Урок «Поволжье; ЭГП и население», 9-й класс : География

Урок "Поволжье; ЭГП и население", 9-й класс : География

Цели:

  1. Продолжить формирование знаний о районах России на примере Поволжья. Показать районообразующую роль Волги.
  2. Изучить влияние природных условий и ресурсов на развитие и размещение хозяйства Поволжья.
  3. Сформировать представление о населении Поволжья.

Оборудование: карта “Экономика Поволжья”, контурная настенная карта России, атласы и контурные карты, дидактический материал (приложения №1,2,3), проектор.

(на доске план урока:

1. Состав ПЭР
2. ЭГП района.
3. Природные условия.
4. Приодные ресурсы.
5. Население.)

Ход урока

Презентация

І. Организационный момент.

ІІ. Изучение нового материала.

1) . ЭГП района.

А) Название района связано с рекой — величайшей реки Русской равнины , самой длинной реки Европы – Волги.

— Состав Поволжского экономического района: один ученик работает на настенной контурной карте, учитель на проекторе показывает субъекты , входящие в состав района, все- на к/к отмечают границы ПЭР

— Что такое ЭГП района?

Приложение №1.

(ЭГП — отношение экономико-географического объекта к природным и историко-экономическим объектам, находящимся вне него, но оказывающим влияние на его развитие.

План характеристики ЭГП района.

1. Положение в стране (окраинное , пограничное, центральное, к каким морям имеет выход); конфигурация территории.

2. Положение по отношению к другим субъектам РФ.

3. Положение по отношению к другим государствам.

4. Транспортные связи

5. Положение по отношению к сырьевым и энергетическим базам.

6. Влияние ЭГП на развитие и размещение хозяйства территории.)

Б) Обсуждение ЭГП по плану , показ территории Поволжья на проекторе, затем учащиеся заполняют таблицу:

Приложение №2

“Заполните пропуски:

1. Стержень района –_______________,связующее звено субъектов федерации , образующих экономический район.

2. Район вытянут с _______________________________ (около 1500 км.).

3. Находится между двумя индустриальными ядрами: ___________________________________ и Уралом.

4. Граничит с ________________________________ районом,

Северо-Кавказским районом, Уральским районом, __________________________________ районом, ____________________районом

(Пензенская область.)

5. Имеет внешние границы с _____________________________, но граница “прозрачная”-_________________________________________, ________________________________________________, рынок сбыта; наркотики.

6. Транспортное положение:

А) ___________________________________________________;

Б) транзитные_____________________________________________________, ____________________проводы и газопроводы;

В) вдоль Волги -Поволжская железная дорога;

Г) По Волге и системе волжских каналов выход к морям: Каспийскому, ____________________________________________________________________

Сделайте вывод : ________________________________________________________

Вывод: Поволжье имеет выгодное ЭГП.

2) Природные условия ПЭР. (в презентации даны особенности природы после их обсуждения заполняют таблицу и делают выводы.)

Приложение №3

Природные условия.

Природные условияХарактеристика природных условий
1. Рельеф 
2. Климат 
3. Природные зоны 

Вывод: условия достаточно благоприятны для хозяйственной деятельности и проживания людей.

В) Природные ресурсы ПЭР. (в презентации показаны основные виды ресурсов , после обсуждения и заполнения таблицы , делают вывод)

Работа с Приложением №4.

Ресурсы ПЭР

Заполните таблицу:

РесурсыМестонахождениеОтрасли специализации

(эта часть таблицы заполняется на втором уроке , посвященном хозяйству Поволжья)

   
   
   
   
   

Вывод: ресурсы есть , но их недостаточно.

Г) Население. (презентация и работа с приложением №5) :

Приложение №5.

Население.

1.Назовите коренные народы Поволжья:___________________________
____________________________________________________________.

2.Какие государства существовали на территории Поволжья?__________
_____________________________________________________________

3.Какое значение имел выход к Волге ,для формирующегося Русского государства ?

а) _____________________________________________________;

б) _____________________________________________________;

в) ______________________________________________________.

4.Какие опорные пункты возникли в Поволжье в ?vІ веке?_____________
_____________________________________________________________________.

5. Когда в Поволжье появились немцы? ___________________________________.

6. Найдите соответствие :

народрелигия
а) русскиеА) ислам
б) калмыкиБ) православие
в) татарыВ) буддизм

7. Заполните таблицу:

Численность населения Поволжья 
Плотность населения 
% урбанизации 
Города -миллионеры 

8. Проанализируйте таблицы и сделайте вывод.

РегионЧисленность населения 2002 год (по данным переписи населения)Численность населения 2005 год
Татарстан3 779 2653 768 500
Пензенская1 452 9411 408 000
Самарская3 239 7373 195 100
Саратовская2 668 3102 608 300
Ульяновская1 382 8111 329 000
Астраханская1 005 276992 100
Волгоградская2 699 2232 718 157
Калмыкия292 410314 300

 

Название регионарождаемостьсмертностьЕстественный прирост (естественная убыль)Миграционный прирост 
Татарстан10,2%13,8 % 2,1% 
Пензенская8,6%17,3% -0,8% 
Самарская9,7%16,8% 4,5% 
Саратовская8,2%16,3% -0,2% 
Ульяновская8,7%16,4% 0,5 % 
Астраханская8,6%15,3% 4,2% 
Волгоградская8,4%17,5% 5,7% 
Калмыкия13,5%11,9% -0,9% 

Посчитайте естественный прирост, сделайте столбчатую диаграмму, сделайте вывод._______________________________________________________________________
______________________________________________________________

Вывод: население многонационально, территория одна из самых освоенных и густозаселенных, но много проблем.

IIІ. Заключение.

1. Сколько субъектов РФ. входят в состав ПЭР?

2. Имеет ли преимущества в ЭГП ПЭР по сравнению с ЭГП Ленинградской области?

3. Основные черты природно-ресурсного потенциала ПЭР. (благоприятные природные условия для ведения хозяйства; много ресурсов, но запасы их истощаются)

4. Почему население ПЭР не сокращается так стремительно , при отрицательном естественном приросте?

ІV. Д/З : в к/к отметить минеральные ресурсы ПЭР, проработать записи в тетради.

Валентина Наумова
Валентина Наумова
Администратор
Оцените автора
Познание