Информационно-познавательный классный час на тему "Жизнь, ставшая легендой" : Классное руководство
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Информационно-познавательный классный час на тему "Жизнь, ставшая легендой" : Классное руководство

Цели:

1. Расширить представления суворовцев о судьбе и личности А.В.Суворова, побуждать их к изучению военной истории России.
2. Воспитывать патриотизм, формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как целеустремлённость, воля к победе, самоотверженность.
3. Развивать память, речь, мышление, расширять кругозор.

Оборудование: презентация “Жизнь, ставшая легендой”, портрет А.В.Суворова, памятки с высказываниями А.В.Суворова.

План классного часа:

1. Вступительное слово кл. руководителя .

2. Беседа “Истинная слава – в чём она?”

3. Информационный блок.
1) “Победа над самим собой”.
2) “Доблесть и верность”.
3) “Суворовские истины”.
4) “Чудо военной истории”.
5) “Рассказы о Суворове”.

4. Заключительная беседа.

Ход классного часа

1. Вступительное слово кл. руководителя.

Кл. руководитель: Человеку всегда свойственно стремление к идеалу. Молодой человек ищет образец для подражания, идеал, на который хочется быть похожим. Герои боевиков, участники телевизионных шоу, миллионеры, политики – вот кумиры современной молодёжи. Но цена этим кумирам – ничтожна. Их забывают, как только они исчезают с экранов.

А ведь истинный идеал – он как факел в тёмном, дремучем лесу. Он может осветить всю жизнь человека, придать ей смысл, вдохновить на подвиг. И такие идеалы мы можем найти в истории нашего Отечества. Великий полководец А. В. Суворов, не знавший поражений, любимец солдат, народный герой. Его 283 день рождения мы отмечаем 24 ноября. Он принёс славу своему Отечеству и сам добился невиданной славы (Слайд 1).

Те, кто видел его могилу в Александро-Невской Лавре Санкт – Петербурга, невольно останавливались здесь. Вделанная в пол белая мраморная плита с огромными медными буквами: “Здесь лежит Суворов”. (Слайд 2)

И никаких объяснений – ни орденов, ни побед, ни титулов. Просто большими буквами СУВОРОВ – и у каждого русского сожмётся сердце.

Чтение суворовцем стихотворения “Могила Суворова.” (Приложение.)

2.Беседа “Истинная слава – в чём она?”

– Как понимал славу сам Суворов? (Слайд 3)

“Истинная слава не может быть отыскана. Она проистекает из самопожертвования на пользу блага общего”.

– Что имеет в виду Александр Васильевич Суворов, когда говорит, что истинная слава не может быть отыскана? Почему? (Славы нужно добиваться, зарабатывать.)
– Самопожертвование и общее благо. Как слава связана с этими двумя понятиями? (Думать не о себе, а о долге перед Россией.)
– Суворов видит своё доброе имя в славе Отечества. Согласны ли вы, что это путь к истинной славе? (Кто думает о себе, тот славы не заслуживает.)

3. Информационный блок.

– Сейчас я передаю слово группе суворовцев , которая подготовила информационный блок об Александре Васильевиче Суворове.

1) “Победа над самим собой”. (Слайд 4)

– Наш рассказ о Суворове можно назвать “Победа над самим собой”.

Суворовец 1. Генералиссимус Суворов провёл 60 сражений и одержал 60 побед. Но самую первую и самую главную победу он одержал над собственной слабостью, над самим собой. В детстве Суворов был хилым, болезненным ребёнком, вечно простуженным и вечно нездоровым. Его отец решил, что мальчик не годится к военной службе, потому. Что он ростом мал, тощ, плохо сложен. И некрасив, а в армии нужны сильные, выносливые, здоровые офицеры.

Но у Саши были совсем другие планы. С самого раннего детства он увлекался военной историей и военным делом. Он запоем читал биографии полководцев: Александра Македонского, Юлия Цезаря, Ганнибала. Восхищался выносливостью, мужеством древних воинов, которые могли сутками идти по пустыне, не боясь жары, жажды, холода. Он поставил себе цель – стать полководцем.

И ради этой цели он решил переделать себя. Он занимается гимнастикой, обливается холодной водой, даже в самую лютую стужу, ходит в лёгкой одежде. Чтобы испытать свою смелость, он скачет на лошади под проливным дождём, когда грохочет гром и сверкают молнии. Эту борьбу с собой, с собственной слабостью, ленью, изнеженностью Суворов вёл всю жизнь, даже когда стал генералиссимусом.

Суворовец 2. Он просыпался с первыми петухами в час ночи. Приказывал слугам: “ Если не послушаю, тащи меня за ногу!” Он спал на сене, укрывался простынёй или своим кафтаном, каждый день обливался холодной водой, делал зарядку, бегал, каждую свободную минуту старался использовать для учёбы – учил языки, литературу, историю. Он избегал всякой роскоши, ел очень простую пищу, строжайше соблюдал все церковные посты. А во время страстной недели Суворов ничего не ел, а только пил один чай без хлеба.

Он был глубоко верующим человеком. Вера в Бога и добро всю жизнь руководили Суворовым. Он не начинал ни одного сражения, не обратившись с горячей молитвой к Богу. И каждую победу начинал праздновать с благодарственного молебна. Он считал, что в армии должны быть все верующими. Суворов говорил: “Неверующее войско учить – что ржавое железо точить”. Суворов был очень скромным человеком, избегал самолюбования –терпеть не мог зеркал и своих парадных портретов.

2) “Доблесть и верность” (Вклад Суворова в военную науку, Слайд 5, 6).

Суворовец 3. Суворов – величайший полководец мира. Он прошёл все ступени воинской службы – от солдата до генералиссимуса. Суворов вошёл в мировую историю как выдающийся полководец и военный мыслитель. Отбросив устаревшие принципы кордонной стратегии и линейной тактики, Суворов разработал и применил в полководческой практике более совершенные формы и способы ведения вооружённой борьбы, которые намного опередили свою эпоху и обеспечили русскому военному искусству ведущее место. Он руководил 60 сражениями и ни одного не проиграл. Это была суворовская “Наука побеждать” – так назвал полководец свою книгу о военной науке.

Стратегия Суворова отличалась исключительной активностью и решительностью. Главной целью военных действий ставилось уничтожение армии противника в открытых полевых сражениях. Основным способом стратегических действий считалось наступление. Отдавая предпочтение наступлению, Суворов считал возможным в отдельных случаях прибегать к обороне и даже к отступлению в интересах сохранения войск от удара превосходящего противника. Большое значение Суворов придавал массированию сил и средств на важнейших направлениях.

Суворов был не только крупнейшим стратегом, но и непревзойдённым тактиком. Особой заслугой Суворова было совершенствование тактики колонн в сочетании с рассыпным строем — способ боя, созданный на Западе лишь в ходе войн Французской революции конца XVIII века и развитый затем Наполеоном. В тактике Суворова правильно сочетались огонь и штыковой удар. Придавая большое значение огню для достижения победы, он поднял на небывалую до него высоту и искусство сокрушительного штыкового удара. Суворовская тактика основывалась на тщательной агентурной и военной разведке, тщательном учёте обстановки и ресурсов, быстроте, внезапности и скоротечности действий.

Суворовец 4. Суворов создал передовую систему воспитания и обучения войск. В её основе лежало убеждение, что человек является решающим фактором победы. Он был врагом бесцельной и бессмысленной муштры, стремился пробудить в солдатах чувство национального самосознания и любовь к Родине, приучить их к смелым, инициативным и искусным действиям в самых разнообразных условиях боевой обстановки. Главное внимание обращалось на обучение войск тому, что нужно на войне. Суворов требовал от подчинённых ясного понимания существа стоящих перед ними задач: о плане действий сообщалось офицерам и солдатам, так как “каждый воин должен понимать свой манёвр”.

Суворов уделял большое внимание быту и обеспечению офицеров и солдат, в результате чего резко сократились заболевания, которые были “бичом” армий XVIII века. Он хорошо знал жизнь солдат и офицеров, жил в солдатских казармах, ел солдатскую кашу, не доверяя никому, вникал во все подробности армейской жизни. Он любил русского солдата, сумел оценить драгоценные качества его души. Одним из первых он стал учить солдат читать, писать, считать. Проявляя неустанную заботу о солдатах, их быте и нуждах и разделяя с ними все тяготы походной жизни, Суворов завоевал безграничное доверие и любовь армии. Суворовская “Наука побеждать” сделала его солдат “чудо-богатырями”, которые принесли славу полководцу и Отечеству.

В современной армии есть спецназ, специальные элитные войска, которые отличаются высоким боевым духом и отличной подготовкой. А у Суворова вся армия была такая!

Полководческая деятельность Суворова оставила глубокий след в истории русской армии. Последователь Петра I и ученик П. А. Румянцева, Суворов воспитал плеяду замечательных русских полководцев и военачальников, среди которых наиболее выдающимися были М.И.Кутузв и П.И. Багратион .

– Назовите, при чьем правлении служил Суворов? (Екатерина 2 и Павел 1.)

Кл. руководитель: Император Павел преклонялся перед Пруссией. В русской армии он ввёл прусские порядки, нарядил солдат в прусские парики с буклями и косами, посыпанными мукой, ввёл жестокую муштру и палочную дисциплину. В этой армии главное было – не рассуждать, а беспрекословно подчиняться. Суворов, наоборот, учил солдат самостоятельности и инициативе. Он говорил: “Каждый воин должен знать свой маневр”. О прусских порядках он говорил: “Русские прусских всегда бивали. Что ж тут перенять?” На одном из парадов Павел 1 увидел на Суворове старую русскую форму и закричал, чтобы Суворов её сменил. Но Суворов не захотел подчиниться этим порядкам. Он сказал: “Пудра – не порох, букли – не пушка, коса – не тесак, а я не немец, а природный русак”. После этих слов Суворов развернулся и уехал с парада. За это разгневанный император отправил Суворова в ссылку. Но потом вынужден был вернуть его в армию. Суворов отличался безрассудной отвагой. Он не боялся смерти. Его мечтой было умереть на поле брани. Суворов был награждён самыми высокими русскими и зарубежными орденами и титулами.

Но самой высокой наградой для него была любовь солдат и уважение народа. На всех своих письмах Суворов ставил сургучную печать с пушками, саблями, знамёнами. На печати была надпись по-латыни: “Доблесть и верность” – это был девиз Суворова. Доблесть в бою и верность присяге – этот девиз Суворов пронёс через всю жизнь.

3) “Суворовские истины”. (Слайды 7, 8, 9)

Кл. руководитель. Боевой опыт Суворова отражён в его знаменитом сочинении, которое он назвал “Наука побеждать”. Суворов умел говорить кратко и точно, поэтому многие его изречения стали пословицами.

Задание: по трем группам (отделениям) правильно соединить изречения Суворова и прочитать их. (Приложение.)

-Как вы думаете , актуальны ли какие-то Суворовские истины сейчас ? (выдаются напечатанные изречения Суворова)

4) “Чудо военной истории” (Слайд 10). Рассказ о Швейцарском походе Суворова.

Суворовец 5. После серии блестящих побед в Италии, Суворов получил приказание двинуться в Швейцарию, чтобы соединиться с корпусом другой русской армии. Суворов выбрал самый короткий путь через горный перевал Сен-Готард, занятый французами. В районе перевала было узкое ущелье, где французы пытались остановит продвижение суворовской армии. Они разрушили Чертов мост, который перекинулся над ущельем на высоте 22–23 метра. Но русские солдаты под огнём врага сумели исправит мост, связав подрубленные сваи своими поясами. Прорвавшись через перевал, Суворов обнаружил, что союзники-австрийцы обманули его: ни продовольствия, ни вьючных животных русским не предоставили.

Двадцатитысячная армия Суворова оказалась в горной ловушке. Со всех сторон её окружала восьмидесятитысячная армия французов. У Суворова был только один выход – двигаться вперёд, иначе– неминуемая смерть в горах.

Суворовец 6. Все помнят картину Сурикова “Переход Суворова через Альпы”.На этой картине изображён Суворов и его солдаты, которые весело спускаются с горы. Но это не простые горки, это были грозные Альпы – неприступные скалы, ледники, обрывы, водопады, пропасти. Местные жители утверждали, что в это время многие перевалы непроходимы, но Суворов говорил: “Там, где пройдёт олень, там пройдёт и русский солдат. Там, где не пройдёт олень, всё равно пройдёт русский солдат!” Ведя ожесточённые бои, русская армия двигалась по горным тропам и перевалам. Русские перебирались через обледенелые скалы и бездонные ущелья, шли среди облаков, ночевали на ледниках.

Чтобы выйти из окружения, солдатам приходилось иногда по пояс в снегу, всю артиллерию пришлось бросить, армия несла большие потери. Но Суворов поддерживал боевой дух в своих солдатах. Он говорил: “Мы русские, всё одолеем!” и русским удалось вырваться из вражеского кольца и даже привели с собой 1400 пленных. Вся Европа дивилась храбрости и стойкости русских солдат! Потом Суворов скажет: “Русский штык прорвался сквозь Альпы”.

5) “Рассказы о Суворове”. (Слайд 11)

– Суворов был очень яркой выдающейся личностью. О нём уже при жизни стали складывать былины, легенды, рассказы. Некоторые рассказы вы сейчас услышите и увидите.

Задание: по трем группам (отделениям) даны три рассказа-байки, подготовиться и проинсценировать данную историю. (Приложение.)

1-я группа “Твой враг” (автор, Суворов, полковник).

2-я группа “Суворов и сержант” (автор, Суворов, сержант).

3-я группа “Суворов и императрица” (автор, Суворов, императрица).

Вот еще несколько историй. Однажды после трёх неудачных атак наши солдаты стали отступать. Тогда Суворов, видя это, приказал своему слуге Прошке рыть могилу. Видя, что Прошка роет недостаточно быстро, вырвал лопату и стал сам рыть. Солдаты остановились, спросили, что он делает. А Суворов сказал, что не может видеть, как русские солдаты отступают, лучше он умрёт. Солдаты постояли, молча развернулись, без криков пошли и взяли высоту.

Суворов терпеть не мог, когда солдаты и офицеры ему отвечали: “Не могу знать”. Таких он называл: “немогузнаями”. Он требовал, чтобы ему отвечали быстро, чётко и по делу. Чтобы отучить солдат от этой плохой привычки, он задавал им трудные и неожиданные вопросы: “Сколько звёзд на небе? Сколько рыб в море?” и т.п. На эти вопросы нужно было обязательно отвечать. Например, У одного офицера он спросил: “Знаешь ли, сколько вёрст до Луны?” “Знаю, Ваше Сиятельство!” “А сколько же?” “Два солдатских перехода”, – отвечал офицер без запинки.

Суворов ежедневно ходил по десяти и более верст, и когда уставал, то бросался на траву и, валяясь несколько минут на траве, держал ноги кверху, приговаривая: “Это хорошо, чтобы кровь стекла!” То же приказывал делать и солдатам. Докторов он сильно недолюбливал, и когда его подчиненные просились в больницу, то он говорил им: “В богадельню эту не ходите. Первый день будет тебе постель мягкая и кушанье хорошее, а на третий день тут и гроб! Доктора тебя уморят. А лучше, если нездоров, выпей чайку, побегай, попрыгай, поваляйся и здоров будешь”.

4. Заключительная беседа “Русские всё одолеют”.

Кл. руководитель.

– Назовите города, где установлены памятники Суворову. (Слайд 12 ) (Санкт-Петербург, Москва, Тирасполь.)
– Прочитайте эпиграфы к нашему классному часу (читают с доски): “Мы русские, всё одолеем” (Слайд 14 ) “Горжусь тем, что я Россиянин!”(Слайд 14, 15) Это слова Суворова. Он страстно верил в Россию, в силу русского характера.

Наша Родина переживает нелёгкие времена, и эти слова великого полководца вселяют надежду на то, что Россия выстоит и всё одолеет.

Использованная литература:

  1. http://www.zoomby.ru/watch/6983-aleksandr-suvorov (Документальные фильмы о Суворове)
  2. http://knsuvorov.ru/
Читать еще:

Новые материалы:

Родительское собрание "Друзья моего ребенка" :: Методическая статья "Формирование коммуникативных качеств в младшем школьном возрасте" :: Методическая разработка к воспитательному мероприятию «Патриотизм и нравственность: "свои" и "чужие"?» :: Мотивация и стимуляция в процессе обучения (мотивация на уроках физики, проект и ход урока в 7-м классе по теме "Плотность") :: Интегрированный урок (природоведение + математика) в 4-м классе по теме "Водоемы естественные и искусственные, их значение. Решение задач" :: Танцы насмерть, 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru