Наследники Ивана Павлова вскрывают механизмы памяти
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Наследники Ивана Павлова вскрывают механизмы памяти

Российские ученые экспериментально установили, почему мы что-то запоминаем, а что-то забываем.

Исследования сотрудников Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН поддержаны грантом Российского научного фонда (РНФ), доклад по материалам статей ученые прочитали на юбилейном съезде Физиологического общества имени И.П. Павлова в Воронеже, ранее статья вышла в журнале Frontiers in Integrative Neuroscience.

В процессе обучения люди приобретают новую информацию, одну - запоминают, другую - забывают. Из приобретенных знаний складываются воспоминания — наборы связей между нервными клетками в мозге. Если между двумя клетками существует связь, то они могут обмениваться друг с другом определенными белковыми молекулами. Именно с их помощью мозг хранит приобретенную информацию. Но! Сами по себе белковые молекулы живут только 48 часов, затем разрушаются и заменяются новыми. Поэтому ученые долгое время не понимали, как удается надолго сохранять новую информацию.

Оказалось, что для долговременного запоминания важна молекула белка под названием протеинкиназа М-зета. Она определяет эффективность контактов между клетками, то есть в процессе обучения с участием протеинкиназы М-зета часть этих контактов становится эффективными, а часть — нет. Эту молекулу можно стереть, заблокировав ее, тогда и воспоминания сотрутся вообще.

Теперь, для тех, кто продрался через предыдущий абзац - о более понятном.

Эффективность и важность контактов определяют эмоции. Эмоции - это мощная биохимическая система, которая выбрасывает гормоны-медиаторы, изменяющие биохимию памяти в нужную сторону. Гормоны воздействуют на эффективность контактов и таким образом «поощряют» запись информации в память.

Ученые исследовали механизмы эмоционального подкрепления памяти — совокупность структур нервной системы, отвечающую за формирование положительных эмоций, — на виноградных улитках, животных с очень просто устроенной нервной системой, а также на крысах. Честно говоря, как они определяли эмоции виноградных улиток, я представляю себе слабо, но как-то определяли, видимо.

Ученые выяснили, что забыть информацию можно, если во время извлечения из памяти (вспоминания) конкретного события система вознаграждения в мозге не активируется. Более того, они установили и сам алгоритм - он оказался очень простым! Человек забывает какое-либо событие, если при попытках вспомнить его более трех раз система вознаграждения не активируется. Еще раз: связь между конкретным событием и обстановкой, в которой событие происходило, теряется, и воспоминание стирается из памяти, если оно трижды всплывало в памяти и трижды было равнодушно отброшено системой эмоций с пометкой "фигня какая-то". Иными словами, когда человек трижды "эмоционально отрекается" от прошлого.

«Механизм забывания, придуманный природой, оказался очень простым и основанным на необходимом условии — избирательной активации нейронов, участвующих в хранении памяти. Активация именно этих нейронов, то есть запуск процесса вспоминания, локально повышала концентрацию оксида азота именно в контактах этих нейронов. При этом известно, что оксид азота, свободный радикал, может быстро влиять на белки, изменяя их физиологическую функцию, в том числе на белки, участвующие в хранении информации», — сообщил руководитель гранта РНФ, доктор биологических наук, заведующий лабораторией клеточной нейробиологии обучения Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Павел Балабан.

Ученые завершают свой доклад так:

«Знание механизмов хранения и регуляции памяти открывает перспективы для дальнейших исследований в этом направлении. В частности, специалисты смогут стирать воспоминания о трагических событиях у пациентов, которым они чрезвычайно вредны и мешают жить.»

А я бы расставил акценты по-другому:

Если ты хочешь что-то запомнить - порадуйся этому. Испугайся этого. Напой это, в конце концов (пение, как и музыка вообще, обладает свойством сильно возбуждать эмоциональную систему). А если хочешь, чтобы запомнили мысль, которую ты пытаешься донести - доноси ее так, чтобы офигела даже виноградная улитка!

Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников в процессе преподавания предмета "Технология" в межшкольном учебном комбинате :: Элективный курс "Технология рекламного бизнеса" :: Сценарий внеклассного мероприятия "Русский свадебный обряд. Одевание невесты"; "Ненецкий свадебный обряд. Одевание невесты" :: Конспект занятия детского объединения "Золотая соломка" по теме "Декоративная скульптура. Изготовление соломенной куклы" :: Формирование самооценки школьника — один из способов развития ребенка как субъекта обучения :: Человек-невидимка ( The Invisible Man ) ::

Подписаться на новые статьи: