«Информационное моделирование». 9-й класс : Информатика

«Информационное моделирование». 9-й класс : Информатика

Основные понятия

Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач.

После изучения темы учащиеся должны:

Аналитическая деятельность:

  • различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
  • осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
  • оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
  • определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
  • приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.

Практическая деятельность:

  • строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
  • преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
  • исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
  • работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
  • создавать простые и сложные табличные модели.

УМК

  • Учебник “Информатика и ИКТ. 9 класс”, авторы И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова;
  • задачник-практикум, т.1, под редакцией И.Г. Семакина;
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/

ЦОР к учебнику И.Г. Семакина и др.: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/

  • Дополнительный ресурс. Презентации к главе 2 “Моделирование и формализация” к учебнику 9 класса, авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/ppt9kl/glava-9-2.zip

Поурочное планирование (9 ч)

№ п/пТема урокаУчебник
1Введение в системологию.

Понятие “система”, “системный эффект”. Структура системы. Системный анализ. Системная классификация.

 
2Моделирование как метод познания.

Модели и моделирование. Натурные и информационные модели. Формализация. Этапы построения информационной модели. Классификация информационных моделей.

§6
3Графические модели.

Виды графических моделей. Информационные модели на графах. Решение задач на применение графов.

§7
4Решение задач на построение графических моделей (графы).Пр. работа
5Табличные модели.

Основные понятия. Таблицы типа ОС, ООО.

§8
6Табличные модели.

Построение сложных табличных моделей в текстовом редакторе (таблицы типа ООН, ОСО).

Пр. работа
7Информационное моделирование на компьютере.

Математические модели. Компьютерные модели.

§9

Пр. работа

8Обобщение понятий по теме: “Информационное моделирование”. 
9Зачётное занятие по теме: “Информационное моделирование” 

Краткое представление уроков

Урок 1. Введение в системологию

Образовательные цели урокаОсновные этапы урока
Рассмотреть и закрепить понятия:

системы, системного эффекта, подсистемы, надсистемы, структуры системы, системного анализа, системной классификации, систематизации

1. Орг. момент и постановка цели урока.

2. Введение нового материала (урок-беседа).

3. Закрепление материала. Решение задач.

4. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Материалы к уроку.

Задачник-практикум под ред. И.Г. Семакина, т.1, §2.1. и задания № 3, 5,6, 18, 20, 21, 26, 27, 28.

Возможно выполнение творческих домашних заданий на компьютере по теме: “Системная классификация”.

Урок 2. Моделирование как метод познания (§6)

Образовательные цели урокаОсновные этапы урока
Рассмотреть понятия: модели, моделирования, натурной модели, информационной модели, формализации.

Рассмотреть примеры моделей, классификацию моделей и типы информационных моделей.

1. Орг. момент и постановка цели урока.

2. Новый материал с демонстрацией ЦОР.

3. Закрепление понятий.

4. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Материалы к уроку:

Натурное и инф. моделирование: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d3f971ba-ac57-437b-a1ab-4574e0b82ce2/view/

Классификация моделей: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0534e099-3607-454a-b812-a56ee611cfbd/view/

Типы инф. моделей: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/75ac73a5-de66-494e-87bd-189dc3a5398d/view/

Дополнительный ресурс. Презентация 9_2.1. по теме: “Моделирование как метод познания” к учебнику 9 класса, авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.

Урок 3. Графические модели (§7)

Образовательные цели урокаОсновные этапы урока
Рассмотреть примеры графических моделей:

схема, карта, чертёж, график, диаграмма, граф, сеть, дерево.

Закрепить навыки работы с графическими моделями.

1. Орг. момент и постановка цели урока.

2. Новый материал с демонстрацией ЦОР.

3. Закрепление понятий. Работа с интерактивным задачником в режиме тренировки.

4. Проверка ЗУН. Работа с интерактивным задачником в режиме зачёта.

5. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Материалы к уроку.

Демонстрация графических моделей с помощью презентации 9_2.3 “Графические модели” к учебнику 9 класса, автор Л.Л. Босова (до слайдов с решением задач): http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/ppt9kl/2.3.ppt

Интерактивный задачник “Графические модели” (режимы тренировка и зачет): http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1b72afbc-9200-485a-a051-68a64aed7bdc/9_60.swf

Домашнее задание http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1f1966aa-d9bc-4a37-ae3d-24203995afea/view/

Урок 4. Решение задач на построение графических моделей (графы)

Образовательные цели урокаОсновные этапы урока
Повторить основные типы графических моделей.

Научить решать задачи с построением графов.

Закрепить навыки работы с графическими объектами в PowerPoint и Word.

1. Орг. момент и постановка цели урока.

2. Решение задач на использование графов.

3. Выполнение практической работы: задания на построение родословного дерева, классификации системы в виде графа.

4. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Материалы к уроку.

Использование графов при решении задач и повторение основных понятий темы: “Графические модели” с помощью презентации 9_2.3 автора Л.Л. Босовой (слайды 13-16).

Задачник-практикум под редакцией И.Г. Семакина, т.1, §2.2, задания № 8, 12 на построение биологической классификации и родословной (выполнить в текстовом редакторе Word или программе PowerPoint). Пример выполнения задания №8 (Приложение 1).

Возможно выполнение и представление творческого проекта на построение графа, например, своей родословной или разработки и представления своей задачи с использованием графа.

Урок 5. Табличные модели (§8)

Образовательные цели урокаОсновные этапы урока
Рассмотреть представление информации в табличной форме.

Изучить таблицы типа ОС, ОО, двоичной матрицы.

Научить использовать табличную модель для решения информационных задач.

Вспомнить основные навыки работы с таблицами в текстовом редакторе Word.

1. Орг. момент и постановка цели урока.

2. Новый материал. Знакомство с основными понятиями таблицы. Простые таблицы.

3. Работа в группах. Решение информационных задач на использование табличной модели.

4. Выполнение практической работы на систематизацию и построение простой табличной модели.

5. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Материалы к уроку.

Примеры табличных моделей http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d68b2443-11a2-4f03-b3e4-16c46b195125/view/

Решение информационных задач с использованием табличной модели (задания на карточках для каждой группы).

Задачник-практикум под редакцией И.Г. Семакина, т.1, §2.3, задание №11 (выполнить в текстовом редакторе).

Домашнее задание http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5057caf9-aef0-43f8-8e5d-df9791e8b85f/view/

Урок 6. Табличные модели

Образовательные цели урокаОсновные этапы урока
Рассмотреть сложную систематизацию объектов и научить представлять её в виде таблицы типа ООН.

Рассмотреть построение вычислительных таблиц типа ОСО для решения задач.

Закрепить навыки работы со сложными таблицами в текстовом редакторе Word.

1. Орг. момент и постановка цели урока.

2. Практическая работа в текстовом редакторе на систематизацию и построение сложной таблицы в Word типа ООН.

3. Решение информационных задач с помощью вычислительных таблиц типа ОСО.

4. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Материалы к уроку.

Задачник-практикум под редакцией И.Г. Семакина, т.1, §2.3.

Задания №12, 16, 17 (по вариантам) на построение сложных таблиц типа ООН в текстовом редакторе Word. Примеры выполнения задания 16 (Приложение 2).

Задания № 21-31 (по вариантам) на построение вычислительных таблиц типа ОСО в текстовом редакторе Word.

Урок 7. Информационное моделирование на компьютере (§9)

Образовательные цели урокаОсновные этапы урока
Познакомить с вычислительными возможностями компьютера, управлением на основе моделей.

Рассмотреть математические модели и компьютерные математические модели.

Рассмотреть вычислительный эксперимент, имитационное моделирование.

1. Орг. момент и постановка цели урока.

2. Знакомство с компьютерными моделями.

3. Выполнение практической работы.

4. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Можно организовать интернет-урок с организацией самостоятельной практической работы учащихся за компьютером.

Материалы к уроку.

Типы компьютерных моделей: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/273cf88d-2993-4ba0-ba53-739f8fdc5fbe/view/

Демонстрационная математическая модель: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6b72ba68-190b-411f-aace-cd5b63656d1d/9_66.swf

Демонстрационная имитационная модель:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e8fefcde-4906-4660-9342-d1b536be2a90/9_67.swf

Практические задания для классной работы:

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fe236ea1-c9bc-43d5-8471-131d6d125110/view/

Домашнее задание: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bf9a562f-da5e-4517-bb83-6c130383b9a6/view/

Урок 8. Обобщение понятий по теме: “Информационное моделирование”

Образовательные цели урокаОсновные этапы урока
Повторить основные понятия темы.

Систематизировать и обобщить ЗУН

Познакомить с программой Google Планета Земля в качестве примера имитационной модели

1. Орг. момент и постановка цели урока.

2. Повторение основных понятий.

3. Обобщение по теме: “Информационное моделирование”.

4. Демонстрация программы Google Планета Земля в качестве примера имитационной модели.

5. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

На уроке можно использовать групповую работу с использованием метода интеллектуальных карт (каждая группа учащихся на большом листе бумаги цветными карандашами или фломастерами рисует свое представление темы “Информационное моделирование”, в качестве источника информации – учебник и тетрадь, ЦОР единой коллекции).

Как альтернативу можно организовать работу с тренировочным тестом на сайте Единой коллекции ЦОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/11e166df-bce0-47e6-8279-8729c7b2e67c/9_11.swf

Материалы к уроку.

Логическая схема понятий по теме: “Информационное моделирование”: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0c62c019-98d2-4e42-bae3-608658d80e1a/view/

Загрузить программу Google Планета Земля можно с сайта: http://www.google.com/earth/index.html

Урок 9. Зачётное занятие по теме: “Информационное моделирование”

Образовательные цели урокаОсновные этапы урока
Проверить степень усвоения базовых ЗУН по теме “Информационное моделирование”, в том числе практических навыков создания моделей с помощью офисных программ.1. Орг. момент и постановка цели урока.

2. Выполнение теоретической части зачёта.

3. Выполнение практической части зачёта.

4. Получение результатов работы. Подведение итогов изучения темы.

Зачёт по теме: “Информационное моделирование”. (Приложение 3)

В качестве альтернативы можно использовать итоговый тест по теме: “Информационное моделирование” к учебнику И.Г. Семакина и др. Единой коллекции ЦОР:

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b5b3744a-0dd2-4bd3-840f-a3d923a22653/view/

Литература

  1. И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. Учебник. Информатика и ИКТ для 9 класса: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 – с.341.
  2. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Учебник. Информатика и ИКТ для 9 класса: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 – с.244.
  3. Информатика. Практикум-задачник в 2 т. Том 1. Под редакцией И.Г. Семакина: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 – с.309.
  4. Н. Самылкина. Построение тестовых заданий по информатике. Методическое пособие: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 – с.176.
  5. А. Кузнецов, В. Пугач, Т. Добудько, Н. Матвеева. Тестовые задания. Методическое пособие: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 – с.234.
Валентина Наумова
Валентина Наумова
Администратор
Оцените автора
Познание