Профориентационная работа педагога-психолога в МКОУ "Детский дом №1" г. Новокузнецка Кемеровской области : Классное руководство

Выбор профессии - важнейшее решение в жизни каждого человека. Часто по причине недостаточной информации о ситуации на рынке труда, ориентации на "модные" специальности подростки избирают профессии, не соответствующие их склонностям и способностям, а главное - потребностям рынка труда. Успешность выбора профессии во многом определяют и успешность человека в дальнейшей жизни, успешную социализацию в обществе.

Профориентационная работа в МКОУ "Детский дом №1" рассматривается как система социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих профессиональному самоопределению подростков и, исходя из особенностей воспитанников, направлена на воспитание и обучение выпускника, способного освоить специальность в учреждении начального или среднего профобразования. Цель профориентационной работы - помощь в выборе профессионального маршрута, соответствующего индивидуальным способностям и возможностям выпускников.

Профориентационная работа ведется в течение учебного года и включает в себя два этапа:

Этап 1. Диагностический. Цель - определение профессиональных склонностей и возможностей выпускников.

Пакет методик, помимо профориентационных, включает методики для диагностики когнитивной, коммуникативной и эмоционально-волевой сфер подростков (см. таблицу 1.).

Таблица 1. - Методики для диагностики когнитивной, коммуникативной, эмоционально-волевой и профессиональной сфер.

Название методики Для чего применяется Время проведения
Коммуникативная сфера.
Социометрия Определение социального статуса Сентябрь, апрель
Опросник Басса-Дарки Определение конфликтности Октябрь, апрель
Личностная сфера
Изучение общей самооценки (Г.Н. Казанцева) Определение самооценки Ноябрь
Самооценка психических состояний (Тест Айзенка) Определение тревожности, агрессивности, фрустрации, регидности Октябрь
Определение формулы темперамента Определение темпераментной структуры Ноябрь
Вопросник для определения свойств личности Выявление особенностей личности, определение сферы профессиональной деятельности Январь
Ценностный опросник Шварца Выявление ценностных ориентаций подростков Январь
Эмоционально-волевая сфера
Шкала тревожности Кондаша Определение общей тревожности Октябрь, апрель
Определения стиля учебной деятельности Определение стиля учебной деятельности (автономность, зависимость) Сентябрь, апрель
Когнитивная сфера
Определения уровня развития словесно-логического мышления (модификация методики Л.И. Переслени для учащихся 5-9 классов) 1) Выявление общей осоведомленности подростков

2) сформированности логических действий (классификация, умозаключения по аналогии, обобщение)

Октябрь, апрель
Тест структуры интеллекта Айзенка Определение уровня развития невербального интеллекта Октябрь, апрель
Десять слов Изучение особенностей памяти Октябрь, апрель
Корректурная проба Изучение особенностей внимания  
Изучение объема внимания Изучение объема внимания  
Профессиональная сфера
Анкета "Моя будущая профессия" Определение степени профессионального самоопределения подростков Ноябрь
Матрица выбора профессий Определение предпочитаемых сфер и видов труда. Определение профессий наиболее близких интересам и склонностям выпускника. Ноябрь
Перекресток - 1. Выявление наиболее привлекательных сфер труда, средств труда и уточнение наиболее привлекательных профессий Январь
Перекресток - 2. Уточнение желательного уровня профессионального образования; соотнести претензии по профессиональному образованию и предполагаемый уровень самостоятельности. Январь

После похождения диагностики, подростки знакомятся с результатами и определяются с примерным кругом профессии, которые совпадают и с их желанием работать в той или иной области производства, и с их профессиональными возможностями (способностями), и с тем кругом профессий которые могут быть предложены выпускникам детских домов профессиональными училищами.

Этап 2. Профориентационный. Работа с выпускниками по программе курса "Мой выбор" начинается с января месяца. Всего проводится 15 занятий по 45 минут каждое с периодичностью встреч 1 раз в неделю. Цель занятий - помощь воспитанникам в ориентации в мире профессий, соотнесение свох индивидуальных особенностей с требованиями, предъявляемыми различными профессиями к личностным особенностям человека.

Структура программы: 1) Формирование представления о собственных способностях и возможностях; 2) Соотнесение собственных возможностей выбранной профессии.

Таблица 2. - Календарно-тематическое планирование по курсу "Мой выбор"

№ занятия Тема занятия
1. Урок самопознания "Кем бы мне хотелось быть?"
2-3. Урок самопознания "Мои способности".
4. Диагностическая игра "Мои возможности"
5. Профессионально-технологическая проба самоопределения "Посмотри на себя и других"
6. Профессионально-технологическая проба самоопределения "Автобиографическая память"
Профессионально-технологическая проба самоопределения "Свобода общения"
8. Классификация профессий.
9. Профессии типа "Человек - техника". Мои способности и возможности
10. Профессии типа "Человек - техника". Мои способности и возможности
11. Профессии типа "Человек - знаковая система". Мои способности и возможности
12. Профессии типа "Человек - природа". Мои способности и возможности
13. Посещение ПУ, техникума по выбору выпускников
14. Встреча с выпускниками детского дома, учащимися ПУ и техникумов города
15. Познавательная игра "Ярмарка профессий" (презентация выпускниками выбранных профессий)
  Итого: 15 часов

В ходе 15 занятий подростки выполняют тестовые задания, направленные на расширение самопознания, знакомятся с миром профессий, а так же выполняют профессионально-технологические пробы П.С. Лернера. Завершаются занятия познавательной игрой "Ярмарка профессий" в ходе которой воспитанники презентуют выбранные ими специальности.

На заключительных занятиях, на которые приглашаются представители профессиональных училищ или осуществляется выход на экскурсии в училища, выпускники окончательно определяются с выбором профессионального маршрута.

Прогнозируемые результаты:

Рабочая программа составлена на основе программ:

Читать еще:


Новые материалы:

Религия восточных славян. 10-й класс :: Документально-поэтическая композиция "Войны священные страницы навеки в памяти людской". 11-й класс :: Познавательные задания на уроках истории для 6–7-х классов "Друзья Шерлока Холмса" :: Гражданское образование, граждане и социальные процессы :: Интегрированный урок (МХК + история) "Архитектурный облик Древней Руси" :: Винчестер ( Winchester ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мягкая мебель/Мягкая мебель / Ангстрем / Диван Мадрид Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD