Урок географии «Уральский экономический регион» : География

Урок географии "Уральский экономический регион" : География

Тип урока: изучение нового материала, комбинированный.

Цели:

  • Изучить особенности Уральского экономического района.
  • Формировать географические умения и навыки при работе с картами.
  • Развивать экологическое и географическое мышление.

Задачи:

  • Образовательная: познакомить учащихся с составом района, оценить его ЭГП, описать природные условия и ресурсы.
  • Развивающая: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации.
  • Воспитательная: способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся.

Оборудование: физическая и административно-политическая карты России; учебник В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство; атлас, контурные карты: Центрально-Черноземного, Северного, Северо-Кавказского экономических районов; Презентация.

Эпиграф на доске:

Он весь пропах лесами и цветами
И горьким дымом заводским!

С. Щипачев

ХОД УРОКА

1. Организационная часть

2. Проверка домашнего задания

– На протяжении уже многих уроков мы говорим об экономических районах России. А если точнее, то мы рассматривали районы Западного макрорегиона. Давайте вспомним о каких районах мы уже говорили? (Центральный, Центрально-Чернозёмный, Волго-Вятский, Северо-Западный, Европейский Север, Европейский юг, Поволжье).
Проверка д/задания:

3. Географический диктант: (Приложение 1)

1. В Поволжский экономический район входят следующие субъекты РФ…

А) Самарская область.
Б) Республика Татарстан.
В) Ростовская область
Г) Республика Удмуртия.

2. Крупнейшим городом Поволжья является

А) Казань
Б) Волгоград
В) Самара
Г) Астрахань.

3. В национальном составе Поволжья преобладают …

А) татары.
Б) русские
В) немцы.
Г) калмыки

4. Отраслями специализации Поволжья являются …

А) машиностроение
Б) химическая промышленность
В) лесная. 
Г) металлургия.

5. На Волге построены ГЭС …

А) Волжская
Б) Саратовская
В) Волгоградская
Г) Воткинская.

6. Установите соответствие между отраслями специализации Поволжского экономического района и их центрами.

Отрасли:                                                                   Центр:

1. Авиастроение                                                      А. Тольятти – 3
2. Рыбная промышленность                                   Б. Нижнекамск – 4
3. Автомобилестроение                                          В. Самара – 3
4. Нефтепереработка                                               Г. Астрахань – 2

7. Баскунчак – это…

А) город
Б) соленое озеро
В) месторождение нефти

8. Машиностроение Поволжья является….

А) трудоемким
Б) наукоемким
В) металлоемким

9. Центром  вертолётостроения Поволжья является ….

А) Казань
Б) Набережные Челны
В) Самара
Г) Тольятти

10. Троллейбусы производят в городе…

А) Балаково
Б) Энгельс
В) Ульяновск
Г) Саратов

4. Основная часть: составляем кластер  Урал

«Урал! Опорный край державы
Ее добытчик и кузнец.
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешней творец»

А. Твардовский.

Трудно представить себе просторы нашей Родины. Только географическая карта, как широко распахнутое окно, позволяет единым взглядом окинуть эту огромную территорию.

Учитель: Что такое Урал?

1. Это низкие горы.
2. Горы, вытянутые с севера на юг.
3. Это граница между Европой и Азией.
4. Это складчатая область.
5. Урал – в переводе «камень».
6. Урал – раньше называли «пояс».
7. Это кладовая полезных ископаемых.

5. Учитель: Сегодня мы с вами начнём изучать Уральский экономический район.

Цели: изучить особенности Уральского экономического района.

Его изучением  мы будем заниматься на протяжении 3-х уроков. Для того, что бы ответить на этот вопрос мы должны на уроках:

Задачи:

  • Выявить значимость Уральского экономического района для хозяйства страны;
  • Оценить природные ресурсы УЭР для развития хозяйства региона;
  • Выделить этапы освоения территории Урала;
  • Установить специфические черты населения;
  • Определить отрасли специализации УЭР;
  • Сформулировать проблемы и выявить пути их решения.

Задание 1: по картам атласа определите, какие субъекты РФ составляют УЭР.

Ученики: Две Республики: Башкирия (Уфа) и Удмуртия (Ижевск), Пермский край (с 1 января 2006 года в результате референдума Пермская область объединилась с Коми-Пермяцким автономным округом), 4 области: Свердловская область (Екатеринбург), Челябинская (Челябинск), Курганская (Курган) и Оренбургская (Оренбург).

Учитель: Площадь района составляет 824 тыс. кв. км. Давайте назовем самый большой и самый маленький субъект по площади в УЭР.

Ученики: Свердловская область, республика Удмуртия.

Учитель: Что вы можете сказать о городах Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь?

Ученики: Это города-миллионники.

Учитель: Оцените экономико-географическое положение Урала по плану:

  • Положение района на территории страны.
  • Соседние районы, государства.
  • Выход к морю
  • Положение по отношению к топливно-энергетическим и сырьевым базам.
  • Транспортное положение.

Ответы учащихся: Уральский экономический район находится на стыке европейской и азиатской частей России. Граничит с Северным, Волго-Вятским, Поволжским, Западно-Сибирским экономическими районами. На юге граничит с Казахстаном (тесные добрососедские отношения, но большой проблемой является поток наркотиков). Урал – сухопутный район, но по р. Урал, Каме, Волге и каналам имеет выход в Каспийское, Азовское и Черное моря
С востока район получает сырье и топливо, а продукцию обрабатывающей продукции – с запада, а также вывозит свою продукцию во все экономические районы России благодаря развитой транспортной сети (транзитные железные, автодороги, нефте- и газопроводы).
Географическое положение: Уральские горы находятся на северо-западе России. Они лежат между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами. Длина Уральского хребта – более 2000 километров, ширина от 40 до 150 км. Самая высокая точка Урала – гора Народная (1895 м.).

Составить синквейн –  Приложение 2.

Урал.
Славный, опорный
Живёт, трудится, преуспевает
Здесь мы родились
Родина.

Домашнее задание:

Демонстрация фильма «Уральские горы» – Приложение 3.

– Спасибо за урок

Валентина Наумова
Валентина Наумова
Администратор
Оцените автора
Познание