Влияние семейного воспитания на формирование у ребенка агрессивного поведения : Классное руководство

В настоящее время повышенная агрессивность свойственна многим детям независимо от их возраста, пола, социального положения. Данное утверждение подтверждается результатами ежегодных наблюдений за детьми в образовательных учреждениях - повышенная агрессивность свойственна примерно одной трети учащихся.

Особенно повышенная агрессивность проявляется в начальном звене – в силу возрастных особенностей дети еще не умеют в полной мере контролировать свои эмоциональные проявления, управлять своими поведенческими реакциями и, при этом, характеризуются несформированностью элементарных навыков общения, налаживания коммуникаций. В начальном звене агрессия проявляется как в вербальной, так и в физической форме. Учащиеся 2–4, а в отдельных случаях и 5 классов не умеют договариваться в спорных вопросах, уступать другим ребятам в игре, решать возникающие конфликты неагрессивным способом. Школьники данной категории, в основном, общаются посредством грубых слов, выражений и кличек, не используют во взаимодействии с окружающими элементарные вежливые слова, часто прибегают к физическим формам воздействия на обидчика – могут толкнуть, ударить, укусить и т.п.

Причинами данного отклонения в поведении является отсутствие в поведенческом арсенале детей других – неагрессивных и социально приемлемых – способов общения и взаимодействия с окружающими. Немаловажную роль в формировании повышенной агрессивности детей играют и сами родители – агрессивное поведение по отношению к окружающим как пример нежелательного поведения, жестокое обращение с детьми в процессе воспитания, недостаток эмоционального тепла и гипоопека (и другие дисгармоничные типы воспитания) [3].

С возрастом данные особенности детей становятся все более привычными (закрепляются в поведении), агрессивность детей приобретает более выраженную враждебность и начинает граничить с противоправным поведением [6].

Именно поэтому работа по коррекции агрессивных проявлений необходима в младшем школьном возрасте (и ранее), т.к. подобные состояния легче исправить, когда они еще не закрепились как тенденция в поведенческом арсенале детей [1].

В связи с этим роль родителей в своевременной профилактике и коррекции агрессивного поведения у детей невозможно переоценить. Знание и понимание ими механизмов формирования агрессивного поведения, особенностей проявления агрессивности в детском возрасте, основных способов снижения детской агрессивности является важным условием создания преемственности в профилактической и коррекционной работе между школьным психологом (а также другими педагогами школы: классным руководителем, воспитателем группы) и самими родителями.

Представленное родительское собрание включает следующие основные этапы: мотивационный, диагностический, основной – изучение теоретической информации и отработка практических навыков, а также заключительный – рефлексивный (Приложение №1). На каждом из этапов предусмотрены отдельные методические приемы, позволяющие повысить эффективность проведения родительского собрания за счет:

- создания ситуации открытого общения между педагогом и родителями, что, в свою очередь, приводит к снижению напряженности родителей и выступающего педагога,

- вовлечения родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов,

- предоставления возможности родителям поделиться собственным опытом.

Это и использование во время выступления метафор, и проведение экспресс – диагностики, и организация обсуждения поставленного вопроса в группе/паре, и использование большого числа наглядного материала, и подкрепление сказанного памятками и т.д. Все это позволяет превратить родителей из пассивных слушателей в активных участников происходящего.

Цель: психологическое просвещение родителей о причинах возникновения агрессии в детском возрасте, формах проявления агрессивного поведения, мерах профилактики и способах коррекционного воздействия.

Адресат: Родители учащихся начальных классов. Данная разработка также может использоваться для психологического просвещения педагогов ОУ (классных руководителей, воспитателей).

Необходимое оборудование: раздаточный материал на каждую подгруппу: заготовка “Вредные и полезные советы” (Приложение №5); раздаточный материал для каждого родителя: заготовка “Портфельчик с полезностями” (Приложение №2), экспресс – анкета “Признаки агрессивности” (Приложение №4); памятка для родителей “Релаксационные упражнения для снижения мышечного напряжения агрессивных детей” (Приложение №6); буклет-памятка для родителей “Если ребенок агрессивен” (Приложение №7), памятка ““Продвинутым” родителям” (Приложение №8), ручки; материал для практического задания “Портрет агрессивного ребенка” (Приложение №3); компьютерная презентация (Приложение №10), компьютерная техника (ПК, мультимедиапроектор). Приложение №9

Дополнительная информация:

- Данная разработка родительского собрания является составляющей “Программы занятий по коррекции агрессии и развитию коммуникативных навыков младших школьников “Школа общения””, которая была представлена на конкурсы Республиканского и Всероссийского уровней “Пси-перспектива - 2012”, “Новые технологии для новой школы - 2013”, по итогам которых автор становился Лауреатом (подтверждающие документы представлены в Приложении №9).

Список использованной литературы

  1. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. М., Генезис, 2009.
  2. Колосова С. Агрессия и агрессивность // Школьный психолог, 2000, №25.
  3. Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2005.
  4. Решетникова О. Агрессия не бывает скучной // Школьный психолог, 2006, №22.
  5. Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями // Школьный психолог, 2006, №19.
  6. Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб., Речь, 2007.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок изобразительного искусства на тему "Плакат". 6-й класс :: Экспериментальная образовательная программа "Декоративный рисунок" :: Гармония цвета :: Мастера «галантного жанра» :: Изображение предметного мира – натюрморт. 6-й класс :: Счастье быть одной ( Assolo ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Банкетки и скамьи/Мебель/Прихожие/Банкетки, Пуфы, Сундуки/Банкетки-сундуки / DG-Home / Банкетка-сундук Curious Ottoman DG-F-PF133 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD