Интегрированный урок «изо, музыка и литература» по теме «Народные праздники. Осенняя ярмарка» : МХК и ИЗО

Интегрированный урок "изо, музыка и литература" по теме "Народные праздники. Осенняя ярмарка" : МХК и ИЗО

Тип урока: комбинированный.

Цели:

Обучающие:

– дать понятие народные праздники, ярмарка;
– дать представление о проведении ярмарки;
– обобщить знания обучающихся по теме “ Истоки родного искусства”;
– укрепление межпредметных связей (литература, история , музыка);
– создать условия для оптимизации творческих способностей обучающихся;
– закрепить знания по составлению многофигурной композиции;

Развивающие:

– расширить кругозор учеников;
– развивать мышление через анализ и сравнение различных видов ярмарок;
– развивать внимание и память, мышление при выполнении практической работы;
– развивать познавательный интерес, творческую активность, творческое воображение;
– развивать навыки в декоративно– творческом рисовании, составлении композиции на листе бумаги
– развитие умения работать коллективно;

Воспитательные:

развивать чувство патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества;
– воспитывать позитивное отношение к народному искусству;
– воспитывать интерес к теме урока и событиям нашего города.

Подготовка к уроку:

– Найти материал: песни, стихи, картины о русских ярмарках, народных праздниках.
– Собрать экспонаты для ярмарочной выставки: дымковские, богородские, филимоновские игрушки, платки, полотенца, расписная посуда и т.п.

Оборудование: для учителя: ноутбук, проектор, экран, для учащихся: учебник по изобразительному искусству для 4 класса автор Л.А.Неменская, под редакцией народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского , листы формата А3, гуашь, восковые мелки, ножницы, клей, палитра.

Зрительный ряд: компьютерная презентация “Народные праздники. Ярмарка”.
(Приложение 1) , видеосюжет из мультфильма “Князь Владимир”, куклы в русских народных костюмах, таблица “палитра осени”, “русский народный костюм”.

Литературный ряд: стихи о ярмарке.

Музыкальный ряд: русские народные песни: Ольга Воронец – “Ехал на ярмарку ухарь-купец”, Людмила Николаева и ансамбль Русская Душа – “Золотая Ярмарка”, “Ярмарка”.

Раздаточный материал: шаблоны фигур людей в движении. (Приложение 2)

Методы и технологии обучения:

– Метод интеграции искусств.
– Метод индивидуальной и групповой деятельности.
– Метод интерактивного обучения
– Компьютерная технология на уроках ИЗО.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Подготовка к усвоению нового материала.
3. Беседа по теме урока.
4. Физкультминутка.
5. Беседа по теме урока.
6. Практическая работа.
7. Анализ работ.
8. Итог урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка к усвоению нового материала.

(Слайд 1) Просмотр отрывка из мультфильма “Князь Владимир” (сюжет праздника Масленицы).

Учитель: Праздниками на Руси встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение земледельческих работ. Народ, умеющий хорошо работать, умеет и веселится. Праздники– это не только веселье. В том, как проводился праздник, – в обрядах, в поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках ярко проявляется душа народа, его характер.

Какие праздники вы знаете, любите? Определите какие народные праздники изображены?

(Слайды 3, 4, 5)

Ответы: Пасха, Масленица, Рождество.

Учитель: А если мы сейчас отгадаем кроссворд, повторив материал прошлых уроков, то узнаем тему сегодняшнего урока.

Кроссворд по темам четверти (повторение изученного).

(Слайды 6-19)

1 . Что украшают на Пасху? (Яйцо.)
2 . Назовите элемент русского костюма. (Сарафан.)
3. Какой праздник изображен на картине? (Масленица.)
4. Назовите элемент украшения избы? (Наличники.)
5. Назовите элемент русского костюма? (Рубаха.)
6. Назовите головной убор. (Кокошник.)
7. Назовите русскую народную обувь. (Лапти.)

отгадка – слово – ЯРМАРКА.

3. Беседа по теме урока.

Учитель: Кто из вас знает, что такое ярмарка?

(Ответы детей.)

(Слайд 20)

Учитель: ЯРМАРКА (ярмонка) – это “большой торговый съезд и привоз товаров в срочное время года, годовой торг, длящийся неделями, большой сельский базар”,
– такое понятие о ярмарке дает В.И. Даль в своем знаменитом “Толковом словаре живого великорусского языка”.

(Слайд 21)

Действительно, ярмарка – это и место, где торговали выращенным урожаем, продавали и покупали самые разные товары, и возможность отдохнуть, повеселиться, “людей посмотреть и себя показать”. Ярмарки на Руси зародились в незапамятные времена. Самой большой ярмаркой России считалась знаменитая Нижегородская ярмарка.

(Слайд 22–23) Ярмарка обычно гудела, шумела и представляла огромную толпу торгующих, покупающих и праздношатающихся. Длилась ярмарка, как правило, месяц, или два или три. А потому возвращения мужика с ярмарки семья ждала с нетерпением. Тот всегда возвращался с гостинцами. Дыхание ярмарки можно было почувствовать по мере приближения к ней, еще издалека. По словам французского писателя Александра Дюма, это был “страшный шум, похожий на гром небесный или, скорее, на гул перед землетрясением”. А когда писатель впервые увидел ярмарку с высокого берега Волги, перед ним открылось такое, что он “ахнул от удивления”.

(Слайд 24) (Прослушивание песни “Ярмарка”.)

Ярмарка огневая, яркая!
Ярмарка плясовая, жаркая!
Гляньте налево – лавки с товаром!
Гляньте направо – веселье даром!

(Слайд 25) Разбор картины “Ярмарка” (фронтальная беседа учителя с классом).

Как изображает ярмарку художник?

– Что хотел показать в картинах художник?
– А какими художественными средствами ему удалось донести до зрителя: веселье, радость, восторг, праздничность?
– Какое время года изображено?
– Какие художественные средства применил художник, чтобы показать многоплановость и многофигурность в картинах?

(Закон линейной перспективы: дальше – меньше, ближе – больше.)

(Закон воздушной перспективы: вдали цвет – легкий, слабый, разбеленный; вблизи цвет – насыщенный, звучный, яркий.)

– Какой метод использовал художник, чтобы показать многоплановость? (Метод загораживания.)
– Какое настроение показано?
– Какими художественными средствами художнику удалось передать праздничное настроение? (Цветом.)

Обратите внимание на одежду людей. Мы видим разнообразие узоров на одежде. А русская изба, ее окно – оно тоже нарядное. Художник показал на картине праздник?

А еще благодаря ярмаркам на Руси расцветали различные народные промыслы,-– игрушки какие вы знаете игрушки (дымковская, богородская, филимоновская) . Просмотр импровизированной выставки изделий народных промыслов.

“Хмельно, горласто, празднично, пестро, красно кругом!” – писал о ярмарке поэт Н.А. Некрасов. На ярмарочной площади было много такого, что поражало всякого, кто попадал сюда впервые. Ярмарки и гулянья занимали заметное место в жизни каждого русского человека. Такое запоминалось надолго. Поэтому, к примеру, на Нижегородскую ярмарку стремились попасть из разных концов России, чтобы “других поглядеть, себя показать”. Именно поэтому ярмарочная площадь становилась еще и местом проведения традиционного досуга – местом гуляний, разнообразных представлений, затей и увеселений.

Учитель: Как изображает ярмарку поэт? (Стихотворение читает ученик.)

К нам сюда скорее просим,
Подходи, честной народ.
Веселиться начинайте.
Всех нас ярмарка зовет!
Подходите, граждане,
Угодим каждому!
Есть предметы,
Чтоб скрыть приметы, –
От носа до ушей
Из папье-маше!
А вот леденцы, леденцы-бубенцы,
Петухи-синицы и прочие птицы!
А вот маски из русской сказки!
Леший, Лиса да прочие чудеса!
Подходи, приценяйся,
Покупай, не стесняйся!

Учитель: Кого же мы увидим и услышим на ярмарке? (Ответы ребят.)

(Слайд 26, 27)

Учитель: На ярмарке каждый торговал как и где только мог. Богатые, солидные купцы вели торговлю в каменных постройках и складах, специальных гостиных дворах и торговых рядах. Торговцы средней руки – в сараях и деревянных лавках и клетях, в балаганах и палатках. Те, кто победнее, – в шалашах, а то и прямо с возов и телег. Кроме того, на каждой ярмарке было множество мелких торговцев. Это были коробейники, лотошники и прочие разносчики всякого товара.

Скоморохи и шуты потешали публику. (Слайд 28 )

Иногда торговцы нанимали скоморохов, чтобы те, приплясывая и ходя колесом, нахваливали их товар, выкрикивали запоминающиеся фразы – “Деготь, лыко и пенька – вот товар для мужика!”, “Ешь побольше сала, чтоб хозяйство стояло!”. То были первые, живые рекламные ролики.

Тары-бары растобары
Есть хорошие товары.
Не товар, а сущий клад.
Разбирайте нарасхват.
Иголки не ломки,
Нитки, тесемки.
Румяна, помада!
Кому что надо?
А вот пирожки!
Бублики вот!
Свежие, вкусные –
Сами просятся в рот!

Петрушка – душа скоморошья. (Слайд 29)

Комедия о Петрушке – кукольное представление, самое распространенное в России. Петрушка – главный герой народного кукольного театра, главный герой ярмарочных увеселений. Действительно, трудно представить без него русскую ярмарку. Такого же мнения был и писатель Ф.М. Достоевский, записав об увиденном, что “это было чуть ли не всего веселее на всем празднике”.

– Кого мы здесь еще видим?

(Слайды 30,31)

Да, и медведь был полноправным актером на праздниках.

Учитель: Кем бы вы хотели быть на ярмарке? (ответы ребят: продавцами, покупателями, мастерами народных игрушек.)

4. Физкультминутка:

Вы на ярмарку пришли, мы товары привезли!
Подходите, покупайте, веселитесь от души!

5. Беседа по теме урока.

(Слайд 33) Разбор творческого задания (учебник стр. 42).

– Посмотрите еще раз на картины художника Б.Кустодиева “Праздники в деревне”, как вы думаете, с чего художник начинал работу над этими картинами?

Ответы:

1. Замысел сюжета картины.
2. Изображал пейзаж.
3. изображал людей.

Кто может назвать задачи, которые нам необходимо решить? (Ответы: изобразить сюжет ярмарки – пейзаж, деревня, показать праздничное настроение, изобразить традиции праздника.)

Что должно быть в данной композиции?

  • Пейзаж (природа, поля, речка).
  • Постройки (избы).
  • Лотки с товаром (на лотках игрушки, посуда).
  • Люди (мужчины, женщины, скоморохи).
  • Дополнительные предметы.

(В процессе рассуждения, приходим к выводу о том, что одежду на людях надо рисовать старинную и для тех, кто забыл об элементах народного костюма, вывешиваются таблицы.)

(Слайд 34)

Учитель: Работа будет проходить в группах по 4 человека. Двое из вас работают над осенним пейзажем, задача других состоит в том, чтобы преобразовать шаблоны фигур: одеть их в русские народные костюмы. Вы определились с тем, кто в группе рисует пейзаж. Поднимите руки. Вам выдается главный лист (форматА3) для работы. Ваша задача – написать осенний пейзаж. Какова палитра осеннего пейзажа?

Ответы: цвета – красный, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый.

Это будет городской пейзаж?

– Cельский, потому – что люди раньше жили в деревнях. Надо изобразить русские избы.

6. Практическая работа : создание панно“Осенняя ярмарка” групповая работа по 4 человека.

(Слайд 35,36) Песня : Людмила Николаева и ансамбль Русская Душа – “Золотая Ярмарка”, “Ярмарка”.

7. Анализ работ учениками.

– В какой технике мы сделали работу? (Коллаж.)
– Как назовем работу, которую сделали?
– Что, по вашему мнению, не удалось?
– Что вы считаете, получилось удачным?
– А что можно добавить в композицию?

8. Итог урока. (Ученики дают краткие ответы.)

Учитель: Мы побывали сегодня на русской ярмарке.

– О чем мы сегодня узнали?

Что такое ярмарка? Ярмарка – это не только торг, но и большой народный праздник.

Вопросы:

Для чего проводятся ярмарки?

Где организовывались ярмарки?

Кого увидим на ярмарке?

Валентина Наумова
Валентина Наумова
Администратор
Оцените автора
Познание