Системный подход в воспитании обучающихся : Классное руководство

В последнее время в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников. Появилось много педагогических коллективов, которые пробуют моделировать и создавать воспитательные системы. Изучение их опыта показывает, что системный подход и метод моделирования могут стать эффективными средствами обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя в современных условиях. Ведь современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценными гражданами своей страны, готовы учиться работать на благо её и встать на защиту.

Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встаёт на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества.

Воспитательное пространство объёмно, оно вбирает в себя семью, школу, средства массовой информации, учреждения дополнительного образования.

Школа – важнейший фактор воспитания, самый сенситивный.

Каждый учитель, получив класс, как классный руководитель, оказывается перед множеством вопросов: с чего начать, что должно стать главным в работе с классом, как сложатся с ним отношения.

Построение воспитательной системы класса в связи с этим становится объективной необходимостью.

Я стала классным руководителем 8 “а” класса (ныне 11 класс) в 2003 году (четвёртый год являюсь наставником этого класса).

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создаётся. Поэтому мне, как классному руководителю, необходимо было увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития каждого ученика. Суть воспитания состоит в том, что это совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач.

Всю работу по формированию коллектива я рассматриваю в четырёх аспектах:

За три года педагогической деятельности в этом классе осознала ту остроту ситуации, которая сложилась в современном обществе и школе. Красота, милосердие, толерантность, искренность, чувствительность …

Как недостаёт этих качеств в обществе и, несомненно, в образовании. Мы загружаем в ребячьи головы цифры, факты, формулы, понятия. Получают выпускники аттестаты зрелости, а души у многих так и остались в эмбриональном состоянии, чувственно – образное восприятие мира не развито. Чем это оборачивается для последующих поколений, ясно всем. Поэтому считаю важнейшей задачей и проблемой школы перед обществом научить ученика “думать хорошо, поступать хорошо”, то есть нравственно.

Отталкиваясь от мысли, что человек, прежде всего, создаёт не образование, а нравственность, необходимо решать задачи, которые создают целостную систему, то есть концепцию, направленную на развитие личности ученика “От гармонии воспитания к осознанной нравственности к гармонически развитой личности”.

Одиннадцатый класс – общеобразовательный класс. Класс небольшой, в нём 17 человек, 15 девочек и 2 мальчика.

Коллектив формировался с 7 класса, так как произошло деление школ, но основной его состав сохранился до сих пор. Вновь прибывшие девочки успешно адаптировались в коллективе – это Будкина Юля (2003 г. из села Любимовка), Звонарёва Катя и Салахеева Ксения (2005 г. из параллельного класса), Котова Светлана (2007 г. из ОСШ № 1).

Класс работоспособный (принимаем активное участие в уборке территории школы, классного кабинета, оказываем тимуровскую работу), интересуемся общественными делами и с удовольствием их выполняем (оформление классного уголка, участие в выставках, поисковая работа).

Важное место в своей работе я отвожу контактам с учителями предметниками, по ситуации провожу индивидуальные беседы.

Успеваемость в классе за последние три года снизилась.

Итоги обучения учащихся по годам с 2003 – 2006 гг.

Возможности учащихся реализованы не полностью, поэтому в этом направлении необходимо работать на протяжении всего 2007 - 08 учебного года, пять учащихся учатся в меру своих возможностей.

При опросе занятости учащихся во внеурочное время выяснилось, что 1 ребёнок занимается в школе искусств (Мордвинцева Юля), 1 посещает музыкальную школу по классу фортепиано (Котова Светлана), 2 обучается игре на гитаре при районном ДК (Кудренко Влад и Власенко Дарья), 4 человека занимается в спортивной секции “баскетбол” и неплохо защищают честь школы на муниципальном уровне, 1 (Сотыбалдинов Тимур) увлекается вычислительной техникой. Остальные девочки посещают аэробику и тренажёрные залы.

Одной из первоочередных задач в области воспитательной работы ставлю развития ученического самоуправления в классе. Каждый ученик у меня имеет поручение. Участие подростков в работе органов самоуправления – это способ практики жить в социальном пространстве прав и обязанностей.

Девочки сами составляют и разрабатывают сценарии к классным развлекательным вечерам.

Будкина Юля выдвинута от класса в совет старшеклассников и стала председателем ученического самоуправления школы.

В классе реально действуют органы самоуправления (Будкина Юля, Бефус Ира, Шевкопляс Вика, Кудренко Влад, Власенко Дарья, Звонарёва Катя – они являются основным активом класса).

Как и в другом любом классе, лидеры есть и у нас - это Будкина Юля, Бефус Ира, Сорокина Оля, Мордвинцева Юля. Они организованные, отзывчивые, могут организовать учащихся своего класса на любое КТД. Они несут доброжелательную атмосферу в классе.

Совершенно равнодушных к делам класса и школы нет. Каждый ученик пытается по мере своих возможностей оказать помощь товарищу. Учащиеся любят проводить вместе время и в школе и вне её. Многие дети дружат между собой. Класс дружный и сплочённый, микроклимат тёплый. По определению толерантности большая их часть способная к переживаниям, отзывчивости, доброжелательности.

Взаимодействие и сотрудничество с родителями – так же важное направление функционирования воспитательного процесса в классе.

Ведь очевидно, что если образы жизни семьи и школы кардинально расходятся, то только немногие из школьников смогут выбраться без потерь из подобного противостояния. Поэтому особое внимание уделяется взаимоотношениям ребёнка в семье (встречи с членами семьи, изучение условий проживания). На протяжении трёх лет у меня сложились хорошие взаимоотношения с родителями.

Основные воспитательные задачи школы на 2007–2008 учебный год.

Стратегические задачи воспитательной деятельности

Цель воспитания:

Управленческие задачи:

Личностные задачи:

Структура учебно-воспитательного процесса в классе.

Основные задачи классного руководителя:

Основные виды деятельности

Основные формы деятельности:

Опорный документ каждого воспитателя – это программа воспитания, в школе и классном коллективе, за основу взяты идеи дидактов И. П. Иванова, Ф. Я. Шапира “Педагогика общей заботы”, а также журнал “Классный руководитель”, которые являются настольными книгами классного руководителя в воспитательной работе.

Исходя из программы воспитания и анализа работы предыдущего года, создаётся план работы на текущий год. При составлении плана работы классного коллектива используются различные методики: опрос, традиции и др.

Создаётся план работы по направлениям. При планировании учитываются возрастные особенности учащихся.

Основными программами воспитательного плана являются:

Что касается календарного плана, то осенью он выглядит вид наброска действий, согласно традициям школы и класса, а также в него включаются муниципальные мероприятия, где пропущенных мест больше, чем заполненных. Он заполняется в течение всего учебного года, по нему сверяются замыслы и реализация идей воспитания, в него вносят коррективы. В основном воспитательный план составляется по четвертям.

В начале года, на первом классном часе я провожу анкету, куда входят следующие вопросы:

Программа “Я и моя школа”

Цель: вводить традиции в учебной и воспитательную работу школы, которые способствовали бы воспитанию чувства гордости за право учиться именно в этой школе. Повысилась бы ответственность за свои поступки и достижения в различных сферах деятельности, обеспечивала бы высокую мотивационную готовность участия в деятельности школы, всего коллектива.

Программа “ Я гражданин России”

Цель: формировать гражданскую позицию, прививать чувство сопричастности к судьбам Отечества и родного посёлка.

Программа “Я и творчество”

Цель: выявления природных задатков. Развитие творческого потенциала, каждого участника и реализация в различных сферах деятельности. Обогащения представления об окружающем мире, развитие потребности в расширении кругозора. Развитие художественно – эстетического вкуса.

Программа “ЗОЖ и моя семья”

Цель: пропаганда ЗОЖ, защита, сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование умение быть хорошим семьянином.

Программа “Будем делать хорошо и не будем плохо”

Цель: развитие способности к объективной самооценке и саморегуляции в поведении, воспитании, чувства собственного достоинства к социальной адаптации, формирование уважения к труду и создаваемым материальным ценностям, развитие гуманного, альтруистического отношения к людям, помощь в осознанном выборе, будущем профессии.

Работа с родителями

Цель: поиск новой формы работы с родителями с целью вовлечения поставленных задач.

Ключевым фактором становления и формирования личности является социальная среда, окружающая подрастающего ребёнка.

Школа не может и не должна перевоспитывать родителей и преобразовывать семью – это лежит за пределами её полномочий, но школа может содействовать наиблагоприятнейшим условиям личностного становления ребёнка путём влияния на семейное воспитание, поэтому составной частью работы классного руководителя с родителями является обеспечение родителей сведениями о целях и задачах воспитания школьника на данный учебный год.

В своей работе использую индивидуальные беседы с родителями, так как считаю её более эффективной,

Были проведены в этом учебном году родительские собрания на следующие темы:

“Роль самооценки в формировании личности”

“Вредные привычки и их последствия”

“Профессии, которые выбирают наши дети”.

Годы Мероприятия
Кол-во меропр. Результативность участия
2004 - 2005

9

Приняли участия в ярмарке в День рождения школы, где заняли 2 место по оформлению стола;

Приняли участия в концерте ко Дню учителя;

Приняли участия в игре “Поле чудес” тема растения, заняли 1 место;

Выпуск общешкольных газет;

Провели большую тимуровскую работу;

Приняли участие в патриотической песни, заняли 2 место;

Собрали материал и оформили звезду Славы;

Приняли участия в конкурсе чтецов в честь Дня победы.

Корреспонденты школьной газеты.

2005 - 2006

7

Приняли участия в ярмарке в День рождения школы, заняли 1 место в оформлении стола и газеты;

Выпускали общешкольные газеты;

Подготовили и провели новогодний праздник;

Принимали участия в конкурсе по ПДД, заняли 2 место;

Приняли участия в конкурсе “Семья”;

Приняли участия в Дне здоровья;

Корреспонденты школьной газеты.

Итог года: “Самый классный класс” - 2 место (награждены: почётной грамотой).

2006 -2007

9

Подготовили и провели классный час в День знания “Посвящения в 5 класс”;

Подготовили и провели концерт ко Дню учителя;

Приняли участия в ярмарке в День рождения школы;

Принимали участия в реализации проекта “Шаг за шагом понемногу прегради огню дорогу”, агитбригада;

Мастерская Деда Мороза;

Принимали участия в районных соревнованиях по баскетболу и волейболу (девочки) 1 место на муниципальном уровне;

Приняли участия в акции “Добра” (для военнослужащих нашей школы);

Корреспонденты школьной газеты;

Поездка в Ачаирский монастырь.

Вывод: дети постоянно вовлечены в классные и общешкольные мероприятия, где просматривается их активность.

На протяжении пяти лет в нашей школе сложились свои традиции в плане проведения школьных мероприятий, таких как:

Развитие одарённой деятельности учащихся

Власенко Даша

Иванова Катя

Сорокина Оля

Сотыбалдинов Тимур

Кудренко Влад

Синеговская Надя

Анализируя воспитательную работу классного коллектива и классного руководителя можно сделать вывод:

- имеются позитивные результаты деятельности в качестве классного руководителя.

Вся система работы, направлена на создание отношений товарищеской заботы, на представление каждому ребёнку возможности раскрыть свои способности, на то, чтобы научить их анализировать явления и события, иметь своё мнение о них и уметь его отстаивать. Чтобы каждый ребёнок с удовольствием и с радостью ходил в школу.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион" :: Методическая разработка урока по теме: "Царство Грибы — общая характеристика" :: Методическая разработка урока-конференции "Эволюция человека" :: Факультативный курс "Тайны и глубины психики человека" :: Вышли мы все из природы :: Тень (), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Шкафы / Ангстрем / Шкаф Адажио АГ-234.02 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD