Наследники Ивана Павлова вскрывают механизмы памяти

Российские ученые экспериментально установили, почему мы что-то запоминаем, а что-то забываем.

Исследования сотрудников Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН поддержаны грантом Российского научного фонда (РНФ), доклад по материалам статей ученые прочитали на юбилейном съезде Физиологического общества имени И.П. Павлова в Воронеже, ранее статья вышла в журнале Frontiers in Integrative Neuroscience.

В процессе обучения люди приобретают новую информацию, одну - запоминают, другую - забывают. Из приобретенных знаний складываются воспоминания — наборы связей между нервными клетками в мозге. Если между двумя клетками существует связь, то они могут обмениваться друг с другом определенными белковыми молекулами. Именно с их помощью мозг хранит приобретенную информацию. Но! Сами по себе белковые молекулы живут только 48 часов, затем разрушаются и заменяются новыми. Поэтому ученые долгое время не понимали, как удается надолго сохранять новую информацию.

Оказалось, что для долговременного запоминания важна молекула белка под названием протеинкиназа М-зета. Она определяет эффективность контактов между клетками, то есть в процессе обучения с участием протеинкиназы М-зета часть этих контактов становится эффективными, а часть — нет. Эту молекулу можно стереть, заблокировав ее, тогда и воспоминания сотрутся вообще.

Теперь, для тех, кто продрался через предыдущий абзац - о более понятном.

Эффективность и важность контактов определяют эмоции. Эмоции - это мощная биохимическая система, которая выбрасывает гормоны-медиаторы, изменяющие биохимию памяти в нужную сторону. Гормоны воздействуют на эффективность контактов и таким образом «поощряют» запись информации в память.

Ученые исследовали механизмы эмоционального подкрепления памяти — совокупность структур нервной системы, отвечающую за формирование положительных эмоций, — на виноградных улитках, животных с очень просто устроенной нервной системой, а также на крысах. Честно говоря, как они определяли эмоции виноградных улиток, я представляю себе слабо, но как-то определяли, видимо.

Ученые выяснили, что забыть информацию можно, если во время извлечения из памяти (вспоминания) конкретного события система вознаграждения в мозге не активируется. Более того, они установили и сам алгоритм - он оказался очень простым! Человек забывает какое-либо событие, если при попытках вспомнить его более трех раз система вознаграждения не активируется. Еще раз: связь между конкретным событием и обстановкой, в которой событие происходило, теряется, и воспоминание стирается из памяти, если оно трижды всплывало в памяти и трижды было равнодушно отброшено системой эмоций с пометкой "фигня какая-то". Иными словами, когда человек трижды "эмоционально отрекается" от прошлого.

«Механизм забывания, придуманный природой, оказался очень простым и основанным на необходимом условии — избирательной активации нейронов, участвующих в хранении памяти. Активация именно этих нейронов, то есть запуск процесса вспоминания, локально повышала концентрацию оксида азота именно в контактах этих нейронов. При этом известно, что оксид азота, свободный радикал, может быстро влиять на белки, изменяя их физиологическую функцию, в том числе на белки, участвующие в хранении информации», — сообщил руководитель гранта РНФ, доктор биологических наук, заведующий лабораторией клеточной нейробиологии обучения Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Павел Балабан.

Ученые завершают свой доклад так:

«Знание механизмов хранения и регуляции памяти открывает перспективы для дальнейших исследований в этом направлении. В частности, специалисты смогут стирать воспоминания о трагических событиях у пациентов, которым они чрезвычайно вредны и мешают жить.»

А я бы расставил акценты по-другому:

Если ты хочешь что-то запомнить - порадуйся этому. Испугайся этого. Напой это, в конце концов (пение, как и музыка вообще, обладает свойством сильно возбуждать эмоциональную систему). А если хочешь, чтобы запомнили мысль, которую ты пытаешься донести - доноси ее так, чтобы офигела даже виноградная улитка!

Развитие внимания детей дошкольного возраста посредством специальной игровой деятельности :: Проект "Здравствуй, хлебушек душистый!" :: Познавательное занятие в подготовительной группе по ознакомлению детей с космосом и космическими явлениями :: Конспект занятия по коррекции звукопроизношения. Тема: "Гласные звуки А, У, О, Ы, И, Э" :: Вежливый отказ :: Министр ( Il Ministro ), 2016 :: мама! ( mother! ), 2017 ::

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Разработка урока "Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления". Математика, 1-й класс. Первые шаги

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. 10-й класс

Урок литературы в 10-м классе интересен формой организации учебной деятельности: от заполнения сводной таблицы, отражающей причины, сущность изменения взглядов поэта по теме и наглядно демонстрирующей удивительное единство формы и содержания пушкинской лирики, до перевода информации из таблицы в опорную схему и создания нового речевого продукта – устного монологического ответа. Каждый этап работы сопровождается презентацией.