Воспитание толерантного поведения младших школьников : Классное руководство

Толерантность в переводе с английского – это возможность услышать другого, понять иного. Иногда толерантность переводится как «терпимость» в значении терпимости по отношению к другому.

Толерантность – искусство жить рядом с непохожими, способ решения конфликтов, искусство цивилизованного компромисса. Насколько успешно сумеют наладить взаимодействие и совместную жизнь люди, придерживающиеся различных, зачастую противоположных норм и ценностей, настолько проще будет справиться с любыми глобальными проблемами.

В школу приходят дети разных национальностей, из разных семей с разным социальным статусом, с разными материальными возможностями.
Необходимо научить младших школьников уважать не только себя, но и тех, кто рядом.

В начальной школе формирование толерантного отношения к окружающим людям имеет своей целью воспитание у младшего школьника чувства уверенности в себе и уважения самого себя и других. 

Трудно переоценить значение рассказов, из которых дети извлекают уроки и нравственные выводы. Именно, читая, их мы обращаем внимание детей на добрые дела и поступки.  Учитель начальных классов использует разнообразные формы работы на уроке.

Это:
– работа в диалоге (работа в паре, в группе). Именно на таких уроках младшие школьники учатся слушать друг друга, помогать, оценивать свою и чужую работу, отстаивать свое собственное время, не обижая при этом других, терпимо относиться к чужим ошибкам;
– использование на уроках естественных ситуаций или создание их искусственно для разъяснения характера возникающих между детьми взаимоотношений (отношение к учению, труду, дружбе, поступкам, отметкам);
– знакомство детей с такими художественными произведениями, которые помогут выработать у детей чувство сопереживания, сострадания, сформировать определенные нравственные позиции;
– использование игровой технологии (содержание игр обращает внимание детей на нравственную сторону взаимоотношений);
 – личный пример учителя.                      

В классе нередко случаются конфликты. Классному руководителю необходимо всегда подчёркивать мысль о том, что любая проблема разрешима.

Для разрешения конфликтных ситуаций необходимо:
1. Определить проблему; обсудить с детьми, которых коснулась эта проблема, их поведение.
2. Оставаясь нейтральным, дать возможность высказаться всем участникам конфликта, никого не прерывая.
3. Продумать ряд решений, узнать у детей, как они смогли бы разрешить проблему.
4. Обосновать решения.
5. Добиться согласия по выбранному решению.

6. Выполнение решения

Необходимо научить детей принимать друг друга такими, какие они есть. Критика должна быть конструктивной. Данная критика не может быть направлена на конкретную личность, она должна быть обращена к трудной ситуации. Нельзя навешивать ярлыки: «ты неумеха», « ты лентяй» и тому подобное. Такая обобщенная критика унижает достоинство ребёнка, и он отказывается от решения трудных для себя задач.

Существуют  следующие направления обучения толерантности:

1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.
2. Понимание того, что требуется уважать различия между людьми.
3. Понимание принципа взаимозависимости, как основы совместных действий. Учащихся следует приучать к совместному решению проблем и разделению труда. При выполнении заданий – это наглядно показывает, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
4. Приобщение к культуре мира.

Школьники, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития общества.

Толерантность предусматривает:

1. Терпимость к чужим мнениям.
2. Сотрудничество.
3. Отказ от причинения вреда кому-либо.
4. Расположенность к другим людям.
5. Снисходительность.
6. Терпение.
7. Чуткость.
8. Доверие.
9. Доброжелательность.
10. Умение владеть собой.
11. Умение не осуждать других.
12. Гуманизм.
13. Умение слушать собеседника.
14. Способность слушать собеседника.
15. Любознательность.
16. Чувство юмора.
На уроках воспитание толерантности происходит с помощью словарной работы, дидактических игр, бесед, тестирований, работы с афоризмами.

I. Словарная работа

Давайте заполним кроссворд, записанный на доске

1. От слова «привет» образуйте слово, отвечающее на вопрос «какой?» (Приветливый.)
2. Запишите антоним к слову до свидания. (Здравствуйте.)
3. Запишите синоним к словам красивый, пригожий. (Прекрасный)
4. Пословица. Вставьте пропущенное слово (ед. ч). С каким ____ живешь, такого обычая и держишься. (Народ.)
5. Совокупность людей, объединенных общим делом, где проявляют заботу друг о друге. (Коллектив.)

Карточки словарных слов вывешиваются на наборное полотно.
Прочтите ключевое слово. (ТЕРПЕНИЕ)

Игра

В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся не толерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.

1) Младший брат сломал твою игрушку.

  • Ты его прощаешь.
  • Ты ударяешь его.

2) Ты поссорился со своей сестрой.

  • Ты попытаешься объясниться с ней.
  • Ты обижаешься и мстишь.

3) С тобой поступают жестоко.

  • Ты отвечаешь тем же.
  • Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

4) Ты недоволен собой.

  • Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
  • Ты все сваливаешь на других.

5) Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

  • Ты устраиваешь истерику
  • Ты идешь с ними гулять.

Тестирование

В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность. Снова нам нужны будут кружки красного цвета. Если вы выбираете ответ, в котором у меня отмечено красным кружком , вы тоже оставляете себе красный кружок.
1. Саша плохо одет...

  • Это неважно.
  • Ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет.

  • Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
  • Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь

3. На твоих глазах на кого-то нападают...

  • Ты пытаешься защитить его.
  • Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

4. Цвет кожи у Джека отличается от  твоего...

  • Ты стремишься лучше узнать его.
  • Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".

5. Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой...

  • Ты говоришь, что все девочки – нули.
  • Ты разговариваешь с ней.

6. Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком...

  • Ты говоришь, что все мальчики – нули.
  • Ты разговариваешь с ним.

7. К тебе подходит ребенок-инвалид...

  • Ты естественным образом разговариваешь с ним.
  • Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Если у тебя 6 кружков, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 2 до 5 кружков, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.
У тебя менее 2 кружков: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!
Все мы знаем, как должны поступать в каждой ситуации. Но всегда ли правильно выбираем стиль поведения? Как стать более терпимым человеком,
 толерантным? Конечно, не у всех это сразу получится. Но этому можно научиться. Обратимся сначала к тем знаниям, которые у нас уже есть.

Легенда североамериканских индейцев

Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печки. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.
Конечно, люди не только создавали подобные легенды. Существует наука антропология, изучающая происхождение и изменения физического типа человека. А почему люди говорят на разных языках?
По библейской легенде, все люди когда-то были одним народом и говорили на одном языке. Возгордившись, они стали строить огромную Вавилонскую башню, по которой надеялись попасть на небо. За это Бог разгневался на них и разделил языки. Люди больше не могли договориться друг с другом, и строительство башни прекратилось. Так возникли разные народы.
Сколько сейчас на Земле народов? Ответы учеников.
На Земле наберется по меньшей мере 15 тысяч, а возможно, и 20 тысяч разных народов и языков. Какие народы самые многочисленные в мире? Ответы учеников.

Работа с афоризмами

Афоризмы для работы

Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует (Ф.Бэкон)
Сострадание правит миром (Древнеиндийский афоризм)
Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством (Конфуций)
Чтобы поверить в добро, надо начать его делать (Л.Толстой)
Кто ищет зла, к тому оно приходит (Соломон)

Читать еще:


Новые материалы:

Урок русского языка «Обозначение буквами парных согласных звуков на конце слова». 1-й класс :: Урок русского языка на тему "Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных" :: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. 3-й класс :: Преемственность дошкольного и начального образования :: Урок литературного слушания «Ш. Перро "Красная шапочка"». 1-й класс :: Четверо против банка ( Vier gegen die Bank ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Детская/Детские кровати от 3 лет/Матрасы / Askona / Матрас односпальный Promo victory 2000х900 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD