«Героическим жителям Ленинграда посвящается…» : Классное руководство

Цели и задачи: напомнить детям об одном из самых трагических событий Великой Отечественной войны, рассказать о героической обороне Ленинграда и ее героях.

Приглушенно бьют звуки метронома, под которые ученик читает стихотворение:

Опять война, опять блокада…
А, может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться: правы.
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда – не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!

Ведущий 1: 27 января День воинской славы России. В этот день в 1944 году была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наше выступление.

Чтец: Город Петра – Гордость России и славы, –
Устоявший в неслыханном прежде бою,
Третий орден тебе,
Приколола держава,
На защитного цвета –гимнастерку твою.

Чтец: В истории – не первая осада,
Не первый голод, холод и пожарищ дым;
О том, что пережили люди Ленинграда,
Теперь все знают – было по плечу лишь им.

Ведущий 2: Гитлеру были ненавистны имя города на Неве, славные традиции и патриотизм его жителей.

Ведущий 1: Похоронив стратегию блицкрига, они увидели спасение в стратегии голода. Последовали многократные истеричные выкрики Гитлера, что блокированный Ленинград выжрет сам себя и, как спелый плод, сам упадет к нам в руки?

Ведущий 2: Обречь на мучительную медленную смерть как можно больше людей, оставшихся в живых, деморализовать, разобщить их, лишить воли к сопротивлению, пробудить животные инстинкты, взять Ленинград голыми руками, а пленных превратить в рабов, готовых за миску баланды на все? Вот что такое фашистская стратегия голода. И фашисты это орудие широко применяли, стремясь сломить волю людей к сопротивлению и укрепить свой тыл.

Чтец: На Ленинград обхватом с трех сторон
Шел Гитлер силой сорока дивизий.
Бомбил. Он артиллерию приблизил,
Но не поколебал ни на микрон,
Не приостановил ни на мгновенье
Он сердца ленинградского биенье,
И, видя это, разъяренный враг,
Предполагавший город взять с разбега,
Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.
И те пришли, готовые к победам,
А третий, Голод, шел за ними следом.

Ведущий 1: Пытал нас враг железом и огнем...
«Ты сдашься, струсишь, – бомбы нам кричали, –
Забьешься в землю, упадешь ничком.
Дрожа, запросят плена, как пощады,
Не только люди – камни Ленинграда!»

Чтец: Вставал рассвет балтийский ясный,
когда воззвали рупора:
– Над нами грозная опасность.
Бери оружье, Ленинград! –
А у ворот была в дозоре
седая мать двоих бойцов,
и дрогнуло ее лицо,
и пробежал огонь во взоре.
Она сказала: – Слышу, маршал.
Ты обращаешься ко мне.
Уже на фронте сын мой старший,
и средний тоже на войне.
А младший сын со мною рядом,
ему семнадцать лет всего,
но на защиту Ленинграда
я отдаю теперь его.
Иди, мой младший, мой любимый,
зови с собой своих друзей.
Да не падет на дом родимый
бесчестье плена и плетей!

(О. Берггольц)

Ведущий 2: 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек.

Чтец: Наш город в снег,
До пояса закопан.
И если с крыш,
На город посмотреть,
То улицы
Похожи на окопы,
В которых побывать успела
Смерть.

Чтец: Луна –
Скользит по небу одиноко,
Как по щеке
Холодная слеза.
И темные дома стоят без стекол,
Как люди,
Потерявшие глаза.
Но в то, что умер город наш, —
Не верьте!
Нас не согнут
Отчаянье и страх…

Чтец: И если в Ленинград ворвется враг,
Мы разорвем:
Последнюю из простынь,
Лишь на бинты,
Но не на белый флаг!

Чтец ...И летели листовки с неба
На пороги замерзших квартир:
Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..
Будет мир. Вам не снится мир?
Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли.
И не вышли к стене городской.

Ведущий 1: За время осады гитлеровцы обрушили на город 150 тысяч тяжелых снарядов, сбросили 5 тысяч фугасных и 10 тысяч зажигательных бомб. Были разрушены и сожжены 3174 здания, повреждены – 7143. Третья часть жилья была уничтожена.

Чтец: Без воды, без тепла, без света.
День похож на черную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь?
Умирали и говорили:
Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли.
На колени не встали, нет!
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош?..
Петр построил его на болоте,
Но прочнее земли не найдешь.Елена Рывина

(Звучит 7 симфония Д.Д. Шостаковича)

Ведущий 2: Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. В связи с этим продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 г. хлеба, а неработающие (служащие, иждивенцы, дети), по 125 г. хлеба в сутки.

Чтец: Вместо супа –
Бурда из столярного клея,
Вместо чая –
Заварка сосновой хвои,
Это было б ничего,
Только руки немеют,
Только ноги,
Становятся вдруг не свои.
Только сердце
Внезапно сожмётся как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце!
Надо стучать, если даже не можешь,
Ведь на наших сердцах –
Ленинград!
Бей сердце!
Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь:
Город клянётся, что враг не пройдёт!

Ведущий 1: Муки в этом хлебе почти не было! Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу.
Крошечный, почти невесомый ломтик:
Сто двадцать пять блокадных грамм.
С огнем и кровью пополам?

Чтец: На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти.
В глазах расширенных истома,
И щеки белые, как мел.
— Где твоя мама, мальчик?
—Дома.
—А где твой дом, сынок?
—Сгорел.
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает: хлеба нет…

Ведущий. Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Многие знают печальную историю 12-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке такие короткие трагические записи.

Чтец. «28 декабря 1941 года умерла Женя в 12.30 ночи».
«Бабушка умерла 25 января 1942 года в 3 часа».
«Лека умер 17 марта 1942 года в 5 часов утра».
«Дядя Вася умер 13 апреля 1942 года в 2 часа дня».
«Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра, 1942 год».
«Дядя Леша , 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Савичевы умерли все».
«Осталась одна Таня».

Ведущий. При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла.

Чтец 1:На салазках кокон пряменький
Спеленав, везет
Мать, заплаканная, в валенках,
А метель метет.
Старушонка лезет в очередь,
Охает, крестясь:
У моей вот тоже дочери
Схоронён вчерась.
Бог прибрал, и слава господу,
Легши им и нам.
Я сама-то скоро с ног спаду,
С этих со ста грамм?
Труден путь, далек до кладбища,
Как с могилой быть?
Довезти сама смогла б еще,
Сможет ли зарыть?
А не сможет, сложат в братскую,
Сложат, как дрова,
В трудовую, ленинградскую,
Закопав едва.
И спешат по снегу валенки,
Стало уж темнеть.
Схоронить трудней, мой маленький,
Легче умереть.

Ведущий 1: Но гитлеровцы просчитались. Ни жестокие бомбардировки с воздуха, ни артиллерийские обстрелы, ни постоянная угроза смерти от голода не сломили железной воли и патриотического духа ленинградцев.

Чтец.

Да, Ленинград остыл и обезлюдел,
И высятся пустые этажи,
Но мы умеем жить, хотим и будем,
Мы отстояли это право – жить.
Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких,
И этот город тем непобедим,
Что мы за чечевичную похлебку
Достоинство свое не продадим.
Есть передышка – мы передохнем,
Нет передышки – снова будем драться
За город, пожираемый огнем,
За милый мир, за все, что было в нем.
За милый мир, за все, что будет в нем,
За город наш; испытанный огнем,
За право называться Ленинградцем!

Аудиозапись. Звук метронома.

Ведущий 2: Сейчас вы слышите стук метронома. По Ленинградскому радио транслировали его равномерные, четкие удары. Этот звук напоминал биение сердца великого города, успокаивал и внушал уверенность – если звучит радио, значит, город живет и борется.

Чтец: Во тьме казалось: город пуст;
Из громких рупоров – ни слова,
Но неустанно бился пульс,
Знакомый, мерный, вечно новый.
То был не просто метроном,
В часы тревоги учащенный,
Но наше твердое – «живем!»,
Не дремлет город осажденный.

Ведущий 2: Из воспоминаний жителей блокадного Ленинграда:

Юлия Владиславовна Полховская Зимой для воды растапливали снег. Варили суп из горчицы, перца и соли. Весной в парке щипали траву, собирали корешки, потом выручала лебеда. Этим и кормились. …Еще помню, я ходила по улицам и в каждом камушке видела хлеб, поднесу ко рту – камень…

Зоя Смирнова-Торопова …Когда появилась первая травка, мы выпалывали её всю подряд и ели с солью. Когда во дворе травы не осталось, нас выводили на улицы и там мы не гуляли и не играли, а сидели на корточках, как старички, и щипали травку, щипали и ели, ели. Я держалась какой-то силой (видимо, молитвами мамы), но ноги были опухшие. Помню, я увидела на дороге нарисованные классики, подняла ногу и хотела подпрыгнуть, но, увы! ноги не слушались, я расплакалась в ужасе, что я никогда не смогу прыгать.

Владимир СорокинНемцы Бадаевские продовольственные склады сразу разбомбили, горели они, а мы, мальчишки, смеялись. Не понимали, что нас ждет. Сгорело все: мука, масло, сахар. Потом, зимой, туда женщины ходили, землю отковыривали, варили, процеживали. Получался сладкий отвар. От сахара.
Дома – без света и тепла,
И без конца пожары рядом.
Враг зажигалками дотла.
Спалил Бадаевские склады.
И мы Бадаевской землёй.
Теперь сластим пустую воду.
Земля с золой, земля с золой –
Наследье прожитого года.
Блокадным бедам нет границ:
Мы глохнем под снарядным гулом,
От наших довоенных лиц.
Остались лишь глаза и скулы.

Ведущий 2: Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились».

Ведущий 1: Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Чтец: Девчонка руки протянула
И головой —
На край стола.
Сначала думали —
Уснула,
А оказалось —
Умерла...
Ее из школы на носилках
Домой
Ребята понесли.
В ресницах у подруг
Слезинки
То исчезали, то росли.
Никто
Не обронил ни слова.
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья —
После похорон.
Ведущий 1: Ленинградцы умирали, но как? Они оставались героями до последнего вздоха, их смерть призывала живых к настойчивой неукротимой борьбе. От малого до старого все испытывали голод, но они трудились и жили с надеждой на торжество победы.

Чтец: Девочка у рояля
Дочери моей, Марианне Дранишниковой
Стрелки непочиненных часов,
Как трамваи, неподвижно стали.
Но спокойно, под набат гудков,
Девочка играет на рояле.
У нее косички за спиной.
На диване в ряд уселись куклы.
Бомба, слышишь? В корпус угловой...
Дрогнул пол... Коптилка вдруг потухла.
Кто-то вскрикнул. Стекла, как песок,
Заскрипели под ногой. Где спички?
Девочка учила свой урок,
В темноте играя по привычке.
Так еще не пел нам Мендельсон,
Как сейчас в тревогу. И весь дом был
Музыкой нежданной потрясен.
В грозный час разрыва близкой бомбы.
И наутро, в очередь, идя,
Постояла я под тем окошком.
Ты играешь, ты жива, дитя.
Потерпи еще, еще немножко.
Зимовать остался Мендельсон.
Как надежда, музыка бессмертна.
Стали стрелки. Город окружен.
До своих большие километры.
Хлеб, как пряник, съеден по пути.
Раскладушка в ледяном подвале.
...Но, как прежде, ровно с девяти
Девочка играет на рояле.Варвара Вольтман-Спасская

Ведущий 1: «Все для фронта, все для победы!» — боевой девиз рабочих Ленинграда. За 900 героических дней они произвели для фронта более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4600 полевых орудий, 12000 минометов, станковые и ручные пулеметы, 10 миллионов снарядов и мин,

Чтец: Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких,
И этот город тем непобедим,
Что мы за чечевичную похлебку –
Достоинство свое не продадим.
Есть передышка — мы передохнем,
Нет передышки — снова будем драться.
За город, пожираемый огнем,
За милый мир, за все, что было в нем.

Чтец: За милый мир, за все, что будет в нем,
За город наш; испытанный огнем,
За право называться ленинградцем!
Стой, как стоял, ваш город величавый,
Над свежею и светлою Невой,
Как символ мужества, как воплощенье славы,
Как разума и воли торжество!

Ведущий 2: Но рабочие требовались еще больше, так как прежние уходили в ополчение. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

Чтец: Да, мы не скроем – в эти дни
Мы ели клей, потом ремни,
Но, съев похлебку из ремней,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части
Необходимые войне.
И он точил, пока рука
Могла производить движенья.
А если падал – у станка,
Как падает солдат в сраженье.

Ведущий. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. По воде и льду Ладожского озера проложили ленинградцы дорогу, соединившую город с Большой землей, не занятой врагом. Эта дорога была названа Дорогой жизни.
22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

Чтец. «Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.

Ведущий. Больше двух лет, днем и ночью, шли Дорогой жизни корабли и машины, спасая Ленинград от голодной смерти. Водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики – обслуживал ледовую трассу. Все, они работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.

Чтец. Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут – пустяк,
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет.
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он.
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт.
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит.
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
Сто двадцать пять блокадных грамм.
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря священным даром назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех.
Хотя бы крошку бросить наземь.

Ведущий. 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде, из них 15249 детей.

Чтец. Кто в город не пустил врага,
Кто в смертной схватке
Одолел блокаду, –
Тому, как высший орден, дорога
Медаль «За оборону Ленинграда».

Ведущий. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 км от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады.

Ведущий. Ленинградцы выстояли и победили. 27 января 1944 года – день великого ликования ленинградцев, которого упорно ждали город-фронт и все его защитники 900 долгих дней и ночей.

Чтец. Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором.
И жизнью смерть была побеждена.
И победили человек и город!
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой.
Неугасима память поколений.
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье.
И в скорби постоим и помолчим (В. Суслов)

Ведущий. За мужество и героизм, проявленные жителями блокадного города, Ленинград получил звание – Город-Герой, награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».
Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!

Чтец: И снова мир с восторгом слышит
Салюта русского раскат.
О, это полной грудью дышит
Освобожденный Ленинград!

Чтец: Стой, как стоял, наш город величавый,
Над свежею и светлою Невой,
Как символ мужества, как воплощенье славы,
Как разума и воли торжество!

Примечание: видео-аудиоматериалы спрашивайте у автора статьи

Читать еще:


Новые материалы:

Занятие по речевому развитию "Золотая осень в гости к нам пришла" (подготовительная группа) :: Консультация для молодых педагогов "Организация сюжетной игры в детском саду" :: Конспект занятия "Дорожный человек" :: Поисково-экспериментальная деятельность детей как средство познавательной мотивации ребенка-дошкольника: способы нанесения письма (текста) на бумагу ::
Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list6.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list6.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list6.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20
"Путешествие в страну сказок Г.Х. Андерсена" – литературная викторина для детей 5–6 лет :: Миссия: невыполнима 6 ( Mission: Impossible 6 ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Столы и стулья / Ангстрем / Комплект Бейз Х 7 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана : География

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD