Профориентационная работа педагога-психолога в МКОУ "Детский дом №1" г. Новокузнецка Кемеровской области : Классное руководство

Профориентационная работа педагога-психолога в МКОУ "Детский дом №1" г. Новокузнецка Кемеровской области : Классное руководство

Выбор профессии - важнейшее решение в жизни каждого человека. Часто по причине недостаточной информации о ситуации на рынке труда, ориентации на "модные" специальности подростки избирают профессии, не соответствующие их склонностям и способностям, а главное - потребностям рынка труда. Успешность выбора профессии во многом определяют и успешность человека в дальнейшей жизни, успешную социализацию в обществе.

Профориентационная работа в МКОУ "Детский дом №1" рассматривается как система социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих профессиональному самоопределению подростков и, исходя из особенностей воспитанников, направлена на воспитание и обучение выпускника, способного освоить специальность в учреждении начального или среднего профобразования. Цель профориентационной работы - помощь в выборе профессионального маршрута, соответствующего индивидуальным способностям и возможностям выпускников.

Профориентационная работа ведется в течение учебного года и включает в себя два этапа:

Этап 1. Диагностический. Цель - определение профессиональных склонностей и возможностей выпускников.

Пакет методик, помимо профориентационных, включает методики для диагностики когнитивной, коммуникативной и эмоционально-волевой сфер подростков (см. таблицу 1.).

Таблица 1. - Методики для диагностики когнитивной, коммуникативной, эмоционально-волевой и профессиональной сфер.

Название методики Для чего применяется Время проведения
Коммуникативная сфера.
Социометрия Определение социального статуса Сентябрь, апрель
Опросник Басса-Дарки Определение конфликтности Октябрь, апрель
Личностная сфера
Изучение общей самооценки (Г.Н. Казанцева) Определение самооценки Ноябрь
Самооценка психических состояний (Тест Айзенка) Определение тревожности, агрессивности, фрустрации, регидности Октябрь
Определение формулы темперамента Определение темпераментной структуры Ноябрь
Вопросник для определения свойств личности Выявление особенностей личности, определение сферы профессиональной деятельности Январь
Ценностный опросник Шварца Выявление ценностных ориентаций подростков Январь
Эмоционально-волевая сфера
Шкала тревожности Кондаша Определение общей тревожности Октябрь, апрель
Определения стиля учебной деятельности Определение стиля учебной деятельности (автономность, зависимость) Сентябрь, апрель
Когнитивная сфера
Определения уровня развития словесно-логического мышления (модификация методики Л.И. Переслени для учащихся 5-9 классов) 1) Выявление общей осоведомленности подростков

2) сформированности логических действий (классификация, умозаключения по аналогии, обобщение)

Октябрь, апрель
Тест структуры интеллекта Айзенка Определение уровня развития невербального интеллекта Октябрь, апрель
Десять слов Изучение особенностей памяти Октябрь, апрель
Корректурная проба Изучение особенностей внимания  
Изучение объема внимания Изучение объема внимания  
Профессиональная сфера
Анкета "Моя будущая профессия" Определение степени профессионального самоопределения подростков Ноябрь
Матрица выбора профессий Определение предпочитаемых сфер и видов труда. Определение профессий наиболее близких интересам и склонностям выпускника. Ноябрь
Перекресток - 1. Выявление наиболее привлекательных сфер труда, средств труда и уточнение наиболее привлекательных профессий Январь
Перекресток - 2. Уточнение желательного уровня профессионального образования; соотнести претензии по профессиональному образованию и предполагаемый уровень самостоятельности. Январь

После похождения диагностики, подростки знакомятся с результатами и определяются с примерным кругом профессии, которые совпадают и с их желанием работать в той или иной области производства, и с их профессиональными возможностями (способностями), и с тем кругом профессий которые могут быть предложены выпускникам детских домов профессиональными училищами.

Этап 2. Профориентационный. Работа с выпускниками по программе курса "Мой выбор" начинается с января месяца. Всего проводится 15 занятий по 45 минут каждое с периодичностью встреч 1 раз в неделю. Цель занятий - помощь воспитанникам в ориентации в мире профессий, соотнесение свох индивидуальных особенностей с требованиями, предъявляемыми различными профессиями к личностным особенностям человека.

Структура программы: 1) Формирование представления о собственных способностях и возможностях; 2) Соотнесение собственных возможностей выбранной профессии.

Таблица 2. - Календарно-тематическое планирование по курсу "Мой выбор"

№ занятия Тема занятия
1. Урок самопознания "Кем бы мне хотелось быть?"
2-3. Урок самопознания "Мои способности".
4. Диагностическая игра "Мои возможности"
5. Профессионально-технологическая проба самоопределения "Посмотри на себя и других"
6. Профессионально-технологическая проба самоопределения "Автобиографическая память"
Профессионально-технологическая проба самоопределения "Свобода общения"
8. Классификация профессий.
9. Профессии типа "Человек - техника". Мои способности и возможности
10. Профессии типа "Человек - техника". Мои способности и возможности
11. Профессии типа "Человек - знаковая система". Мои способности и возможности
12. Профессии типа "Человек - природа". Мои способности и возможности
13. Посещение ПУ, техникума по выбору выпускников
14. Встреча с выпускниками детского дома, учащимися ПУ и техникумов города
15. Познавательная игра "Ярмарка профессий" (презентация выпускниками выбранных профессий)
  Итого: 15 часов

В ходе 15 занятий подростки выполняют тестовые задания, направленные на расширение самопознания, знакомятся с миром профессий, а так же выполняют профессионально-технологические пробы П.С. Лернера. Завершаются занятия познавательной игрой "Ярмарка профессий" в ходе которой воспитанники презентуют выбранные ими специальности.

На заключительных занятиях, на которые приглашаются представители профессиональных училищ или осуществляется выход на экскурсии в училища, выпускники окончательно определяются с выбором профессионального маршрута.

Прогнозируемые результаты:

  • повышение мотивации к труду;
  • оказание адресной психологической помощи воспитанникам в осознанном выборе будущей профессии;
  • готовность воспитанников к профессиональному самоопределению и к возможной профессиональной переориентации в условиях изменений рынка труда.

Рабочая программа составлена на основе программ:

  • "Твоя профессиональная карьера" В.Н. Бондарева и др. М.: Просвещение, 2006 г.;
  • "Программа профориентационной работы" Н.С. Пряжкиной М.: ВАКО, 2005 г.;
  • "Выбор профессии" С.Н. Чистяковой М.: ВАКО, 2009 г.
Читать еще:


Новые материалы:

Интегрированный урок (немецкий язык + русский язык) по теме "Степени сравнения имен прилагательных" :: Урок русского языка в 5-м классе: "Правописание букв Ы и И после Ц" :: Слово и его строение. 5-й класс :: КВН по русскому языку. 3-й класс :: Урок литературы в 4-м классе по системе Л.В. Занковой на тему: "Сравнительный анализ лирических стихотворений К. Некрасовой "Весна" и Н. Заболоцкого "Весна в лесу" :: За пропастью во ржи ( Rebel in the Rye ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list24.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list24.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list24.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Преисподняя ( Brimstone ), 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD