Почему мужчины бреются?

Действительно, откуда мог пойти такой обычай? Ведь интуитивно косматая борода, вырастающая только у взрослых мужчин и визуально увеличивающая лицо, воспринимается, как дополнительный признак высокого статуса. Ну, как грива у льва. И у людей других культур, кроме европейской, мысли сбривать ее, уподобив себя юнцу или женщине, у уважаемых мужчин не возникает (ну, разве что мимолетно, во время просмотра модного американского фильма).

С чего же вдруг мужчины нашей культуры, вдруг поголовно стали добровольно лишать себя такого статусного элемента? Ответ прост: статус голого подбородка у взрослого мужчины был в европейской культуре в свое время переписан заново. И помимо значения "молодой, неопытный, глупый" или "женщина", получил еще и дополнительное значение "крутой воин и богатый человек". Как и когда? А в древнем Риме (от которого мы вообще унаследовали очень много базовых элементов своей жизни практически в неизменном виде).

Это Геракл
Геракл
Обратите внимание, все греческие цари и герои на исторических памятниках - бородатые. За исключением всяких аполлонов и гермесов, в отношении которых необходимо было подчеркнуть их вечную молодость. А вот римские полководцы и императоры - уже нет.

А что такого вдруг случилось в Риме? Очередному калигуле моча в голову ударила? А вот нет. Массовое сбривание бороды было одной из рациональных мелочей, позволивших римским легионам завоевать мир.

А это - Юлий Цезарь
Юлий Цезарь
Новаторство римлян в военном деле заключалось в первую очередь в превращении армии из толпы героев-одночек в единый мощный организм. В частности, удобные в поединке круглые щиты пехотинцев были заменены на прямоугольные - тяжелые и громоздкие, зато прекрасно составляемые в единую движущуюся стену. В результате наступление римского легиона для противника было подобно попаданию под пресс - агрессивный убийственный пресс, бьющий наповал копьями и мечами и не оставляющий ни единой щели для ответного удара. Сейчас этот же строй применяет полиция при разгоне массовых беспорядков.

А дальше шла, как сказали бы сейчас, научно-исследовательская работа над повышением эффективности технологии. Статистика показала, что захват бойца за бороду чаще всего приводил к тому, что из неуязвимого строя его выдергивали. И ладно бы просто выдергивали и убивали - ну павшим героям всегда слава, что уж тут - но ведь при этом в строю образовывалась дырка на его месте, а это создавало уязвимость для всего строя! И проблема была решена по-армейски изящно - всех легионеров обязали поточить мечи и сбрить бороды. Наверное, это вызывало поначалу массу возмущения и рост оппозиционных настроений, но ведь даже сейчас в армиях всего мира солдат в первую очередь приучен бояться палки капрала, а только потом уже Бога, неприятеля и прочих менее существенных вещей. В общем, в армии этот обычай прижился. А потом легионеры стали возвращаться по домам. Напомню, возвращались они уже не теми нищебродами, которыми уходили в армию, а богатыми землевладельцами - Рим награждал своих ветеранов земельными наделами.

В общем, среди бородатых мачо внезапно стали в массовом порядке появляться альфа-самцы с высоким имущественным статусом и многолетней привычкой выбривать подбородок наголо. Наверное, поначалу бритые лица вызывали насмешки и презрение местной элиты, но, поскольку во всех без исключения случаях к бритому лицу прилагалась пара десятков лет успешного махания мечом по любому поводу, то, скорее всего, усомниться в уместности появления на публике выбритым каждому удавалось только один раз в жизни.

Вот так, с тех пор мы и бреемся в норме, приписывая это то гигиеническим, то эстетическим соображениям, и не задумываясь о том, что это просто элемент подготовки тела римского воина к бою в пешем строю.

Дима Spieler

Читать еще:


Новые материалы:

Работа школьного методического объединения (ШМО) учителей физики :: Урок физики в 7-м классе по теме "Воздухоплавание" с применением технологии критического мышления :: Элективный курс физики для 11-х классов "Практикум решения задач" :: От чего зависит механическая работа? :: Интегрированный урок (физика + математика) "Определение коэффициента трения и расчет относительной и абсолютной прогрешности измерения" :: Заложники, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Шкафы / Мик / Шкаф четырехдверный Мик ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD