Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного моря : История и обществознание

Категория учащихся: общеобразовательный 5 класс.

Цель урока: изучить греческую колонизацию на берегах Средиземного и Чёрного морей.

Задачи:

  • Ознакомить учащихся с названиями греческих колоний и их расположением.
  • Проанализировать причины основания колоний древними греками.
  • Повторить термины: колония, колонизация, метрополия, демос.
  • Сравнить образ жизни древних греков и местных жителей.

Тип урока:

Комбинированный. Одновременно с усвоением нового материала – «Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей» – идёт повторение пройденных ранее тем – «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу», «Финикийские мореплаватели» и «Греческие колонии».

Место в общем курсе истории:

Данный урок является частью  раздела «Древняя Греция» и материал урока далее будет раскрываться в темах  главы «Возвышение Афин в V веке до н. э.»

Структура урока:

  1. Сценка по теме: «Почему греки покидали свою родину?»;
  2. Повторение: ответы учащихся на вопросы учителя;
  3. Совместная работа учителя с учащимися: словарь и «Линия времени»;
  4. Совместная работа учителя с учащимися: карта;
  5. Совместная работа учителя с учащимися: иллюстрация и текст в учебнике;
  6. Инструктаж домашнего задания.

Наглядные пособия:

  1. Термины на доске (закрытые);
  2. Карта на доске;
  3. Иллюстрации в учебнике Годера «История Древнего мира» и на доске;
  4. Атлас для 5 класса по истории Древнего мира;

Методы:

  1. метод драматической интриги – двое учеников разыгрывают сценку перед классом, целью которой является: заинтересовать учащихся и настроить аудиторию на восприятие новой информации;
  2. метод сравнительного анализа – учащиеся сравнивают образ жизни и занятия древних греков и местных племён (скифов);
  3. объяснительно-иллюстративный метод – работа класса с картами и иллюстрациями в учебнике;
  4. метод диалога – беседа как метод повторения и ознакомления с новым материалом;

На доске:

  1. Тема урока и дата;
  2. Карта;
  3. «Линия времени»;
  4. Термины (с начала урока закрытые): колония, метрополия, знать, демос, пираты, Горгиппия, Гермонасса, Фанагория, Боспорское царство, Пантикапей.

Содержание урока

Учитель: Наш урок сегодня пройдёт как беседа. Мне будут помогать помощники – актёры.  А весь класс, пользуясь своими знаниями по истории Древней Греции и Кубановедению, поможет мне рассказать новую тему. Посмотрите на доску. Прочтите название темы. Повторим ранее изученное. Пользуйтесь знаниями, полученными не только на уроках истории, но и кубановедения (по мере ответов учащихся, учитель открывает термины на доске – колония, колонизация, метрополия).

– Вспомните и дайте определение, что такое «колония», «колонизация»?

– Как называется страна, владеющая колонией?

– Какое государство – метрополию, кроме Греции, вы можете назвать?

Учащиеся отвечают.

Теперь наши актёры разыграют перед нами действие, значение которого разгадают только внимательные учащиеся. Благодаря нашим актёрам, мы с вами заглянем в Древнюю Грецию, и соприсутствуем во время важного разговора. Вы же внимательно слушайте и не упускайте ни единого слова. Только внимательные смогут ответить на мои вопросы.

Сценка «Почему греки покидали свою родину?»: Перед классом двое учащихся в древнегреческих хитонах и произносят  диалог:

Первый актёр:

– Надо же что за несчастье! Не хватает  нам хлеба! Вся плодородная земля принадлежит знати, а мы – простые греки, всё больше и больше залазим в долги и голодаем!

Второй актёр:

– Ничего не поделаешь, нужно нам, демосу, покидать родину. И от знати подальше и от долгов. А там, на чужбине смотри, и найдём плодородную землю, пригодную для земледелия.

Первый актёр:

– Правильно ты говоришь, друг. Лучше не ждать, пока нас покарает знать, пришедшая к власти. Спокойно подготовимся и снарядим корабли. Другие недовольные греки тоже согласятся и поплывут с нами.

Второй актёр:

– Да! и ещё необходимо снарядить  военный корабль! А то…

Учитель: Но тут наших греков прерывают и они уходят.

А теперь, вопросы по сценке, свидетелями которой мы стали (по мере ответов учащихся, учитель открывает термины на доске – демос, знать, пираты. (Повторение и работа со словарём).

– Назовите причины: почему греки основывали колонии? Чем были недовольны греки?

– Что такое «демос»?

– Что такое «знать»?

– Подумайте и самостоятельно закончите оборванную фразу второго актёра. Зачем был нужен грекам военный корабль?

Учащиеся отвечают.

Учитель:

Термин и определение – «ПИРАТЫ» – записываем в словарь (определение учащиеся находят в учебнике, на полях  изучаемого параграфа).

– Чем занимались колонисты?

– Почему их товары были желанной добычей для пиратов?

Учащиеся отвечают.

Работа с картой: Учащейся работает с картой у доски, остальные – на местах с учебником.

рис.1

Образование греческих колоний в 8-6 веках до н. э.

– Определите, где греки основали большее число колоний? На берегах, каких морей?

Работа учащегося у доски – показывает берега названных морей, колонии, столицу Боспора.

– Назовите колонии на берегах Чёрного моря. Их современное название.

– Назовите государство, которое образовалось при объединении этих колоний.

– Назовите столицу Боспорского царства.

Учащиеся отвечают.

Учитель (по мере ответов учащихся) открывает термины – названия колоний: Горгиппия, Гермонасса, Фанагория, Боспорское царство,  Пантикапей.

Работа с «Линией времени»:

рис.2

Учитель: Известно, что греки основали первые колонии на берегах Чёрного моря в VI веке до нашей эры. А уже в V веке до н. э. возникло Боспорское царство.

Учащийся показывает даты на «Линии времени», расположенной на доске. Остальные работают в тетради.

Учитель:

– Мог ли архонт Афин Солон во время путешествий побывать в Боспорском царстве? (Работа с датами и хронологией).

Учитель:

– Предположите, почему греки основывали колонии по берегам морей?

– Как вы думаете, мирно или враждебно воспринимали греков скифы? Почему?

Учащиеся отвечают.

Работа с учебником (иллюстрация на стр. 145).

рис.3

Греческая колония на северных берегах Чёрного моря.

– Подумайте, какой образ жизни вели греки на чужбине? В каких богов верили, какие дома строили?

– Пользуясь картой, предположите, как называлась эта колония? Найдите её на карте. Работа учащегося у доски – показывает названную колонию на карте.

Учащиеся отвечают.

Работа с учебником (текст на стр. 148).

рис.4

– Найдите на карте город Танаис.

 Работа учащегося  у доски – показывает на карте Танаис.

рис.5

Учитель:

– Опишите одежду грека и скифа.

– Могли ли греки и скифы перенимать традиции и одежду друг друга? Почему?

– Чем именно Трифон был похож на грека, а чем на скифа?

Учащиеся отвечают.

Заключение.

Учитель: Подведём итог занятию:

– что нового мы прошли сегодня на уроке?

– а, что вы уже знали и только повторили сегодня?

– какой новый термин записали в словарь?

– что выяснили, благодаря работе с «Линией времени»?

– почему греки и скифы жили мирно друг с другом?

– какие порядки и традиции сохраняли греки в своих колониях?

– а, что заимствовали греки у своих соседей?

Учащиеся отвечают.

Инструктаж по д/з: почитать параграф «Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей»  № 32. Рассмотреть на страницах  учебника и атласа греческие колонии, сделать контурную карту «Греческая колонизация». Ответить на вопросы к параграфу. Выучить новый термин.

Валентина Наумова
Валентина Наумова
Администратор
Оцените автора
Познание