Психология подарка: откровения калифорнийских социологов
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Психология подарка: откровения калифорнийских социологов

Обмен подарками может показать, что люди думают о других, что они ценят и любят, и как они строят и поддерживают отношения. А главное - обмен подарками может на эти отношения повлиять. Для этого он и придуман. Естественно, что психологи и социологи изучают различные аспекты подарков, например, как дарители выбирают подарки, как подарки используются получателями, и как подарки могут повлиять на отношения между дарящими и получающими.

В Калифорнии, например, ежегодно проходят симпозиумы по психологии дарения и получения подарков. Последний раз такой симпозиум проходил под эгидой Общества психологии личности и социальной психологии в Лонг-Бич.

Иногда исследователи выдают неочевидные выводы. Например, Андонг Ченг, Мэг Мэлоу, и Эван Полман на основе данных, полученных от 7466 покупателей рождественских распродаж обнаружили, что 39% получателей подарков покупатели считают людьми, которым сложно угодить, и поэтому... вообще не парятся, что им покупать. Выражаясь научным языком, используют стратегии снижения усилий при выборе подарков. Чаще выбирают подарочные карты, или отказываются от подарка для придирчивого, по собственной предварительной оценке, получателя вообще.

А что надо делать, чтобы не оказаться в ситуации "кто не знает, что он хочет, тот получит гель для душа"?

Ответ очевиден: надо четко проинформировать окружающих, что именно вам нужно. И вот тут репутация человека, которому сложно угодить, может сыграть и положительную роль: для таких людей большинство опрошенных готовы приложить больше усилий, чтобы найти именно желаемую вещь.

Восприятие подарочных карт

Выбор подарка может быть очень трудным, а если вы будете дарить деньги, это, во-первых, может быть неприличным с точки зрения ситуации дарения, а во-вторых, оставляет у дарителя сомнения о том, отметит ли получатель этот подарок для себя вообще.

Челси Гелион и Томас Гилович изучили, как люди воспринимают и тратят подарочные карты.

Согласно их выводам, люди действительно тратят средства с подарочных карт не на необходимые бытовые повседневные вещи, а на более приятные и менее необходимые. Сами исследователи объясняют это так:

«Когда люди получают в подарок подарочную карту вместо наличных денег, они чувствуют себя вправе купить что-нибудь необычное. Мы считаем, что это потому, что люди испытывают меньше вины при оплате подарочной картой, по сравнению с кредитными картами или наличными»

У меня лично этот момент вызывает некоторые сомнения. Во-первых, не будем забывать, что методикой исследования послужил в данном случае банальный опрос, и, скорее всего, многие из опрошенных постеснялись сказать, что купили на подарочную карту носки и туалетную бумагу. А во-вторых, исследователям надо же было для доклада придумать какое-нибудь чисто психологическое объяснение, желательно гуманитарного характера. Чисто экономические расуждения не вызвали бы на психологическом форуме особого интереса.

А вот что из подмеченных тенденций действительно, на мой взгляд, интересно, и кстати, напрямую противоречит только что озвученному.

Дарители, как правило, выбирают подарки, которые персонализированы для получателя, но менее универсальны, чем то, что получатель хотели бы получить, гласит исследование Мэри Штеффель, Эланор Уильямс и Робин ЛеБеф.

Это несоответствие возникает потому, что дарители имеют тенденцию сосредотачиваться на стабильных чертах получателей, а не их спонтанных и актуальных желаниях и потребностях.

Тенденция выбирать слишком конкретные подарки может привести к тому, что подарок не будет использоваться и станет просто пылиться на полке. "Получатели дольше думают, как потратить подарочные карты, которые могут быть использованы только в конкретном магазине или которые включают несколько вариантов того, как они должны быть использованы, чем подарочные карты, которые могут быть использованы в любом месте. Дарящие об этом не догадываются и предпочитают вручать конкретные карты", – сказала Штеффель.

То есть, понятно, да? На вопрос "как вы используете подарочную карту" люди отвечают "покупаю что-нибудь исключительно для наслаждения согласно своим духовным интересам", но при этом на вопрос "какую подарочную карту вы хотите?" говорят "лучше бы такую, с какой в Ашан можно".

И вот самое интересное - потому что совершенно неочевидно, и я вообще пока не определился, верить этому или нет. Но вроде как доклад подразумевает, что процесс дарения был отслежен вплоть до своего логического результата - улучшения отношений между дарителем и получателем подарка.

Материальные подарки или впечатления?

У людей часто возникают мучительные проблемы с выбором подарка для своих друзей, что приводит к огромному числу виш-листов, списков 10 лучших подарков и онлайн-рекомендаций по выбору подарков, которые направлены на улучшение ваших отношений с получателем подарка. Исследователи Синди Чан и Кэсси Могильнер предлагают простое и удобное руководство: «Для того, чтобы ваш друг, супруг, или член семьи мог почувствовать себя ближе к вам, подарите ему впечатления», – говорит Чан.

Эксперименты по исследованию реальных и гипотетических обменов подарками в реальной жизни показывают, что впечатления в подарок могут намного сильнее улучшить отношения, чем материальные подарки, независимо от того, используется ли подарок вместе или нет.

По данным исследования Чан и Могильнер, улучшение отношений с получателями подарков-впечатлений являются следствием эмоций, переживаемых при использовании подарка, а не во время их получения. Впечатления в подарок, таким образом, являются очень эффективной формой инвестиций в межличностные отношения, и может иметь большее влияние на улучшение отношений между дарителем и получателем.

Читать еще:

Новые материалы:

Определенный интеграл :: Элективный курс «Замечательные тригонометрические уравнения и неравенства. Их обоснование и применение» :: Знакомство с геометрией. Геометрия в тренде :: Использование УДЕ (укрупнение дидактических единиц) на уроках математики и русского языка :: Развивающее обучение на уроках литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся :: Приключения Паддингтона 2 ( Paddington 2 ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru