Классный час-мастерская "Своя избушка – свой простор" : Классное руководство

Классный час-мастерская "Своя избушка – свой простор" : Классное руководство

Цели:

  • cпособствовать расширению кругозора учащихся по истории и быту илимкого народа;
  • cовершенствовать коммуникативные качества, творческие способности учащихся при реализации проекта “Русская изба”;
  • gродолжать работу по сплочению коллектива учащихся.

Предварительная работа:

  • cообщения учащихся;
  • рисунки;
  • макет избы;
  • презентация.

Эпиграф:

Изба - святилище земли
С запечной тайною и раем;
По духу росной конопли
Мы сокровенное узнаем.

1. Вступительное слово учителя: Сегодня у нас необычное занятие, на него мы пригласили гостей, а мы с вами продолжаем реализацию проекта “Русская изба”.

Обратимся к эпиграфу нашей мастерской. Как вы понимаете слова? Действительно, интерес к прошлому приобретает всё более значимый характер в наше время. Каким были наши предки? Что их волновало, что для них казалось значимым, а что повседневным и обычным? Сибирскую деревню называют нивой, на которой всколосилась наша сибирская культура. А что мы знаем о жизни деревни в прошлом? Чтобы претворить проект в жизнь и создать илимскую избу, давайте попробуем раскрыть запечную тайну и узнать то сокровенное, о котором говорит нам автор.

Презентация

Страница 1 “Выйду на улицу, гляну на село…”

В течение столетий складывались различные типы поселений. Все они разные, непохожие друг на друга. Но почему-то место люди для поселения выбирали возле воды. Почему? (Дороги было прокладывать трудно, основные транспортные пути - реки, река - кормилица)

Самые древние поселения людей - село и деревня. Как вы думаете, чем деревня отличается от села? (Деревня - селение без церкви с небольшим количеством домов и прилегающими земельными угодиями. Село - более крупный населённый пункт, в котором находилась церковь. Вокруг села находилось несколько деревень.

Страница 2: Мы с вами свои избы - рисунки поставили по берегу реки. Именно такое расположение имели все илимские деревушки, которые в настоящее время затоплены Илимским водохранилищем.)

Место для строительства избы выбирали основательно: нельзя было дом ставить на месте захоронения, там где когда-то стояла баня, на месте, где проходила дорога, где кто-нибудь поранил ногу или руку до крови. Выбирали сухое место. Для этого наблюдали, где во дворе ляжет корова, там и дом ставили. Прибегали к гаданиям: оставляли на всю ночь зерно или кусок хлеба. Если к утру еда исчезала или её становилось меньше, это считалось “нечистым ” местом, там избу не ставили. Когда начинали строить новый дом, в передний угол клали серебряную денежку и клочок овечьей шерсти.

А зачем человеку дом?

(Человеку надо было отделить себя от природы, создать свой защитный мир)

В русском языке “дом” получило несколько значений:

  • жилая постройка;
  • родина (“вернуться домой”);
  • семья.

Недаром в русском языке очень много пословиц о семье и доме.

Назовите пословицы.

  1. Дом без хозяина - сиротинка.
  2. Дом вести - не рукавом трясти.
  3. Дом невелик, да лежать не велит.
  4. В гостях хорошо, а дома лучше.

Здесь постепенно сформировалась крестьянская усадьба замкнутого типа, обустроенная по периметру амбарами и сараями. В центре этого закрытого с четырех сторон пространства стояла изба, как бы разделявшая двор на две половины: "чистый" и "хозяйственный" дворы. Поэтому практически во всех домах были сквозные двери и можно было выйти на две параллельные улицы.

Строительство дома

Магнитофонная запись (говорят старожилы посёлка).

Страница “Дом - восьмое чудо света

Для первых венцов дома выбирали лиственницу. Почему?

Не хитрым инструментом строили дома- топором. (Не пилой)

Без единого гвоздя (деревянная постройка была продумана так, что брёвна, уложенные одно к одному, с места не сдвинешь. Иногда клали фундамент из камня или берёсты).

Особенность такого дома- он разборный. В случае надобности его можно разобрать по бревнышку и перевести на новое место. Для этого бревна дома пронумеровывали. Чтобы сберечь тепло, двери делались низкими, с высоким порогом, который не пускал холодный воздух в дом. Входили в дом, низко наклонив голову, непривычный гость мог и шишку набить на лбу. И , входя в дом, человек невольно ему кланялся.

Страница “Окно - глаза дома”

Окна связывают дом с внешним миром..

Загадка “Что в избе не запрешь?”. (Солнце)

Страница “Изба - святилище земли” .

Итак, через крыльцо мы попадаем в сени. Сени - это пристройка к дому.

Загадка: “По сеням ходит, а в избу не идёт”. (Дверь)

Открываем двери, и мы в избе сразу обращаем внимание на…

Загадка “Чего из избы не вытащишь?” (Печь)

Печь в избе занимала особое место, её отсутствие делало дом нежилым.

Посмотрим этимологию слова “Изба” (истба, истопка, топить).

Обычно её ставили справа от входа. Большинство русских печей было глинобитными, сбитыми из глины (уже позже их стали делать из кирпича). А для чего служила русская печь?

  • варили пищу, пекли хлеб, готовили корм для скота;
  • тепло и просушивают жилище;
  • на ней спали и грелись;
  • под ней и на ней хранят вещи и продукты: сушат зерно, лук и одежду, а зимой в подпечье держали кур и поросят;
  • у печи лечились, заговаривали болезни.

Крестьянскую избу трудно было представить без многочисленной утвари. “Утварь – это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе”. (В.И.Даль “Толковый словарь великорусского живого языка”)

Всё, что связано с печью, связано с огнём. Это кочерга для разгребания углей и ухват - железные вилы, которыми ставят в печь и вынимают из печи горшки и чугунки (по-другому их называют рогач). Чтобы град не побил посевы, ухват ставили возле порога. Если семья на долго покидала дом, ухватом загораживали печь, чтобы домовой не ушёл из дома.

А сколько видов пирогов пекли хозяйки-мастерицы!? (Не менее 50)

А для этого нужна была квашня.

Квашню по-другому называли “дежой”. Её использовали для замешивания теста. Её не мыли, а специально оставляли в ней немного теста для следующей закваски. Но перед пасхой происходило её очищение. Дежу мыли, натирали солью, обвязывали женским платком и сверху ставили хлеб с солью. Затем её выносили во двор, чтобы она от солнца набралась сил. Дежу использовали и для лечения ребёнка. Его садили в дежу и мать разминала его тельце. Ребёнок как бы выздоравливал, рождался заново.

Чтобы просеять муку, нужно было сито. Сито - это обруч с сетчатым дном для просеивания муки или зерна. Дно в решете делали из конского волоса. С решетом связано много поверий. Его уподобляли небесному своду. Если хотели, чтобы шёл дождь, лили воду через решето, а чтобы остановить дождь, его переворачивали вверх дном. Также водой из решета поливали ребятишек или домашних животных, чтобы уберечь их от болезни.

Вот и дом построен, печь сложена, имеется домашняя утварь. Но ведь в голых стенах жить не будешь, нужна мебель или , как говорили в старину, хоромный наряд. Многое приходилось делать своими руками. Пусть это было не очень красиво, но зато служила такая мебель веками.

Стол состоял из столешницы, шкафчика или выдвижного ящика. Считалось грехом сидеть на столе, класть на него шапку. Ставили стол в красный угол. Стол никогда не должен стоять пустым, на нём всегда стоял хлеб и солонка с солью. Не полагалось на столе на ночь оставлять нож, им воспользуется нечистая сила. Первым за стол садился хозяин. Сидели на лавках и скамьях.Чем лавка отличается от скамьи?

Это две разные вещи: лавка неподвижна, она приколочена к стене, а скамейку можно передвигать по избе. Признаком зажиточности считался самовар.

Самовар внутри разделялся на 2-3 части. Труба помещалась в центре и нагревала самовар со всех сторон. В неё закладывали тлеющие угли. В одном отсеке варили суп, в другом кашу, в третьем кипятили воду. Это кухня- самовар. Самовар был символом русского достатка, гостей в первую очередь садили за стол и ставили самовар. А ещё в верхнюю часть самовара укладывали яйца, на его бока вешали связку сушек, на трубу ставили заварник или тарелку с пирогами.

При выделке посуды люди были особо изобретательны. Ложки, ведра, бочки делали из древесины. Из липовой и берёзовой коры делали шкатулки, короба, туеса. Из веток корней, соломы плели корзины. В туесах хранили соль, сыпучие продукты. Даже хранили жидкость, дно и крышку делали из дерева. Туески были разных размеров. С ними ходили в лес за грибами и за ягодами.Они легки и не промокают под дождём.

По всей избе стояли сундуки.

Это простой деревянный ящик с плоской крышкой, всегда с замком, часто окованный для прочности полосами железа. Простые сундуки окрашивали, дорогие обивали полосками в клетку. В верхней части сундука есть отделение для мелочей. Делали сундуки из осины, сосны, липы, кедра, расписывали яркими красками и покрывали лаком.

Для переезда в дом выбирали счастливый день недели перед полнолунием. Первым во двор пускали петуха, чтобы скот водился, а в избу- кошку. Переходя из старого дома, люди приносили с собой огонь, горстку сора, хлеб. В старом лапте для домового ставили угощение.

Заключение: каждая группа демонстрирует свой макет избы.

Читать еще:


Новые материалы:

Из опыта организации проектной деятельности учащихся при обучении истории в школе :: Первый властелин единого Китая :: История репрессий и сталинских лагерей в Кузбассе :: Урок истории в 6-м классе по теме "Связь жизни человека с историей страны" :: Конкурсная шоу-программа "Музыкальная мозаика". Внеклассное мероприятие по музыке для учащихся 6–7-х классов :: Птица, 2017 :: Дом и дача/Освещение/Мебель/Прихожие/Банкетки, Пуфы, Сундуки/Сундуки / Петроторг / Сундук 2554M коричневый ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Сценарий выпускного вечера "Школьное радио 3FM"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок: "Экскурсия — урок"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Проблемы загрязнения окружающей среды

Работа приурочена к Году экологии в России и посвящена загрязнению окружающей среды.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD