Классный час «Как мы говорим?» : Классное руководство

Цели.

1. Формировать навыки правильной, нормированной устной и письменной речи.

2. Воспитывать любовь к своему языку, бережное отношение к нему.

3. Развивать умение “слышать” свою речь, речь своих товарищей и взрослых.

Оборудование: презентация, карточки для ролевых игр.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса.

- Эти слова великого русского писателя, мастера слова я взяла в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку, которые обращены к каждому из нас, его потомкам.

- В чем смысл этого обращения?

- Что значит беречь русский язык?

(Правильно, точно употреблять слова, ставить ударения, не засорять свою речь словами “паразитами”, знать грамматику, пунктуацию, орфографию; т.е. соблюдать языковые нормы или литературные нормы языка. Филологи, ученые, изучающие слова, выделяют следующие нормы: произносительные, грамматические, лексические. Беречь язык – значит соблюдать нормы.)

Эксперимент 1

- А знаем ли мы эти нормы, хорошо ли мы владеем языком? Я предлагаю провести небольшой эксперимент.

Задание: прочитать слова. (звонИт, баловАть, газопровОд, каталОг, завИдно, откУпорить, облЕгчить, пЕрчить, ТвОрог, творОг, хвОя.)

- Очень часто даже взрослые делают ошибки в постановке ударения. Да, слово – великая сила, словом можно обидеть, даже ранить сильнее, чем оружием, словом можно поддержать и утешить в трудную минуту, словом можно развеять грусть и рассмешить. Научившись владеть словом, можно стать интересным собеседником.

- Пытается ли кто-нибудь из вас анализировать свою речь?

(В обычном разговоре между собой большинство не следит за правильностью своей речи. Часто мы не можем грамотно выстроить предложения, так, чтобы создался текст; кому-то стоит большого труда произнести несколько фраз, чтобы они звучали культурно, интересно и правильно)

- Слова-паразиты мешают восприятия сказанного и просто отвлекают внимание собеседника, вызывают раздражение. Следует избавиться от частого употребления таких слов, как “в принципе”, “значит”, “это самое”, “понимаешь”, “короче”, “ну”, “так сказать” и т.д. Слова-паразиты – это такая же проблема, как и проблема выбора слов. Многие так привыкли к словам-паразитам, что заполняют ими все паузы в речи.

2. Слова-паразиты.

Эксперимент 2

- Давайте посмотрим, делают ли слова-паразиты речь красивее.

Ну, значит, я стоял на вершине пологого холма; ну, и это самое, передо мною то золотым, то, понимаешь, посеребренным морем раскинулась и пестрела, так сказать, спелая рожь.

Короче, не бегало зыби по этому морю; в принципе, не струился душный воздух: ну, и назревала гроза великая.

Около меня ну солнце еще светило – горячо и, это, тускло; но там, понимаешь, за рожью, не слишком далеко, ну и темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой, это самое, половине небосклона.

- Ребята, понравился вам текст?* Хорошо воспринимается?

- А вы знаете, чей отрывок я “испортила”? (Стихотворение в прозе И.С.Тургенева “Голуби”)

- Давайте уберем слова-паразиты и послушаем, как звучит это стихотворение.

(Повторное чтение без слов-парзитовю)

3. Жаргонизмы

- Но все-таки среди молодежи больше распространено употребление жаргонизмов. Редко когда услышишь разговор без употребления жаргона. Это вошло в привычку, никто не обращает внимания на такие мелочи. Скорее вызовет удивление речь, в которой не будет жаргонных слов.

- Поднимите руки, ребята, кто из вас любит читать книги?

- К сожалению, подростки и молодежь очень мало читают, их полностью захватили телевизор и компьютер. А то, что они знают лучше всего, - тексты популярной музыки – представляет собой набор однотипных клеше.

- Слово “жаргон” – франц. означает особый язык, употребляемый в группах людей, объединенных одной профессией, занятиями, общими интересами, увлечениями.

Задание группам.

Вытягивают карточки с жаргонизмами и ситуацией. Составить диалог на тему, используя жаргонизмы.

Обсуждение.

- Ребята, а вы употребляете в своей речи такие слова? Можно ли без них обойтись?

- А для чего же тогда молодежь употребляет в своей речи жаргонизмы?

- Правильно, чтобы выделиться, обособиться. Сделать речь понятной только лишь кругу сверстников. Вторая причина – желание противостоять общепринятому, норме. А третья – действие законы экономии, который выражается в том, что носители языка предпочитают короткие формы. Несмотря на то, что молодежный сленг очень популярен и распространен, он все же не способствует повышению уровня культуры речи, а, наоборот, расшатывает литературную норму.

- Мы в своей школе проводили исследование молодежного сленга. Самые распространенные слова употребляемые молодежью.

- Как вы думаете, какие?

- А знаете откуда пришло и как произошло, например, слово “ЛОХ”?

- В “Толково-словообразовательном словаре” Т.Ефремовой, где рядом стоит помета “разговорное, сниженное”, читаем “наивный, доверчивый человек”. Известно, что лохи существовали в России с незапамятных времен. О, есть и другое значение слова “лох” - “семга, лосось, облоховившийся по выметке икры: лосось для этого подымается с моря по речкам, а выметав иекру, идет еще выше и становится в омуты, чтобы переболеть; мясо белеет. Блеск из черни проходит в серебристость, подо ротом вырастает хрящевый крюк, вся рыба теряет весу иногда наполовину и называется лохом”. В общем, как больного лосося можно брать голыми руками, так и разиню- простака легко провести.

Но есть еще одно значение слова: дикая маслина, кустарник или деревце с узкими серебристыми листьями съедобными ягодами. Тоже есть связь с нашим “лохом”: лоха “кинуть” - все равно, что эту ягодку проглотить, а косточку выплюнуть.

Игра на скорость “С русского на русский!”

- Я вам даю карточки со словами, вы должны сделать слово понятным.

- Нельзя требовать от всех да и невозможно добиться, чтобы все говорили на литературном языке, ведь сленг не может исчезнуть из нашей речи в одночасье. Тем более, что устная речь подразумевает не слишком жесткое следование правилам русского языка, в отличие от письменной. Нужно контролировать свою речь, слушать себя во время разговора, говорить не торопясь.

Задание 3: Сделать рекламу русского языка, необходимости соблюдать нормы и следовать им.

- Подведем итог. Итак, в речи, как в зеркале, отражается человек, его культура, богатство души, отношение к тому, что он говорит, а чтобы речь была красивой и правильной, соответствовала литературным нормам, необходимо соблюдать некоторые правила. И я вам эти правил даю. Помните, что речь человека – это важная составляющая его имиджа.

Улетело сказанное слово,
Как песок сквозь пальцы утекло,
Но оно кого-то укололо
И обиду дальше унесло.

А ведь надо просто научиться
Грамотно использовать слова
И не постесняться извиниться,
Только грубость вырвется едва.

Пусть слова бегут вперед игриво,
Радуясь, лаская и смеша.
Как приятно говорить красиво,
Сленгом в разговоре не греша.

- Спасибо вам, ребята, за разговор. Я надеюсь, что сказанное сегодня не пройдет даром. И помните слова И.Тургенева “Наш язык, наш прекрасный русский язык…”.

Читать еще:


Новые материалы:

Тема урока: "Два проявленья стихии одной…" (по лирике Ф.И. Тютчева) :: Разработка урока "Открытие писателя" (Анализ рассказов Л.Е. Улицкой "Народ избранный" и "Перловый суп") :: Комплексный анализ текста на уроках литературы. Лирика С.А. Есенина :: Интегрированный урок (литература + музыка) по теме "Я гимн Отечеству пою и славлю Родину свою…" (Гимн – один из жанров в музыке и литературе) :: Урок литературы в 8-м классе "Как большой любитель жить, выжил я, ребята!" (по поэме А.Т. Твардовского "Василий Теркин") :: Русские евреи. Фильм третий. После 1948 года (), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Матрасы/Матрасы / Ангстрем / Матрас Relax Bliss (900х2000 мм) Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Как убрать мешок на животе после родов

убрать мешок на животе после родов Не ошибусь, если скажу, что все молодые мамочки мечтают вернуть живот после родов в прежнее состояние, вернуться к своему...

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как в домашних условиях накачать мышечную массу

Как нарастить мышечную массу в домашних условиях? Советы и рекомендации У вас огромное желание иметь красивое, мощное, мускулистое тело, но нет возможности...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD