виктория с нашей бабушкой на печке пекут пироги к нашим посиделкам.

Варя:

Нам начинать досталась роль,
Не путайте с нагрузками,
Мы принесли вам хлеб и соль
На посиделки русские.

Алина:

Жива традиция – жива –
От поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.

Таня:

И потому принять изволь,
Тот кто пришел на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль.

(Звучит песня “Москва златоглавая”. Девочки низко кланяются на 4 стороны, вручают Хлеб-соль, все отщипывают.)

Хозяйка: Я вас по праву хозяйки проведу по свой избе (экскурсия по дому с викториной). А знаете ли вы?

Хозяйка: что такое “ Красный угол”? (Рассказывает)

Хозяин: А это что такое? (Показывает на прялку)

Варя с Митей на балалайке играют и поют:

Позолоченная прялица,
Я приду, а нитка тянется.
Я приду, а нитка тянется,
Мне работа моя нравится.

Хозяйка: это как называется? (Показывает на котелки, крынки, безмен, утюг-врубель …)

Хозяин: У нас одна дочь скоро выходит замуж, в эту пятницу из Александровской слободы сватался к Алине жених – Иван. Хотите посмотреть её приданое? (Алина показывает свой сундук)

Хозяйка: Во что одевались русские люди? (Таня рассказывает историю костюма и показывает на стендах).

Хозяин: Сергей – муж Тани занимается русским промыслом. Учился он у мастеров гжельских. (Сергей рассказывает о народных промыслах)

 

img6.jpg (10251 bytes)

Хозяйка: Что-то мы залялякались, а не пора ли чай поставить.

Хозяин: Чем на Руси кипятили воду и как это делали? (Рассказывает про самовар и показывает)

Хозяйка: Чай на Русь завезли из Китая. Но у нас свои чаи были. Из чего? (Хозяйка рассказывает)

Хозяйка: А где же пироги? Ведь изба красна не углами, а пирогами!

Входят: бабушка, Вика, Юля, Аня с пирогами (угощают всех пирогами, рассказывают, как пекли).

Девочки читают стихи:

Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир!

(Хозяин на баяне исполняет наигрыш.)

Хозяйка: Во время посиделок пели, вышивали, играли на музыкальных инструментах. Как называется музыкальный инструмент, на котором сыграл хозяин?

2 часть. Приезд гостей

Хозяйка: А вот, кажется, и гости!

(Стук в дверь, музыка)

Все гости готовят:

  • приветствие на родном языке, как их зовут, откуда они приехали и несколько слов о своей родине (“Мы к вам приехали из солнечного Узбекистана, где выращивают хлопок и рис…”)
  • исполняют танец или песню,
  • какое угощенье привезли и из чего оно приготовлено,
  • говорят пожелания или рассказывают о каком-то обычае.

 

  • Узбекские гости: мама, дедушка, сестра Леры. (Рассказывают про Узбекистан, угощают пловом, звучит музыка с узбекской мелодией, танцуют)
  • Еврейские гости: два учителя и Диана (звучит “Тум-Балалайка”).
  • Украинские гости: мама и Аня (рассказывают об Украине на украинском языке, угощают галушками, Степан на аккордеоне исполняет украинскую мелодию).

  •  Татарские гости: мама и Рената. (звучит музыка с татарскими мелодиями, поёт песню на татарском языке Динара уч-ца 9 класса)

 

img11.jpg (18699 bytes)

  •  Белорусские гости: учитель (в национальном костюме, танцует и поет, звучит песня “Золотое кольцо”).
  •  Армянские гости: папа и Руслан (рассказывает про Армению, угощает всех армянским блюдом, звучит музыка с армянскими песнями, поёт папа).

 

Хозяйка: А это кто к нам в гости пожаловал? Глаза мои не верят. Знаменитая Виктория свет Николаевна, известная на всю округу нашу затейница, потешница да со своим баянистом Александром. (родители-артисты)

Затейница-потешница: Чтобы угощенья гостей отложились в ваших желудках и им там было весело, давайте их порадуем коллективным концертным номером (девочки раздают всем по 2 ложки деревянные) Вам раздали старинный русский музыкальный инструмент – ложки. Объявляю вас всех народным ансамблем ложкарей. Выступает ансамбль ложкарей. В его исполнении русская плясовая мелодия “Барыня”.

 

Хозяйка:

Бери подругу, друг,
И выходи на круг,
Для “Барыни”, для русской
Не пожалей каблук!

“Барыню” танцуют Максим и Алина, приглашают гостей танцевать.

Хозяйка: В нашем доме, как и во всей Руси чтят церковные праздники (Пасха – Светлое Христово Воскресенье, День Святой Троицы, Успение Пресвятой Богородицы и др.). Есть немало праздников народных, корнями своими уходящих в древнюю религию славян-солнцепоклонников. Мы отмечаем Масленицу, ходим к теще на блины. Бабушка, а сегодня какой день по народному календарю?

Бабушка: Сегодня 24 ноября – Екатерина Санница. Устраивалось первое катание на салазках. Катеринин день пришел – катанье привел. (Классный час проходил 24 ноября.)

Хозяйка: на посиделках, на русских пели частушки. А ну, частушницы девочки, подарите нам припевочки.

4 девочки поют частушки и родители: Аня, Катя, Ольга и Нина.

1-я Аня

Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире
Не одна иду плясать,
Нас идет четыре.

2-я Катя

Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
Балалайка заиграла,
Я не удержалася.

3-я Нина

По деревне я шла
И Ванюшку видела –
Под кустом сидел и плакал:
Курица обидела.

 4-я Оля

Балалаечка – гудок
Своё дело знает,
Она в Вариных руках
Хорошо играет.

Все

Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?!

3 часть. Заключительная

Хозяева приглашают гостей к столу

Хозяйка: Угощайтесь, гости дорогие! Мы рады в нашем доме видеть всех гостей! Наши двери открыты для всех.

Мы увидели, что у нас много разного и своеобразного. Но вместе с тем мы, люди разных национальностей, все похожи, у нас много общего. Давайте подумаем, что нас объединяет.

(Хозяйка разбивает детей на группы, вручает лепестки каждой группе. На каждом лепестке дети пишут сходство национальностей. Затем каждая группа читает свои идеи, хозяйка приклеивает их к серединке цветка, на которой написано “Русский Дом – Дом Мира” и показывает всем получившийся Цветок Дружбы – живем в одной стране, говорим на одном языке, похожие праздники, похожие традиции, уважаем старших, родителей, любим свою Родину, знаем свои традиции, уважаем друг друга, мы за мир и т.д.).

Начинаем веселье.

В конце все гости устраивают “ ручеек” (звучит музыка “Золотое кольцо”, Течет ручей).

Хозяйка:

Дни общенья – счастья вехи,
Посиделкам каждый рад.
Делу время, а потехе
Рады люди как-никак.

Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,
Говоря: до новых встреч!

Чаепитие

Читать еще:


Новые материалы:

Разработка урока по теме "Чехов на Дальнем Востоке" :: Конспект урока по теме: А. Блок. "Интеллигенция и революция" и поэма "Двеннадцать" :: "Тихая моя Родина". Вечер памяти поэта Николая Рубцова :: Проектный метод на уроках литературы. А.С. Пушкин. "Капитанская дочка", 8-й класс :: Урок по литературе. 10-й класс. Л.Н. Толстой "Война и мир" как психологический роман :: Газетчики ( The Post ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Шкафы / Ангстрем / Шкаф Эстетика 2 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Как накачать мышцы для подтягивания

Какие мышцы можно накачать на турнике? Подтягивание – это упражнение, с помощью которого вы можете проверить свою силу и выносливость. Порой, оказывается так,...

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как не перекачать ноги

Как не перекачаться девушке? Огромные руки и ноги, объемные мышцы, острые черты лица и никакой женственности… Такую страшную картину рисуют в своем воображении...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD