Семинар-практикум для педагогов «Позитивное взаимодействие классного руководителя и родителей» : Классное руководство

Семинар-практикум для педагогов «Позитивное взаимодействие классного руководителя и родителей» : Классное руководство

Каждая семья представляет явление особое,
 индивидуальное, и воспитательная работа
 в одной семье вовсе не должна быть
 точной копией такой же работы в другой.
А.С. Макаренко

Цели:

  • Оказание помощи педагогам в межличностном взаимодействии с родителями.
  • Обучение позитивным правилам и приёмам, облегчающим общение с родителями.

Участники: педагоги

Материалы: Листы бумаги А4, цветные карандаши, маркеры

Формы работы: мозговой штурм, практические упражнения.

Ход семинара

1. Актуальность

С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей классный руководитель должен добиваться того, чтобы дети с родителями понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье. Немаловажным условием взаимодействия семьи и классного руководителя является разумность тех требований, которые педагог предъявляет к родителям и ребенку.
Большой эффект во взаимодействии семьи и классного руководителя будет, если педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в классе и в школе. В общении с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в классе мероприятиях.

2. Практическая работа

Разминка «Незаконченное предложение»

Участникам семинара предлагалось продолжить высказывание: «В работе классного руководителя самым сложным для меня является...» При анализе результатов выделялись группы трудностей, с которыми сталкиваются классные руководители, особенно в системе взаимоотношений «учитель—родитель».

Упражнение «Взаимодействие»

Участники объединились в две группы — «Родители» и «Учителя». Каждая группа заполняла таблицу с позиции «Я — родитель» или «Я — учитель».

Педагоги в позиции родителей отметили, что они ожидают от учителя взаимопонимания, организованности, краткости, хотят услышать хорошее именно о своем ребенке, надеются на оказание помощи в случае необходимости.

Педагоги в позиции учителя, в свою очередь, ожидают от родителей заинтересованности, уважения к себе, активности, внимания и понимания.

Здесь достаточно интересным было бы обсуждение смыслов, которые и «учителя», и «родители» вкладывают в те или иные понятия. Может быть, в каких-то случаях разногласия в понимании смысла являются источником если не конфликта, то назревания конфликтной ситуации.
Знание или представление об ожиданиях друг друга помогает сблизить позицию педагога и родителя, привести их к сотрудничеству, подчиненному интересам ребенка.

Родители Учителя

Ожидания
от учителя
на родительском
собрании

Я - родитель

Ожидания
от родителей
на родительском
собрании

Я - учитель

В позиции «Я — учитель» педагоги называли такие качества, необходимые при организации и проведении родительских собраний, как тактичность, подготовленность, организованность, умение подводить итоги и принимать решения, психологическая компетентность.

В позиции «Я — родитель» участники семинара высказали страхи и опасения услышать плохое о своем ребенке, выразили надежду на помощь педагога, на демократическое общение, заявили о готовности помочь учителю.

Педагоги в процессе обсуждения говорили, что работа с родителями на родительском собрании не должна исчерпываться только выдачей оценочной информации об учебной деятельности школьника. Это взаимодействие должно вестись с целью просвещения родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Очень важно, чтобы родители не только понимали то, чего от них хотят педагоги, на какую помощь они рассчитывают, но и сами внутренне согласились с точкой зрения педагогов, приняли эту точку зрения. От того, насколько педагог сумел найти подход к родителям, настроил их на совместную деятельность в целях оказания помощи своим детям, зависит успех этой деятельности.
Просвещенность в вопросах психофизиологических особенностей каждого возрастного этапа, владение информацией об интересах и увлечениях школьников, умение дать рекомендации по воспитанию детей и организации учебной деятельности при подготовке домашних заданий поможет организованно и продуктивно провести родительское собрание.

3. Методические рекомендации по организации работы с родителями

В конце семинара педагогам были предложены советы по организации работы с родителями (Самоукина Н.В. Игры, в которые играют... Дубна: Феникс, 2000).

1. Способность к общению — профессиональное качество учителя. Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. Во всех этих ситуациях ему необходимо вести себя психологически грамотно.

2. Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству. Нередко учитель видит в родителях людей, изначально стоящих к нему в некоторой оппозиции. Стараясь заранее предварить их возможные возражения, он начинает поучать, упрекать. Так вести разговор нельзя — вы только оттолкнете собеседника. Постарайтесь понять чувства отца и матери своего ученика, более того — найдите в них опору, продумывая, выстраивая совместные действия.

3. Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями. Воспитание ученика основывается на совместных усилиях школы и семьи. Объединить усилия педагога и членов семьи школьника можно только при взаимном и уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.

4. Людям нравится ощущать собственное значение. Один из лучших способов привлечения родителей к сотрудничеству — подчеркивание его значения в этом процессе. Объясните отцу или матери их реальную роль в воспитании и развитии ребенка.
В каком-то случае покажите несостоятельность их ориентации только на профессиональную карьеру. В другом — постарайтесь разрушить внутренний эгоцентризм родителя, его сфокусированность только на своих проблемах. В третьем — укрепите уверенность отца или матери в самом себе, в том, что он безусловно может быть и терпеливым, и настойчивым, что он может наладить жизнь и учебу своего сына или дочери.

5. Покажите родителю свою любовь по отношению к его ребенку. Психологический контакт с родителями возникает сразу же, как только учитель покажет, что он видит положительные стороны в характере ребенка, симпатизирует ему. Когда отец или мать видят дружелюбные глаза учителя и чувствуют, что учитель тоже заботится о благополучии ребенка, психологическая защита становится ненужной. Тут уже можно переходить к сотрудничеству.

6. Ищите новые формы сотрудничества с родителями. Например, вы можете предложить одному из родителей провести родительское собрание и рассказать, какие проблемы он испытывает в воспитании ребенка и каким образом пытается их разрешить. Пусть эти проблемы обсудят родители. Чрезвычайно поучительным было бы также выступление родителя, у которого были сложности во взаимоотношениях с собственным ребенком и который сумел их преодолеть. Дайте возможность такому родителю открыто поделиться своим опытом в воспитании сына или дочери.

7. Не стремитесь во что бы то ни стало отстоять собственную позицию. Часто бывает так, что каждый собеседник стремится только к тому, чтобы отстоять свое собственное мнение. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда учитель докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка.

8. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Сформулируйте перед родителями ваши наблюдения по поводу учебы и дисциплины ученика, обсудите с родителями, как ему помочь подтянуться. Продумайте с родителями возможности совместной работы. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.

9. Учитывайте личные интересы родителей. Очень часто в беседе с родителями учитель требует, чтобы они резко активизировали свое участие в воспитании ребенка. Например, он советует, чтобы мать ушла с работы или перешла на полставки и целиком посвятила себя воспитанию ребенка. Или предлагается, чтобы отец забросил все свои увлечения и занялся только ребенком. Вряд ли можно всерьез надеяться на то, что родители, длительное время занимавшиеся собственными делами, после беседы с учителем мгновенно изменят стиль своей жизни. Часто они искренне этого хотят, но считают, что время потеряно и у них ничего не получится.
Гораздо лучше, если учитель признает право родителей на интересную и содержательную жизнь, но предложит привлечь к своим занятиям ребенка. Вообще посоветуйте родителям вместе с детьми заниматься домашними и хозяйственными делами.

10. Мы вместе против проблемы, а не против друг друга. Можно утверждать, что ваша беседа с вызванными в школу родителями трудного ученика пройдет более успешно, если, во-первых, вам удалось избежать противоречия и конфронтации. Во-вторых, если вы смогли удержаться сами и удержали родителей от упреков и обвинений. В-третьих, если вы удачно сформулировали проблему воспитания и родители поняли и приняли вашу формулировку. И, в-четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия.
Вы сумели объединиться с ними против вашего общего «врага» — воспитательной или учебной проблемы, разработать план конкретных совместных действий.

4. Рефлексия

Педагогам предлагалось, передавая из рук в руки друг другу мягкую игрушку - «сердце»,  высказать свое мнение о семинаре.

  • Что вы сейчас чувствуете?
  • Какие мысли у вас возникли?
  • Какой опыт вы получили?

5. Памятка для педагогов

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями обучающихся (приложение 1)

Литература

  1. Ю.Гиппенрейтер. Общаться с ребёнком. Как? М., 2001.
  2. О.Казанский. Игры в самих себя. М., 1994.
  3. Н.Самоукина.  Игры, в которые играют... Дубна: Феникс+, 2000.
  4. Мудрость воспитания: Кн.для родителей / Сост. Б.М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г.Б. Корпетов. М.: Педагогика 1997.
  5. О.Урбанская. Работа с родителями младших школьников. М. Просвещение, 1996.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок геометрии по теме "Графические диктанты и координаты" :: Упражнения по планиметрии на готовых чертежах :: Урок алгебры по теме "Логарифмы и их свойства" :: Смотр знаний по теме "Четырехугольники" (8-й класс) :: Формирование коммуникативной компетентности учителя начальных классов :: Конверт, 2017 :: Дом и дача/Дача, сад и огород/Мебель и декор/Садовая мебель/Садовая мебель/Детские спортивные комплексы / Kms-sport / Детский спортивный комплекс Kms-sport ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD