Наследники Ивана Павлова вскрывают механизмы памяти

Российские ученые экспериментально установили, почему мы что-то запоминаем, а что-то забываем.

Исследования сотрудников Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН поддержаны грантом Российского научного фонда (РНФ), доклад по материалам статей ученые прочитали на юбилейном съезде Физиологического общества имени И.П. Павлова в Воронеже, ранее статья вышла в журнале Frontiers in Integrative Neuroscience.

В процессе обучения люди приобретают новую информацию, одну - запоминают, другую - забывают. Из приобретенных знаний складываются воспоминания — наборы связей между нервными клетками в мозге. Если между двумя клетками существует связь, то они могут обмениваться друг с другом определенными белковыми молекулами. Именно с их помощью мозг хранит приобретенную информацию. Но! Сами по себе белковые молекулы живут только 48 часов, затем разрушаются и заменяются новыми. Поэтому ученые долгое время не понимали, как удается надолго сохранять новую информацию.

Оказалось, что для долговременного запоминания важна молекула белка под названием протеинкиназа М-зета. Она определяет эффективность контактов между клетками, то есть в процессе обучения с участием протеинкиназы М-зета часть этих контактов становится эффективными, а часть — нет. Эту молекулу можно стереть, заблокировав ее, тогда и воспоминания сотрутся вообще.

Теперь, для тех, кто продрался через предыдущий абзац - о более понятном.

Эффективность и важность контактов определяют эмоции. Эмоции - это мощная биохимическая система, которая выбрасывает гормоны-медиаторы, изменяющие биохимию памяти в нужную сторону. Гормоны воздействуют на эффективность контактов и таким образом «поощряют» запись информации в память.

Ученые исследовали механизмы эмоционального подкрепления памяти — совокупность структур нервной системы, отвечающую за формирование положительных эмоций, — на виноградных улитках, животных с очень просто устроенной нервной системой, а также на крысах. Честно говоря, как они определяли эмоции виноградных улиток, я представляю себе слабо, но как-то определяли, видимо.

Ученые выяснили, что забыть информацию можно, если во время извлечения из памяти (вспоминания) конкретного события система вознаграждения в мозге не активируется. Более того, они установили и сам алгоритм - он оказался очень простым! Человек забывает какое-либо событие, если при попытках вспомнить его более трех раз система вознаграждения не активируется. Еще раз: связь между конкретным событием и обстановкой, в которой событие происходило, теряется, и воспоминание стирается из памяти, если оно трижды всплывало в памяти и трижды было равнодушно отброшено системой эмоций с пометкой "фигня какая-то". Иными словами, когда человек трижды "эмоционально отрекается" от прошлого.

«Механизм забывания, придуманный природой, оказался очень простым и основанным на необходимом условии — избирательной активации нейронов, участвующих в хранении памяти. Активация именно этих нейронов, то есть запуск процесса вспоминания, локально повышала концентрацию оксида азота именно в контактах этих нейронов. При этом известно, что оксид азота, свободный радикал, может быстро влиять на белки, изменяя их физиологическую функцию, в том числе на белки, участвующие в хранении информации», — сообщил руководитель гранта РНФ, доктор биологических наук, заведующий лабораторией клеточной нейробиологии обучения Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Павел Балабан.

Ученые завершают свой доклад так:

«Знание механизмов хранения и регуляции памяти открывает перспективы для дальнейших исследований в этом направлении. В частности, специалисты смогут стирать воспоминания о трагических событиях у пациентов, которым они чрезвычайно вредны и мешают жить.»

А я бы расставил акценты по-другому:

Если ты хочешь что-то запомнить - порадуйся этому. Испугайся этого. Напой это, в конце концов (пение, как и музыка вообще, обладает свойством сильно возбуждать эмоциональную систему). А если хочешь, чтобы запомнили мысль, которую ты пытаешься донести - доноси ее так, чтобы офигела даже виноградная улитка!

Мастерская построения знаний "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" :: Урок–социализация литературного чтения в 4-м классе. Очерк Ю.Я. Яковлева «Право на жизнь» :: Проект на уроке литературы "Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»" :: Литературно-музыкальная композиция :: Заключительный урок по теме № 2: "Let the Music Begin"к УМК "The World of English 9" :: Силвер и Блэк (Silver & Black), 2019 :: Шкафы-купе / MOON TRADE / Шкаф-купе Рико 3 двери 180х60х230 Модель 762 ::

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Самостоятельная работа "Строение атома и атомного ядра". 9-й класс

В работе проверяются знания о строении атома и атомного ядра, умения работать с информацией, представленной в виде связного текста физического содержания, решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс.