Урок географии в 11-м классе по теме «США. Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Система ООТ, роль национальных парков» : География

Урок географии в 11-м классе по теме "США. Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Система ООТ, роль национальных парков" : География

Цели урока:

Образовательные

  • Проанализировать сущность и причины возникновения экологических проблем в США.
  • Рассмотреть проявление и современное состояние экологических проблем, определить возможные пути решения этих проблем.
  • Продолжить формирование умений работать с различными источниками информации, мультимедийными медиасредствами.
  • Формировать умение работать с ГТ (гипертекстом) на уроках географии в графическом и компьютерном варианте.
  • Провести практическую работу № 25 по теме: «Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем».
  • Довести до сведения учащихся, что решение природоохранных проблем может осуществляться путем создания сети ОПТ, правильной природоохранной деятельности и экологической политики государства. Показать роль национальных парков в системе природоохранных мер.

Развивающие

  • Формировать коммуникативные и креативные способности учащихся.
  • Совершенствовать умение работать в команде, осуществлять анализ и самоанализ деятельности, рефлексию.

Воспитательные

  • Формировать экологическую культуру учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ:

  • Карта США (физическая, экономическая).
  • Стенная таблица «Йеллоустонский национальный парк».
  • Иллюстрации.
  • Журналы «Америка».
  • Дополнительная литература.
  • Условные знаки (бумага и маркеры).
  • Часы с таймером.
  • Контурные карты, цветные карандаши.
  • Картосхема «Экологические проблемы» в атласе.
  • Учебники.
  • Списки групп по учебным стилям.
  • Раздаточный материал «Экологические проблемы».
  • Компьютерная программа ГТ «Хозяйство США», на 2 варианта.
  • Распечатка ГТ(15 шт.)+ листочки.
  • ОК «Хозяйство США».
  • Правила работы с ГТ (из экономики).
  • Анкета «Мое отношение к природе».
  • Экологическое Сердце класса.
  • Экологические принципы.
  • Выставка гербов и записей с прошлого урока.
  • Материалы по итогам «Экологического конкурса».
  • Подставка (флипчарт + маркеры).
  • Задания группам.
  • Таблички с названиями оболочек (гидросфера, биосфера, атмосфера, литосфера).
  • Результаты анкетирования.
  • Переносной стенд с материалами прошлого урока.
  • Таблица учета работы в группах.

Тип урока.

  • урок-поиск,
  • урок-практикум,
  • урок экологический.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (2 мин).

Установление личного контакта с учащимися, формирование мотивов на совместную работу.

Учитель: На прошлом уроке мы изучали экономические районы США: вариативность районирования территории США, с выделением особенностей развития каждого района; выполнили практическую работу №26. Мне бы хотелось отметить заинтересованную работу всех групп:

— четкий отбор содержания,

— красочное оформление,

— выступление с представлением,

— лучшая эмблема(3 группа),

— настоящий герб(1 группа),

— интенсивная работа группы №5 (по Аляске),

— выполнили практическую работу на «5» — , т.к. показана связь ресурсов с хозяйственной деятельностью;

«4»-не полностью показаны взаимосвязи,

«3»-дана характеристика только ресурсов или отраслей хозяйства.

Думаю, что сегодня мы не менее успешно проведем урок, решим поставленные задачи:

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ по теме «ХОЗЯЙСТВО США» (7-10 мин).

Группа в 12 человек работает на ПК с ГТ «Хозяйство США»

1 вариант — 6 человек, 2 вариант — 6 человек.

Проверку осуществляют Лукин Вадим и Комар Катя.

Остальные учащиеся заполняют ГТ (гипертекст) графически на рабочих местах (проверку осуществляет учитель во время групповой работы)

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (60-80 мин.).

Этап урокаВремя работыДеятельность учителяДеятельность учащихся
1. Тема урока1 минЗаписана на доске, проговаривается учителемУчащиеся слушают, записывают в тетрадь
2. Цели урока1 минФормулируются учащимися, уточняются учителемСлушают, формулируют свой вариант, усваивают
3. Определение готовности групп к

уроку

2 минУчитель: каждый из Вас индивидуально подбирал материал об экологических проблемах в США, используя различную литературу и разнообразные источники информации. Затем информацию переработали — законспектировали, переписали, ксерокопировали, записали на дискету, диск и т.д. Слово руководителям групп (по 1 предложению)Руководители групп анализируют готовность каждого к уроку, в таблице отмечают вид деятельности
4. Подготовка к групповой работе1 минИнформационный блок

РЕПОРТАЖ

1) сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в печати, по радио, телевидению).

2) Репортерская работа.

РЕПОРТЕР — газетный работник, занимающийся доставлением информации о текущих событиях местной жизни (словарь Ожегова).

Оформление материала репортажа: альбом, информационные листы, газета, путевые заметки, видеорепортаж, статья и др.

Оценка репортажа по критериям: краткость, информативность, четкость изложения, аргументация и др.

Посадка по группам на основе учебных стилей.

Обсуждение в группе, выбор вида репортажа, распределение обязанностей в группе.
5. Работа в группах5-7 минЗадание: Используя имеющиеся материалы,

1) выделить экологические проблемы США, подтвердить убедительными аргументами об их наличии, выявить основные источники загрязнения и предложить пути решения этих проблем;

2) подготовить репортаж с места событий (в печати, по радио, на ТВ);

3) предложить условные знаки названных проблем (для использования в практической работе)

Работа в группах по заданию

Руководители групп четко организуют работу каждого ученика.

Оборудование:

листы, маркеры, ножницы, цветная бумага

6. Отчет групп о работе2*5=10 мин.Рассказ об экологических проблемах США, выявленных учащимися по различным источникам информации.Каждой группе дается время 2 минуты. Наглядность вывешивается на доску. Решение о выступающем принимает группа.
7. Запись экологических проблем на доске1 минУчитель проблемы классифицирует по географическим оболочкам. Моделируется схема на доске.Учащиеся делают необходимые записи, задают вопросы, дискутируют.
8. Пути решения экологических проблем3-5 минУчитель: Обобщение:

А) очистные сооружения;

Б) переработка мусора;

В) охранные технологии;

Г) создание сети охраняемых природных территорий.

Учащиеся называют пути, предложенные учеными и специалистами разных стран и свои собственные
9. Введение понятия ОПТ (ООПТ)2 минУчитель: ОПТ — территории, на которых обеспечивается охрана от традиционного хозяйственного использования и поддержание естественного состояния в научных, учебно-просветительных и культурно- эстетических целях.

Основные формы ОПТ — заповедники, заказники, резерванты, национальные парки.

Запись в тетрадь

Работа с определениями (устно)

10. Сообщение о национальном парке1-2 минУчитель: В 1872 году президент Грант подписал документ о создании Йеллоустонского национального парка в США.Сообщение ученика по теме с использованием стенной картины
11. Работа с условными знаками1-2 минУчитель вывешивает на магнитную доску образцы всех знаков, предложенных группами.Даша Лепихина комментирует работы с точки зрения художника.

Отбор лучших знаков.

12. Практическая работа № 2510-12 минУчитель: Тема: «Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды в США, выявление источников загрязнения, предложение путей решения экологических проблем»

Цель работы:

1. Выделить районы загрязнения окружающей среды в США, выявить источники загрязнения.

2.Учиться находить пути решения экологических проблем.

Последовательность выполнения:

1. Используя знания, полученные при изучении темы, карту атласа «Экологические проблемы мира» (с.52), нанесите на карту районы загрязнения окружающей среды в США с указанием источников загрязнения. Знаки легенды карты придумайте сами или используйте знаки легенды карты атласа.

2.На отдельном листе предложите пути решения выявленных экологических проблем.

Вывод сформулируйте самостоятельно.

Работа выполняется учащимися индивидуально на контурной карте
13. Подведение итогов урока.

Рефлексия

20 мин.Учитель:

1. Называет результаты работы с ГТ (гипертекстом)

2. Анализ работы групп

3. Анализ выступления групп

4. Анализ оформления, приготовленного группами

5. Итоги анкет «Мое отношение к природе» (самооценка отношения к природе) и представление

Экологического сердца класса

6.Итоги городского конкурса «Земля — наш дом» и фотоконкурса «Живая природа глазами детей»

Рефлексия:

1. Консультанты называют результаты работы на ПК.

2. Руководители сдают оценочные таблицы с оценками

3. Кириллов А.и Новоселов И.

4. Белова А. и Першина Л.

5. Яковенко К.

6. Учитель вручает грамоты, дипломы.

14. Завершение урока1 мин.Учитель: Мне очень приятно, что вы так близко к сердцу принимаете проблемы страны, расположенной на другом континенте. Это говорит о том, что вы неравнодушны к живой природе, у вас доброе сердце и вы никогда не причините боль всему живому. Помните слова восточной мудрости

«ДОЛГУЮ ЖИЗНЬ МОЖНО НАЙТИ, ЛИШЬ ВЗАИМОДЕЙСТВУЯ С ПРИРОДОЙ, А НЕ ПРОТИВОРЕЧА ЕЙ».

Учащиеся слушают
15. Домашнее задание1 минУчитель: Повторить тему «США. Хозяйство»Записывают задание
  Благодарит за работу всех учащихся.Сдают контурные карты и все материалы к уроку.

Дополнительный материал к уроку.

Список литературы.

  1. Горкина Т.И. Влияние энергетики на состояние природной среды (на примере США) // ж. «География в школе», 1996, № 3, с.19-21.
  2. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: методическое пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2004.
  3. Минаева В.В. Зачет по теме «США //ж. «География в школе», 2003, № 10, с.62-64.
  4. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии.VI-X классы/ Под ред. И. И. Бариновой. — М.: Школа — Пресс, 2001- 144 с. (Библиотека журнала «География в школе». Вып.4).
  5. Самкова В. А., Прудченков А.С. Экологический бумеранг: Практические занятия для учащихся IX-X классов — М.: Новая школа,1996.- 48 с.
  6. Селевко Г.К. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения, М., ж «Народное образование», с.114-118.
  7. Трикшеева О.Г. Урок по теме «США» в Х классе// ж. «География в школе», 1997, № 7, с.65-66.
  8. Экологические проблемы Северной Америки //ж. «География в школе», 2002, № 3, форзац 1.