Урок географии. 10-й класс. Урок-карусель «География населения мира»

Тип урока: зачетный (время 2 часа).

Цели:

  • закрепление и контроль знаний по теме,
  • отработка деятельности в парах и группах,
  • совершенствование знаний карты.

Оборудование:

  • политическая карта мира,
  • вопросы и задания к зачету на билетах,
  • контурные карты мира
  • основные этапы записаны на доске;
  • зачетные листы групп.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

На доске записаны основные этапы зачёта и требования к ним.

а) определения (по три на каждого);
б) работа с картой мира (показать по карте страны, отличающиеся численностью и структурой населения);
в) теоретический вопрос;
г) на контурах обозначить 10 крупнейших городских агломераций;
д) тест.

2. Отбор контролеров, устная работа в парах по вопросам само и взаимоконтроля в течение 10 – 15 мин. Дается задание контролерам – 5 мин.

3. Остальные учащиеся класса делятся на группы 4 х 4.

Группам вручаются зачетные листы.

Каждая группа должна пройти всех контролеров (на этап не более 10 мин.)

Контролеры заполняют зачетные листы.

4. Подведение итогов зачёта.

Зачетный лист группы № …*

Фамилия, имя

Контурная карта

Тест

Определения

Карта мира

Теоретический вопрос

Сумма баллов

Иванов            
Петров            
Сидоров            
Бобров            

* Ответы на этапах оцениваются по пятибалльной шкале

Критерии оценок:

11 – 15 баллов — “3”;
16 – 20 баллов — “4”;
21 – 25 баллов — “5”.

Тема: “Население мира”

Тест № 1

  1. “Демографический взрыв” характерен для стран:

    а) Восточной Европы; в) Австралии и Океании;
    б) переселенческого типа; г) Азии, Африки, Латинской Америки.

  2. Механическое движение населения – это его:

    а) воспроизводство; в) транспортные расходы;
    б) миграция; г) бюджет.

  3. Наибольший перевес численности мужского населения над женским наблюдается в:

    а) Японии и России; в) Польше и Германии;
    б) Китае и Индии; г) Канаде и США.

  4. Образование многонациональных государств объясняется в первую очередь:

    а) историей заселения и освоения территории;
    б) экономическим развитием государства;
    в) наличием больших городов;
    г) внутренними миграциями населения.

  5. Распространение испанского языка в странах Латинской Америки – это результат:

а) эпохи Великих географических открытий;
б) Первой Мировой войны;
в) путешествий Васко-да-Гамы;
г) Брестского мира.

Тест №2

  1. Христианство исповедают главным образом:

    а) на Ближнем и Среднем Востоке;
    б) в Европе и Азии;
    в) в Европе, Америке, Австралии;
    г) в Западной Европе и Южной Азии.

  2. Данные о численности населения получают в результате:

    а) опроса граждан; в) анкетирования;
    б) переписи населения; г) сбора подписей.

  3. Наибольшая плотность сельского населения наблюдается в:

    а) Восточной и Южной Азии; в) Австралии;
    б) Латинской Америке; г) Западной Европе.

  4. Естественное движение населения – это его:

    а) миграция; в) вкусы и привычки;
    б) воспроизводство; г) передвижение.

  5. Численность населения Земли более:
    а) 5,5 млрд чел.; в) 2 млрд чел.;
    б) 10 млрд чел.; г) 6,2 млрд чел.

Тест №3

  1. Самые заселенные участки суши расположены:

    а) в центре материков; б) на побережье.

  2. Наличие в стране крупных городов – это результат:

    а) гонки вооружений;
    б) социально-экономического развития;
    в) исторических особенностей развития государства;
    г) внешних миграций.

  3. Демографический “взрыв” свойственен:

    а) всем странам мира;
    б) в основном развитым странам;
    в) в основном развивающимся странам;
    г) странам “переходной” экономики.

  4. Какая из перечисленных стран имеет самый высокий уровень урбанизации:

    а) Кувейт; в) Россия;
    б) США; г) Швеция.

  5. Главной причиной быстрого увеличения численности населения в последнее десятилетие является:

    а) резкое увеличение рождаемости; в) отсутствие мировых войн;
    б) снижение смертности; г) пропаганда рождаемости.

Тест №4

  1. Главной причиной роста численности населения является:

    а) высокая рождаемость;
    б) низкая смертность;
    в) превышение рождаемости над смертностью;
    г) планирование семьи.

  2. Возрастная структура населения с высокой долей пожилых людей и низкой долей детей характерна для стран:

    а) развитых; в) переходной экономики;
    б) развивающихся; г) всех типов стран.

  3. Наиболее высокая плотность населения в:

    а) Западной Азии и Северной Африке;
    б) Западной Европе и Юго-Восточной Азии;
    в) Западной Африке и Центральной Австралии;
    г) Северной Америке и Амазонии.

  4. Найдите ошибку в парах: страна – господствующая религия:

    а) Иран – ислам; в) Япония – синтоизм;
    б) Индия – иудаизм; г) Италия – католицизм.

  5. Для какой страны характерен процесс “постарения” нации:

    а) Мексика; в) Индия;
    б) Бразилия; г) Франция.

Вопросы для устного контроля

  1. Какая языковая семья является самой многочисленной и почему? Где говорят на языках этой семьи? На языке какой языковой семьи говорим мы?
  2. В возрастной структуре населения принято выделять следующие возрастные группы: дети (0 – 14 лет), взрослые (15 – 59 лет), пожилые (старше 60 лет). Каким образом возрастная структура зависит от типа воспроизводства населения? Население какой возрастной группы преобладает в каждом из типов стран и почему?
  3. Каковы основные особенности размещения населения по земному шару? Приведите примеры, доказывающие, что размещение населения зависит не только от природных условий, но и от общественно-экономических и исторических факторов.
  4. Какие бывают виды миграций, каковы их причины? Каким образом миграции влияют на численность и размещение населения, его поло-возрастной состав? Для каких стран характерна трудовая миграция?

Вопросы по номенклатуре темы

  1. Показать страны с самой высокой численностью населения

    (Китай, Индия, США, Бразилия, Индонезия, Россия)

  2. Показать страны с самым высоким уровнем рождаемости

    (Ангола, Малави, Уганда)

  3. Показать государство с самым малочисленным населением

    (Ватикан)

  4. Показать государство с самой высокой плотностью населения

    (Монако, Бангладеш)

  5. Самые молодые в возрастном отношении государства, 50% населения  моложе 15 лет

    (Ливия, Мали)

Обозначить на контурной карте крупнейшие агломерации

1. Токио 5. Сан-Паулу 9. Мумбаи (Бомбей)
2. Нью-Йорк 6. Осака- Кобе-Киото 10. Лос-Анджелес
3. Мехико 7. Джакарта . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Сеул 8. Дели 15. Москва

Словарная работа

1.Демографическая политика 2.Воспроизводство населения
Реэмиграция Трудовая миграция
Качество населения Агломерация


3.Средняя продолжительность жизни 4.Урбанизация
Этнос Депопуляция
Утечка умов Экономически-активное население