Влияние семейного воспитания на формирование у ребенка агрессивного поведения : Классное руководство

Влияние семейного воспитания на формирование у ребенка агрессивного поведения : Классное руководство

В настоящее время повышенная агрессивность свойственна многим детям независимо от их возраста, пола, социального положения. Данное утверждение подтверждается результатами ежегодных наблюдений за детьми в образовательных учреждениях - повышенная агрессивность свойственна примерно одной трети учащихся.

Особенно повышенная агрессивность проявляется в начальном звене – в силу возрастных особенностей дети еще не умеют в полной мере контролировать свои эмоциональные проявления, управлять своими поведенческими реакциями и, при этом, характеризуются несформированностью элементарных навыков общения, налаживания коммуникаций. В начальном звене агрессия проявляется как в вербальной, так и в физической форме. Учащиеся 2–4, а в отдельных случаях и 5 классов не умеют договариваться в спорных вопросах, уступать другим ребятам в игре, решать возникающие конфликты неагрессивным способом. Школьники данной категории, в основном, общаются посредством грубых слов, выражений и кличек, не используют во взаимодействии с окружающими элементарные вежливые слова, часто прибегают к физическим формам воздействия на обидчика – могут толкнуть, ударить, укусить и т.п.

Причинами данного отклонения в поведении является отсутствие в поведенческом арсенале детей других – неагрессивных и социально приемлемых – способов общения и взаимодействия с окружающими. Немаловажную роль в формировании повышенной агрессивности детей играют и сами родители – агрессивное поведение по отношению к окружающим как пример нежелательного поведения, жестокое обращение с детьми в процессе воспитания, недостаток эмоционального тепла и гипоопека (и другие дисгармоничные типы воспитания) [3].

С возрастом данные особенности детей становятся все более привычными (закрепляются в поведении), агрессивность детей приобретает более выраженную враждебность и начинает граничить с противоправным поведением [6].

Именно поэтому работа по коррекции агрессивных проявлений необходима в младшем школьном возрасте (и ранее), т.к. подобные состояния легче исправить, когда они еще не закрепились как тенденция в поведенческом арсенале детей [1].

В связи с этим роль родителей в своевременной профилактике и коррекции агрессивного поведения у детей невозможно переоценить. Знание и понимание ими механизмов формирования агрессивного поведения, особенностей проявления агрессивности в детском возрасте, основных способов снижения детской агрессивности является важным условием создания преемственности в профилактической и коррекционной работе между школьным психологом (а также другими педагогами школы: классным руководителем, воспитателем группы) и самими родителями.

Представленное родительское собрание включает следующие основные этапы: мотивационный, диагностический, основной – изучение теоретической информации и отработка практических навыков, а также заключительный – рефлексивный (Приложение №1). На каждом из этапов предусмотрены отдельные методические приемы, позволяющие повысить эффективность проведения родительского собрания за счет:

- создания ситуации открытого общения между педагогом и родителями, что, в свою очередь, приводит к снижению напряженности родителей и выступающего педагога,

- вовлечения родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов,

- предоставления возможности родителям поделиться собственным опытом.

Это и использование во время выступления метафор, и проведение экспресс – диагностики, и организация обсуждения поставленного вопроса в группе/паре, и использование большого числа наглядного материала, и подкрепление сказанного памятками и т.д. Все это позволяет превратить родителей из пассивных слушателей в активных участников происходящего.

Цель: психологическое просвещение родителей о причинах возникновения агрессии в детском возрасте, формах проявления агрессивного поведения, мерах профилактики и способах коррекционного воздействия.

Адресат: Родители учащихся начальных классов. Данная разработка также может использоваться для психологического просвещения педагогов ОУ (классных руководителей, воспитателей).

Необходимое оборудование: раздаточный материал на каждую подгруппу: заготовка “Вредные и полезные советы” (Приложение №5); раздаточный материал для каждого родителя: заготовка “Портфельчик с полезностями” (Приложение №2), экспресс – анкета “Признаки агрессивности” (Приложение №4); памятка для родителей “Релаксационные упражнения для снижения мышечного напряжения агрессивных детей” (Приложение №6); буклет-памятка для родителей “Если ребенок агрессивен” (Приложение №7), памятка ““Продвинутым” родителям” (Приложение №8), ручки; материал для практического задания “Портрет агрессивного ребенка” (Приложение №3); компьютерная презентация (Приложение №10), компьютерная техника (ПК, мультимедиапроектор). Приложение №9

Дополнительная информация:

- Данная разработка родительского собрания является составляющей “Программы занятий по коррекции агрессии и развитию коммуникативных навыков младших школьников “Школа общения””, которая была представлена на конкурсы Республиканского и Всероссийского уровней “Пси-перспектива - 2012”, “Новые технологии для новой школы - 2013”, по итогам которых автор становился Лауреатом (подтверждающие документы представлены в Приложении №9).

Список использованной литературы

  1. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. М., Генезис, 2009.
  2. Колосова С. Агрессия и агрессивность // Школьный психолог, 2000, №25.
  3. Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2005.
  4. Решетникова О. Агрессия не бывает скучной // Школьный психолог, 2006, №22.
  5. Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями // Школьный психолог, 2006, №19.
  6. Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб., Речь, 2007.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок английского языка в 3-м классе "Food" :: Урок по теме "Food" на основе УКМ "Enjoy English" М.З. Биболетовой. 3-й класс :: Урок английского языка по теме "Животные". 2-й класс :: Разработка урока по немецкому языку на тему "Всемирно известные города России и Германии" :: Урок-путешествие по теме: "Деление натуральных чисел" :: Голем ( The Limehouse Golem ), 2016 :: Дом и дача/Освещение/Новый Год/Праздничный стол/Светильники для кухни / Odeon Light / Подвесной светильник Veki 3300/1 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD